Педагогический проект «Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся»

2
0
Материал опубликован 8 August

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся» Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 Ли Юлия Александровна п. Висим 2024

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность проекта обуславливается тем, что чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Кроме того, смысловое чтение является фактором № 1, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость обучающихся, чем все остальные вместе взятые факторы. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям. Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию русского языка и литературы способствует повышению качества знаний по предмету, создаёт условия для успешной социализации личности, так как во ФГООС одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Осмысленное восприятие текстов способствует развитию личности читателя, его духовному и интеллектуальному росту, более глубокому пониманию всех происходящих вокруг него процессов.

Инновационность проекта Реализация педагогического проекта -это овладение стратегиями смыслового чтения и работа с текстом, включенным в образовательный процесс с различными комбинациями приемов, методов с целью восприятия информации обучающимися, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей

Цель: внедрение в образовательный процесс стратегий смыслового чтения и создание необходимых условий для формирования читательской компетенции обучающихся Цель: внедрение в образовательный процесс стратегий смыслового чтения и создание необходимых условий для формирования читательской компетенции обучающихся Задачи: Изучить и проанализировать педагогическую литературу и опыт коллег по данной теме; Систематизировать приёмы и методики смыслового чтения; Формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом; Оценить эффективность и результативность использования этих технологий.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий посредством работы с текстом как одно из условий повышения эффективности обучения русскому языку и литературе. Предмет исследования: способы, приёмы и методы смыслового чтения, способствующие формированию универсальных учебных действий при обучении русскому языку и литературе.

Ожидаемые результаты 1. Разработка и апробация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» 2. В связи с тем, что чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут сформированы в структуре универсальных учебных действий: — личностные УУД (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации); ⋅ — регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция); — познавательные УУД (владение основами проектно-исследовательской деятельности; практическое владение методами познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата; использование знаково-символических средств, логических действий и операций: анализ; синтез;

Ожидаемые результаты — коммуникативные УУД(умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием прочитанного). 3. Повышение уровня читательской грамотности. 4. Диссеминация педагогического опыта в деле развития и сохранения культуры чтения. 5. Реализация социально-педагогических технологий приобщения школьников к чтению через участие в творческих междисциплинарных проектах, конкурсах, конференциях, учебной и внеучебной деятельности. 6. Активное участие школьников во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе; 7. Успешная сдача выпускниками 9-11 классов ГИА

Смысловое чтение  Смысловое (продуктивное) чтение — вид чте­ния, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФГОС

Способы смыслового чтения Аналитический (структурный) Цель - понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Синтетический (интерпретационный) Цель - выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Критический (оценочный) Цель - оценить авторский текст и решить, согласен ли чи​татель с ним.

Теоретическая основа проекта Алгоритмы действий по формированию навыков смыслового чтения В.А. Сидоренков расчленение текста на главное и второстепенное, обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков; установление логики движения текста, моделирование таблиц, опорных схем и пр. проверка учебного мате​риала; формулировка вопросов по тексту сравнение с текстом-оригиналом и корректировка В.А. Кудряшова 1 фаза (предтекстовая) - фаза ориен​тировки и планирования. 2 фаза (фаза восприятия текста) - ис​полнительная. На этапе восприятия текста учащиеся должны уметь анализировать заголовок, 3 фаза (послетекстовая) является кон​трольной. На этапе создания вторичного текста читающие должны осознавать роль вторичных текстов (плана, аннотации) и критерии отбора содержания Т.И. Фисенко 1. Определение типа книги и предмета книги. 2. Определение основной мысли текста 3. Выявление проблем, которые затрагивает автор в тексте. 4. Нахождение ключевых слов и определение их точного значения именно в данном тексте. 5. Выделение ключевых предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. 6. Интерпретация текста — передача прочитанного своими словами. 7. Конструктивное обсуждение изучаемого текста. 8.Формирование собственного критического мышления

Этапы работы с текстом Планирование деятельности (предтекстовый этап) Чтение текста (текстовый этап) Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап)

Основные компоненты и способы реализации Современные образовательные технологии Игровые технологии Технология группового взаимодействия Технология развития критического мышления Проблемное обучение Информационно-коммуникативные технологии Стратегии чтения «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Чтение в кружок» «Чтение с остановками» «Толстые и тонкие вопросы» «Узелки на память»  «Синквейн» и др.

Стратегиальный под­ход «Стратегии смыслового чтения» — различ​ные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформлен​ной текстовой информации, а также ее переработ​ки в личностно-смысловые установки в соответ​ствии с коммуникативно-познавательной задачей Н. Сметанникова :  «путь, про​грамма действий читателя по обработке различ​ной информации текста является стратегией»

Стратегиальный под­ход развивает самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, приёмы понимания текста, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами; способствует развитию общеучебных умений школьников, формированию культуры умственного труда

Стратегии предтекстовой деятельности Н. Сметанникова 1. Мозговой штурм. 2. Глоссарий. 3.Ориентиры предвосхищения содержа​ния текста. 4. Батарея вопросов: вопросы для при​поминания, предваряющие вопросы. 5. Рассечение вопроса Г. Граник, Л. Концевая, С. Бондаренко 1. Учить видеть слово 2. Анализ заголовка текста до начала чтения  3. Работа с эпиграфом

Стратегии текстовой деятельности Н. Сметанникова 1. Чтение вслух (попеременное чтение). 2. Чтение про себя с вопросами. 3. Чтение с остановками. 4. Чтение про себя с пометками Г. Граник, Л. Концевая, С.Бондаренко 1. Диалог с текстом 2. Прогнозирование: восстановление пропущенных слов, строк, дописывание текстов, собирание рассыпанных текстов, выдвижение и проверка гипотез. 3. Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов. 4. Ответы на вопросы по тексту 5. Самостоятельная постановка вопросов к тексту

Стратегии послетекстовой деятельности Н. Сметанникова 1. Отношения между вопросом и ответом. 2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»), 3.Тайм-аут. 4. Проверочный лист Г. Граник, Л. Концевая, С.Бондаренко 1.План. 2. Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам. 3. Пересказ. 4. Конспект

СТРАТЕГИИ ЧТЕНИЯ ТРКМЧП

Чтение с остановками 6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель» Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Первая остановка. – Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении? …Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением… И вот однажды… Вторая остановка. – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе? И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом. Третья остановка. – Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту? На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Четвертая остановка. – Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор? Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».

Чтение с остановками 11 класс. Урок литературы. Тема «Беспощаден кто-то к человеку» по рассказу И.А.Бунина «Роман горбуна» Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание: Первая остановка: Что интересного в этой строке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? (Горбун и любовное письмо???) «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Вторая остановка. Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?) Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…) Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет)

СИНКВЕЙН, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Тема: Изложение с творческим заданием. Текст «Колокол»* (китайская сказка)Предмет: русский язык Класс: 8 На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения. … отлитый, медный. звучит, созывает, наполняет. Он гремит из синевы неоспоримо. Святыня. Текст, с которым мы будем работать называется также «Колокол», по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозируйте сюжетную канву (кратко). ГОРОД – ПЕПЕЛ – КОЛОКОЛ – ТРЕЩИНА – ДОЧЬ – КРОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ – СЛАДКОЗВУЧНЫЙ ГОЛОС – ЧУЖЕЗЕМЦЫ ТЕКСТ СКАЗКИ (выделите ключевые слова) Много веков назад китайский император приказал построить новый город. Я назову его Пекин,- сказал император,- и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии. Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врагов. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол. 

Выделите ключевые слова, что мы узнали из этой части сказки? Чтение текста до следующей остановки. Выделите ключевые слова, что мы узнали из этой части сказки? Чтение текста до следующей остановки. Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный мастер сказал: «Если неудача постигнет тебя в третий раз,- простись со своей головой»! Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в его глазах радости, а в руках - твердости. (Глубокая трещина, разгневанный, неудача) Спрогнозируйте дальнейшие события. (Обсуждение) Чтение текста до следующей остановки. Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказывала о горе своего отца. Только на минуту задумался мудрец, а потом сказал: «Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю». Чтение текста до следующей остановки. Почему кровь Сяо Лин названа святой? Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжимать ее сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет в себя жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивая стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, Что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом. Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности не было не Единой трещины. По старинному обычаю, старый мастер первый ударил в колокол, и сладко звучный голос его наполнил все сердце радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными. Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Сила любви. Самопожертвование. Героический поступок) Напишите синквейн по данному тексту

СИНКВЕЙН Сяо Лин Отважная, героическая Жертвует, спасает, вдохновляет. Жизнь отдает ради земли родной Героиня Колокол Могучий, звонкий Ударяет, зовет, воодушевляет. Наполняет сердца радостью и покоем Сердце Сяо Лин Мужественная, сильная Умерла, спасла, воссияла. Голос ее звучит в сердцах людей Память

Чтение в кружок Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА Ментальная карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Ромашка Блума по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Мы продолжаем наш разговор о рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на Кавказ, а именно туда, где в плену оказались наши герои, и познакомиться с этой страной. Давайте запишем тему нашего урока: «Мир горцев глазами Жилина ». Попробуем сформулировать цель нашего урока: на основе текста, с помощью вопросов представить информацию о жизни горцев глазами русского офицера. Простые вопросы (3- по 2гл., 3 – по 4 гл.) отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию из текста (задают вопросы классу, прикалывают лепесток на доску) Что такое сакля? Как одета молодая татарка? Что такое башмет? Интерпретационные (объясняющие) вопросы (обычно начинаются со слова "Почему?" «Зачем?» «Для чего?») За что горцы прозвали Жилина Джигитом? Почему Жилин указал неправильный адрес на письме? Оценочные вопросы Чем один герой отличается от другого, когда их заставляют писать письма домой?Почему мы не видим негативного отношения Жилина к горцам? Почему Жилин так внимателен к миру, местности горцев? Почему герой принимает решение бежать именно сейчас?)

Ожидаемые результаты и социальный эффект: Повышение уровня мотивации к изучению предмета; Освоение обучающимися навыков смыслового чтения; Повышение качества знаний обучающихся по предмету; Развитие у школьников таких умений, как, например: - умение решать учебные и реальные проблемы; - умение выделять из текста основные единицы; - способность к продуктивной совместной работе Сложно поставить оценку за сформированность этих умений и качеств. Важно отследить их устойчивое позитивное развитие у каждого ученика.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации