Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников. "Чеснок"
17
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района «Буготакская средняя школа»
Педагогический проект по экологическому воспитанию
для дошкольников от 5 до 7 лет
«Чеснок»
Воспитатель:
Беженарь Надежда Георгиевна
89538067731
bezehar-70@mail.ru
Директор: Амелько Любовь Пантилимоновна
с. Буготак, 2024 г
Описание проекта: экологический проект «Чеснок».
Данный материал будет полезен педагогам, родителям.
Тип проекта: детско – взрослый.
Вид проекта: познавательный, творческий.
По числу детей: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет), воспитатели, родители.
Актуальность проекта: Участие ребёнка — дошкольника в проекте «Чеснок — здоровью помог!» систематизирует знания и представления о пользе чеснока, свойствах и применении. Чеснок полезен людям, лечит и защищает человека. Если научимся выращивать чеснок, будем стараться употреблять в свежем виде, это вселит чувство гордости и победы над микробами, а главное — это способ лечения и профилактики простудных болезней. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста имеет большое значение. Одним из главных способов отображения действительности является проектирование. В дошкольный период для развития личности ребенка важен поиск знаний: приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого, который поддержит стремление наблюдать и экспериментировать, желание ребенка самостоятельно искать новые сведения о мире.
Проблемный вопрос: В настоящее время в нашей группе плохая посещаемость. Во время утреннего круга, дети заметили, что их мало в группе. Где остальные ребята, спросили? Они заболели! " Что нужно, чтобы защитить организм от болезни. Мы поговорили о многих средствах профилактики. Но решили по глубже изучить чеснок, что за овощ и откуда. Попробовать вырастить чеснок самим и исследовать полезные свойства. Так появился наш исследовательский проект на тему: «Чеснок — здоровью помог!»
Организация исследования в рамках проекта.
Деятельность по реализации проекта
1. Ознакомиться с происхождением чеснока.
2. Дополнять, обобщать знания и представления ребёнка дошкольного возраста об овощной культуре чеснок, свойствах и применении в быту;
3. Узнать, как чеснок влияет на здоровье человека.
4. Развивать познавательные и творческие способности ребёнка 5-7 лет в процессе совместной, со взрослым, исследовательской работы;
5. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о чесноке; творческие способности, поисковую работу;
6. Развивать у детей интерес и желание укреплять организм и защищать от болезней с помощью чеснока.
Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций о чесноке, просмотр мультфильма «Овощная вечеринка о чесноке», использование интернет – ресурсов.
Беседы «Чеснок - польза и вред для человека», «Лечебные свойства чеснока»,
Подбор и чтение легенд, загадок, сказок, рассказов и стихотворений, посвящённых чесноку.
Коллективное фото при посадке чеснока, рисование чеснока, поделки с использованием чеснока.
Изготовление книжек-малышек, коллажей на «чесночную» тему.
Обсуждение и составление рассказа «Что я запомнил о чесноке».
Практическая часть:
Просмотр мультфильма
Лепка чеснока с родителями
Изготовление книжки малышки о Чесноке с родителями
Рисование «Чеснока»
Результаты исследования.
Подготовка и рассказы детей «Что я запомнил о чесноке».
Благодаря обсуждениям, просмотру фильмов об использовании чеснока в народной медицине. Дети уточнили уже имеющиеся знания и расширили свои знания о чесноке. Опыт помог установить, что в домашних условиях даже зимой на окне можно вырастить чеснок. Детей с удовольствием ухаживали и наблюдали за его развитием.
Совместная деятельность родителей и ребёнка способствовала расширению кругозора, как детей, так и взрослых, укреплению взаимоотношений в семье, поддержка взрослых позволила значительно повысить интерес ребёнка к исследовательской деятельности, воспитанию уважения и бережного отношения к живой природе.
Использованная литература:
1. Дубровин И.И. «Всё об обычном чесноке».
2. Кородецкий А. « Чеснок для лечения и очищения», «Чеснок против 100 болезней».
3.Попков В.А. «Чеснок»
Практический этап
Форма работы | Задачи |
Беседа о чесноке (природные явления, овощи и фрукты и т.д.) | Закрепить знания детей о чесноке в сезонных изменениях. Познакомить с названиями («Зимний чеснок»). Расширять представления о разнообразном использовании человеком чеснока. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе. |
НОД по теме" «Чесночок-здоровью помог» | Обогащать представления детей о чесноке; Обучать сравнительному моделированию с использованием шаблонов; Развивать экспериментальную сферу и художественное творчество детей; Развивать речь детей, обогащать словарь; Развивать мыслительные способности; |
Рассматривание сюжетных картин: «Чесночок» | Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства. Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями |
НОД «Чеснок - нам друг» | формировать элементарные представления о жизни полезных овощей, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения овощей, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к здоровью. |
НОД по рисованию «Чеснок» | Учить детей рисовать отдельные элементы, зубок чеснока на листе, располагая ближе и дальше. Закреплять умение работать кистью. Развивать творчество. Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте. |
Посадка чеснока с родителями | Приобщать родителей с детьми, поощрять создание особых семейных традиций при совместном выполнении работы, воспитывать чувство единения и тесной взаимосвязи родителей и ребёнка помощи им. Вызвать интерес к сотрудничеству |
Изготовление книжки – малышки «Чеснок» с родителями | Приобщать родителей с детьми, поощрять создание особых семейных традиций при совместном выполнении работы, воспитывать чувство единения и тесной взаимосвязи родителей и ребёнка помощи им. Вызвать интерес к сотрудничеству |
Лепка из пластилина «Чеснок»" | Формировать у детей умения создавать при помощи пластилина чеснок. Учить передавать форму и характерные особенности, использовать знакомые приемы лепки. |
Чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, стихи, загадки о «Чесноке». 1. Дубровин И.И. «Всё об обычном чесноке». 2. Кородецкий А. « Чеснок для лечения и очищения», «Чеснок против 100 болезней». 3.Попков В.А. «Чеснок» | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Познакомить детей со стихами о «Чесноке». |
Дидактические игры. «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди овощ по описанию», | Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками; |
Экскурсия по огороду детского сада. | Развить познавательный интерес к труду, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей об овощах, выращенных в нашем огороде, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде. |
Подвижные игры. «Найди свой овощ» «Где кто живет?» «Перелет птиц» «Хитрая лиса» Пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять», «Листопад», «Ветерок» Физкультминутка: Физкультминутка двигательно-речевая | Формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу. |
Музыкальная деятельность Песня «Раз, два, три осень приходи… »; «Огородная» танец «Виноватая тучка»; П.И. Чайковский «Сентябрь», «Октябрь» | Приобщать детей к музыкальному искусству. Формировать умение правильно передавать мелодию и текст песни. Поощрять инициативу детей при передаче танцевальных движений. |
Заключительный этап.
- Выставка с использованием чеснока и др. овощей «Витаминная лавка»
- Конспект «Чеснок»
- Рисование чеснока
- Лепка чеснока
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Просмотр мультфильма « Овощная вечеринка, чеснок»
Посадка
Для того чтобы посадить чеснок на своем участке, необходимо вскопать землю и хорошо проборонить. Отделить «зубочки» крупные и высадить в землю на участке дошкольных групп.
Высадка чеснока «Зимнего» Прополка чеснока и высадка других
овощей на участке 2023 г.
Посадка зимнего чеснока с родителями осень 2023г.
Осень 2023г.
Загадки и поговорки про чеснок
Внешние отличия ярового и озимого чеснока
Различить яровой чеснок от озимого можно по внешнему виду: массе и размеру головок, расположению головок вокруг стебля, способности к стрелкованию и способам размножения. Яровой чеснок обычно меньше озимого, его еще именуют летним и не стрелкующимся. Головки озимого чеснока крупнее, летом чеснок выпускает цветочную стрелку. Убирают озимый чеснок в конце июля и используют для заготовок на зиму.
Готовим чеснок к посадке
Посадка чеснока на участке осень 2024 г.
Лепка чеснока из пластилина с родителями
Изготовление книжки малышки «Чесночок» с семьёй
Рисование «Чеснока» с родителями»
Рисуем вместе «Чеснок нас от простуды сберёг»
Выставка осенних поделок с использованием овощей
Конспект по экологическому воспитанию детей разновозрастной группы по теме: «Чеснок - здоровью помог»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей об овощных культурах и их использовании.
Задачи:
Воспитывать желание самим выращивать растение из семян
Формировать у детей свободное общение со взрослыми и сверстниками
Обогащать и активизировать словарь детей.
Употребляя в речи слова: головка, чешуйка, зубчики, шуршащие, плотная, борозда.
Воспитывать самостоятельность и желание трудиться сообща.
Умение радоваться после успешно сделанной работы.
Упражнять детей в правильной посадке чеснока
Учить пользоваться инвентарем.
Развивать навыки ухода за культурными растениями.
Оборудование и материал: ведёрко с чесноком, грабли, перчатки, влажные салфетки по количеству детей
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие, которое мы проведём на участке, мы будем сажать чеснок.
Воспитатель: Осень – это пора сборка урожая. Ребята, какие овощи мы вырастили на нашем огороде? (Ответы воспитанников)
Некоторые овощи и зелень сажают под зиму, чтобы был ранний урожай. Посеять можно в зиму морковь, петрушку, укроп, шпинат, лук, чеснок. Важно, чтобы до наступления морозов семена не успели прорасти, но успели укорениться, их можно укрыть специальным материалом или опилками строительными.
На прошлых занятиях, мы с вами говорили о полезных свойствах чеснока и влияние их на здоровье человека.
Несмотря на огромную пользу, у чеснока имеются и противопоказания. От него стоит отказаться в следующих случаях:
индивидуальная непереносимость;
геморрой;
эпилепсия;
вирусный гепатит;
бронхиальная астма;
хронические заболевания почек (нефрит, гидронефроз и др.);
гастрит;
язва желудка или двенадцатиперстной кишки;
заболевания печени;
желчнокаменная болезнь;
анемия;
тахикардия (учащенное сердцебиение);
сахарный диабет;
амилоидная дистрофия (нарушение белкового метаболизма);
системные заболевания соединительной ткани;
множественная миелома и др.
Воспитатель: Озимый чеснок выращивают с 20 сентября до 15 октября. Перед тем как посадить чеснок осенью, посевной материал перебирают и оставляют для посадки только самый крупные, не повреждённые зубчики. Чеснок светолюбив, поэтому растите его под солнцем. После заделки зубков можно почву слегка посыпать песком.
Физкультминутка двигательно-речевая:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Деревцо все выше, выше,
А ребята – тише, тише»
«Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – всем присесть
Семь, восемь – встать попросим
Девять, десять – тихо встать.
Практическая работа. Закрепление материала.
Воспитатель: Сегодня мы проведём подзимнюю посадку чеснока.
Перед началом практической работы необходимо вспомнить правила личной гигиены и технику безопасности. (Ответы воспитанников)
Правила личной гигиены и техника безопасности:
Перед началом работы инструмент проверяют, он должен быть исправлен.
Переносить рабочий инструмент (лопатка, ножницы) необходимо в вертикальном положении заостренной частью вниз. Во время работы пользоваться перчатками.
Землю для посадки чеснока готовить при помощи инструментов.
По окончании работы очистить инструменты от грязи.
Сдать инструменты воспитателю.
Привести одежду, обувь и руки в порядок.
Педагог хвалит воспитанников, за проделанную работу.
Подведение итогов. Контроль полученных знаний. Рефлексия.
По окончании практической работы подводим итоги, проведённого занятия. Дети рассказывают, что нового узнали на занятии. Оценивают себя и своих товарищей.
Рефлексия
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Вам понравилось? Давайте закрепим, я задам вопросы.
Как выглядит чеснок?
Какие полезные вещества находятся в чесноке?
Когда высаживают озимый чеснок?
Когда собирают урожай озимого чеснока? (Ответы детей)
Я довольна вашей работой, вы показали хорошие знания и справились с практической работой.
Все работали дружно, слаженно, всем большое спасибо.