Коучинговые инструменты как средство повышения мотивации на уроках в начальной школе

4
0
Материал опубликован 13 August 2021 в группе

Яворская Т. И.

Коучинговые инструменты как средство повышения мотивации на уроках в начальной школе

Современный ФГОС НОО меняет содержание и существующие технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. Обучение младших школьников должно быть привлекающим и ярким, призыывапющим и вдохновляющим на изучение нового. Соответственно к личности учителя выдвигаются особые требования, он должен уметь подбирать различные инструменты для каждого урока, пользоваться различными приемами. На помощь педагогу может прийти такая технология как коучинг [1].

Коучинг довольно новое понятие в современной науке, интегрированная несколькими науками, такими как психология, менеджмент, философия и логика. Он является распространенным во многих странах мира и активно используется в сфере управления человеческими ресурсами. Коучинг можно охарактеризовать как эффективную, апробированную на практике систему развивающего взаимодействия [2]. Основным из принципов коучинга является вера в потенциал человека. Цель коучинга – эффективное взаимодействие, способствующее росту и развитию человека, опираясь на его потенциал, таланты, силы.

Если же говорить о педагогике и применении коучинга в данной науке, то коучинг – это педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на результат, а также это целенаправленный процесс, который может быть как групповым, так и индивидуальным [3]. В коучинге существует огромное количество инструментов, которые направление на решение разных целей, на применение в различных ситуациях, индивидуально и в группах, в своей работе я опишу лишь некоторые из них, разобрав на примерах.

Первый инструмент – это сфокусированное слушание и использование сильных вопросов. Данный инструмент – это основа коучинга как технологии. Умение задать вопрос, который приведет к развитию ведущее умение коуча, как специалиста. Сильные вопросы – это открытые вопросы, требующие развернутого ответа, вопросы, которые развивают и продвигают. Применительно урокам, это могут быть вопросы на любом из этапов, например:

-Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?

-Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?

-Какие шаги ты должен предпринять для достижения цели?

-Если бы ты был на месте учителя (родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?

-Как ты поймешь, что достиг цели?

Следующий инструмент – «Шкала». Представляет собой вертикальный столб, ограниченный двумя засечками снизу и сверху. Вверху стоит цифра 10, а внизу цифра 1, шкала не зря начинается с единицы, коучинг – это про веру в способности, а 0 – это уже полное их отсутствие. Данный инструмент может использоваться и на этапе рефлексии и на этапе мотивации к поставленной цели, а может помещаться в самом начале изучения раздела, где мы сейчас, что знаем, а что для нас 10? Шкала позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели. Продемонстрируем работу со шкалой на примере урока окружающего мира в 3 классе:

1)Называем шкалу (Например: «Знаток анатомии человека»). Название шкалы может дать каждый ребенок самостоятельно или совместно с учителем, в зависимости от цели применения инструмента.

2)Определяем, что такое 10? Какие знания вы имеете, если позиционируете себя на данной цифре? Как вы поймете, что вы на 10? (Если говорить о выбранной теме, то это знание строения тела человека, различие и перечисление внутренних и внешних органов, перечисление их функций, знание о местоположении и т.д.)

3)Определяем, где находимся сейчас, например, на 5 – что есть сейчас на пятерку или на 7, что знаем на 7 (Здесь каждый ученик оценивает себя: «ставлю себя на 5, так как еще не совсем разбираюсь в строении, знаю о некоторых органах, но не могу их показать»)

4)Прописываем дальнейшие шаги с конкретными сроками: что изменится, когда мы окажемся на 7? На 8?

5) Какие шаги нас могут привести к 10? Кто может поспособствовать?

Следующий инструмент – «Коучинговое колесо». Для его реализации, рисуем круг и делим его на сектора. Для примера, можно использовать тему «Части речи», где каждый сектор – определенная часть речи.

1) Даем название сегментам и располагаем на нашем «колесе» (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.)

2)В каждом сегменте описываем, что такое 10? (Знание всех правил правописания данной части речи, умение находить в тексте, изменять, давать характеристику как части речи, делать морфемный разбор и т.д.)

3)На каком уровне от 1 до 10 находимся сейчас в каждой сфере?

4)Что необходимо сделать, чтобы подняться по шкале? Что будет первым шагом?

Следующий инструмент – это «стратегия Уолта Диснея». Он идеально подходит для командных проектов, для решения общей цели. Можно использовать и на уроке, и во внеурочной деятельности. Данный инструмент хорош тем, что его можно проводить одновременно на всем классе, а можно выбрать группу детей, остальные могут помогать. Разберем на примере классного часа «Выборы командира класса». В стратегии Уолта Диснея существуют три роли: мечтатель, реализатор, критик. Данные роли лучше распечатать на бумаге и прикрепить на полу, чтобы группа детей смогла перемещаться от мечтателя к реализатору.

Мечтатель – формулировка цели. Учащиеся встают на табличку «мечтатель», здесь они задают себе вопросы исходя из изначальной цели (выборы командира): что хотите получить,что важного это вам даст, как узнаете, что цель достигнута? Важно записывать все возникшие идеи. Следующий шаг, это шаг к табличке «реализатор» – здесь происходит разработка плана реализации. Здесь снова задаем вопросы: как будет реализована эта идея, что будет 1,2,3 шагом, как вы проверите критерии достижения, что понадобится для достижения, что дает каждый шаг? Следующая табличка – «критик». На данном этапе учащиеся проверяют идею на реалистичность, экологичность, согласованность с другими целями. А также задаются вопросы: может ли кто-то быть против этой идеи, что может помешать, когда вы не захотите действовать, какие плюсы от настоящего положения? И потом снова возвращаемся к «реализатору», что будет 1,2 шагом, что даст каждый шаг?

Разберем еще один инструмент – это «Линия времени». Линия времени представляет собой стрелку из прошлого в будущее и стрелка в свою очередь делится на несколько точек.

Для каждого ученика эта линия времени будет своей, а также линия может быть составлена всем классом одновременно. Направления можно выбирать различные «Я хорошо считаю устно до 100», «Я отлично умею выполнять разбор прилагательного по составу», «Я самостоятельный и умею о себе позаботиться», «Я хороший ученик» и т.д.

1)Называем ключевые точки на пути к достижению цели и отмечаем их (На примере «Я самостоятельный и умею о себе позаботиться», это такие точки как: я заправляю постель и завтракаю сам, я добираюсь до школы и из школы сам, самостоятельно делаю уроки, соблюдаю режим дня)

2)Ассоциация с 1 точкой. Представляем этот момент. Что там? Описываем.

3)Смотрим со стороны, каков результат, какие действия привели к этой точке? Какая дата?

4)Продолжаем со всеми ключевыми точками.

5)Предлагаем встать на финальную точку. Предлагаем из финальной точки посмотреть на всю линию времени, соединив весь проект в единое целое.

6)Каков будет первый шаг, запускающий план?

Определение цели и мотивация младших школьников – это в первую очередь задача педагога. Многим из них очень трудно дается увидеть связь изученного с жизнью, а также сегодняшнего и того, что будет в будущем. Задача педагога, используя уникальные инструменты коучинга, помочь учащему, направить, мотивировать в направлении поставленной цели.

Список использованной литературы:

1)Баранова, О. И. Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления учением у студентов – будущих учителей начальных классов и младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 6–10.

2)Голви, У. Тимоти Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / пер. с англ. [Текст] / У. Тимоти Голви. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. — 252 с.

3)Костяева, Н. А. Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов // Журнал «Педагогическая мастерская». – № 9. – 2015. – С. 19-22.

4)Парслоу, Э., Рей М. Коучинг в обучении : практические методы и техники [Текст] / Э. Парслоу, М. Рей. — СПб. : Питер, 2003. — 204 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации