12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смагина Ольга Николаевна113
2

Педагогический проект «Развитие универсальных учебных действий в системе образования: формирование умения контролировать процесс и результаты своей деятельности у младших школьников с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

на тему

«Развитие универсальных учебных действий в системе образования: формирование умения контролировать процесс и результаты своей деятельности у младших школьников с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Евсеева Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов,

Смагина Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ школа-интернат №113

г.о.Самара

 

 

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольного поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контролировать и коррекцию выполняемых действий. Используя соответствующие средства.

Актуальность

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Сформированные у ученика регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают ему возможность эффективного управления своей познавательной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. С другой стороны, последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает формирование инновационной готовности ученика как базы его будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Цель проекта: создание системы педагогической деятельности по формированию регулятивных учебных действий у младших школьников с ОВЗ, а именно развитие навыка контроля за выполнением работы и самоконтроля своих действий.

Задачи:

Изучить научную и методическую литературу по тематике регулятивных УУД.

Рассмотреть проблемы формирования регулятивных УУД у младших школьников в современной методике преподавания предметов начального образования в условиях внедрения новых ФГОС.

Разработать систему формирования умения контролировать процесс и результаты своей деятельности у младших школьников с ОВЗ.

Гипотеза проекта: лишь целенаправленная систематическая деятельность учителя приведет к формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, умению контролировать свою деятельность по результату.

Объект: деятельность учителя по формированию умения контролировать свою деятельность по результату регулятивных учебных действий у младших школьников.

Предмет: формирование у обучающихся умения контролировать свою деятельность по результату сформированности регулятивных учебных действий у обучающихся начальных классов.

Результат проекта: система в работе по формированию умения контролировать процесс и результаты своей деятельности у младших школьников с ОВЗ; младший школьник, способный анализировать объем своих знаний по конкретной теме, принимать и сохранять учебную цель, планировать свою деятельность, осуществлять коррекцию и оценку своих действий, добиваться положительного результата

Критерии сформированности навыка контроля:

Критериями сформированности действия самоконтроля в системе В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина считаются:

- потребность в самоконтроле;

- осознание назначения самоконтроля;

- умение осуществлять его и находить ошибки;

- умение объяснять причины найденных ошибок;

- умения исправлять ошибки на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия;

-степень произвольности контроля (хаотичный — в соответствии с планом контроля, наличие средств контроля и характер их использования);

-характер контроля (свернутый — развернутый, констатирующий — предвосхищающий);

- характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный и неперсонифицированный.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тесты, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

Используемые методики:

Методика «Корректурная проба».

Методика «Рисование по точкам».

Методики П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой «Домик», «Графический диктант», «Узор».

Опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств.

Методика «Игрушечный язык» Л.В. Берцфан.

Методика «Продолжи по образцу».

Игра «Сделай так же».

Игра «Спрячь букву от Буквоежки».

Л.А. Ивашкина, С.Ю. Прохорова, Диагностика развития УУД младших школьников на предметном материале: математика. М., Планета, 2015г.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учѐтомконечногорезультата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учѐтом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Почти у всех детей семи лет не сформировано устойчивое произвольное внимание, волевая сфера развита слабо. В начале обучения младшие школьники не понимают значения самоконтроля как фактора, повышающего качество их учебной деятельности. Они воспринимают учебную деятельность как внешнюю по отношению к себе. Учащиеся начинают овладевать самоконтролем с первых дней обучения в школе, но лишь ко 2-3 классу он становится частью их учебной деятельности. У детей появляется стремление подвергать действию контроля не только результаты выполнения заданий, но и процесс выполнения деятельности. В начале обучения действие самоконтроля выполняется по конкретному образцу, затем – по представлению об образце, на заключительном этапе – на основе обобщенного представления образцов.

Традиционно принято, что действие самоконтроля включается в группу регулятивных универсальных учебных действий, применение этого действия в процессе учебной деятельности обусловливает его включение в состав познавательных действий.

В отечественной психолого-педагогической литературе отражаются различные подходы к определению самоконтроля. Одни авторы расценивают самоконтроль как свойство личности, другие – как акт умственной деятельности. В педагогических исследованиях самоконтроль трактуется с позиции деятельностного подхода как структурный компонент учебной деятельности школьников.

Л.В. Берцфаи полагает, что самоконтроль в учебной деятельности заключается в соотнесении предметного действия с определенными условиями его выполнения и с ожидаемыми результатами.

В концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова самоконтроль трактуется как умение ученика рассматривать свою работу с точки зрения правильности и полноты выполнения учебных операций

Л.В. Занков рассматривает самоконтроль как систему учебных действий школьника по определению правильности выполнения операций, входящих в состав способа действия.

В работах Ю.К. Бабанского самоконтроль выступает как элемент учебной деятельности, важное учебное умение, которое состоит в том, чтобы находить ошибки и намечать способы их устранения самостоятельно. При всем многообразии подходов к определению самоконтроля большинство авторов одинаково выражают психологическую сущность самоконтроля, которая заключается в сопоставлении выполняемых действий учащимся с образцом и с поставленной целью. В одних случаях образцом считается порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность операций; в других – заданный результат действия. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Поэтому в образовательной системе (например, «Школа 2100») большое внимание уделяется развитию навыка контроля и самоконтроля через применение различных технологий. Технология проблемного диалога (автор Мельникова Е.Л.). Методы поиска решения в данной технологии учат не только планированию, но и контролю, поскольку учебное открытие нужно спланировать, а открытое знание следует сверить с учебником.

Технология оценивания образовательных достижений (руководитель Д.И. Фельдштейн) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников посредством изменения традиционной системы оценивания. У детей формируются умения оценивать результат своих действий самостоятельно, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки; мотивация на успех.

В учебники данного УМК включены проблемные вопросы для обсуждения учащимися и выводы для проверки правильности и эффективности действий, заключенные в рамки. Это позволяет детям научиться отличать правильно выполненное задание от неверного. В учебниках 2 класса присутствует рубрика «Учимся открывать новые знания и проверяем себя», с помощью которой учитель может организовать работу по предложенному плану. В учебниках «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.) появляются рубрики «Трудное задание», «Если осталось время», «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки», а также памятки. Все они могут использоваться учителем для развития умений самоконтроля.

Формирование действия самоконтроля в учебниках литературного чтения (Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова) осуществляется с помощью рубрик «Проверь себя», «Оцени себя». Функцию самоконтроля в рабочих тетрадях по чтению выполняют рубрики «Эрудит», «Отзыв», «Книгочей», с помощью которых дети могут проверить свое умение пользоваться словарем, объяснять понятие, знание литературоведческих понятий; начитанность. Учебники математики (В.Н. Рудницкая) содержат рубрики «Сообрази», «Выполни трудное задание», «Карточка-помощница», а также «Проверь себя», «Проверь свой ответ».

Задания в рабочих тетрадях в соответствии с различными уровнями освоения материала также направлены на развитие действия самоконтроля. В них предусмотрена дозированная помощь учащимся с предоставлением пооперационных действий при выполнении заданий. Этим реализуется индивидуальный подход в обучении, т.к. ребенок может выбрать ту степень самостоятельности выполнения, которая ему сейчас подходит.

Уровни развития контроля

Уровни

Показатели сформированности

Дополнительные диагностические признаки

1. Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относиться к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников.

2.Контроль на уровне непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых.

3.Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

 

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки.

В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

4.Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

 

При выполнении действий ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок.

Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля с новыми условиями

5.Потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы.

Задачи, соответствующие успешному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.

6.Актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы.

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.

 

Этапы работы по формированию навыка контроля.

Первый этап – это оценочная деятельность учителя, коррекция и стимулирование им учебной деятельности детей. На данном этапе учащиеся усваивают способы деятельности контроля, через деятельность учителя усваивает определенные образцы.

На втором этапе происходит формирование у учащихся учебных действий контроля в условиях коллективной учебной деятельности. По мнению авторов, в процессе коллективной деятельности формируются адекватные и содержательные действия. При этом появляются общественные эталоны: нормы, точки зрения, взгляды, которые выражают личностные и коллективные позиции детей.

На третьем этапе формируются действия самоконтроля в самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Система работы по формированию навыков контроля и самоконтроля

 

Этапы

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Отсутствие контроля. Формируется мотивация к осуществлению самоконтроля и его ориентировочная основа. Выполнение задания по алгоритму.

Убедить обучающихся в необходимости самоконтроля; создать потребность в самоконтроле. Работа по указанию учителя.

 Работа с эталонами.  

Учит оценивать свою деятельность. Сверка с образцом (готовым ответом), ответы на вопросы:

- что нужно было сделать в этом задании?

- какая была цель, что нужно было получить?

Отсутствие самоконтроля. Ошибки не замечают, не исправляют.

Д/игры «Домики», «Соедини правильно»: формирование навыка самоконтроля.

Приём «Лесенка».

2. Контроль на уровне непроизвольного внимания. Действие самоконтроля «следит» за рабочим действием, при этом ориентируется на внешние опоры, образцы

Иногда преднамеренно допускать ошибки на доске.

- удалось ли получить результат?

- найдено решение? (ответ).Учит следовать алгоритму при выполнении задания пошагово.

Неустойчивый и неосознанный контроль на уровне непроизвольного внимания;

Д/игры «Исключение лишнего», «Нелепицы». Приём «Светофор»

3.Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. Действие самоконтроля начинает объединяться с основным действием, иногда отрываясь от внешних опор;

 

Учить способу действия по исправлению ошибок; задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

Организует самостоятельное придумывание заданий; выполнение задания по алгоритму

- справился полностью правильно или с ошибкой? (Какой? В чем?)

Самостоятельно проверяет работу и находит ошибку, может объяснить свои действия. Допускает ошибки при выполнении нового материала.

Д/игры «Подбери ключи», «Продолжи ряд».

Приём «Линейка»; «Число контролёр»

4.Актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Действие самоконтроля выполняется без внешних опор, т.е. сливается полностью с основным действием;

 

Наблюдения и практические работы по предмету изучения;

сличение результата деятельности с образцом, эталоном на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности

взаимоконтроль; проверка полученных результатов по условию задания; примерная прикидка результатов;

- что ты узнал на уроке?

- чуму научился?

- за что можешь себя похвалить- найден ответ? (решение)

Осознал и усвоил обобщенную схему действия, соотносит процесс решения задачи с этой схемой. Ошибки исправляет самостоятельно.

Игры «Чего недостаёт», «Забавный счёт». Использование смайликов. Разноуровневые карточки.

5.Потенциальный рефлексивный контроль. Актуальный контроль.

Самоконтроль начинает опережать основное действие, упреждать его

Предлагать обучающимся самим оценить свою работу; Предлагать обучающимся проверить и оценить работу товарища.

Выполнение действий по общей инструкции, алгоритму. Взаимопроверка при работе в паре. Повторяем с контролем. Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы, другие на них отвечают в парах.

Взаимоконтроль в парах и по рядам

Предлагает решение обратной задачи; моделирование; Игра «Лесенка».

- как ты оцениваешь свою работу?

- над чем надо еще поработать?

- какие задания тебе понравились?

- какие оказались трудными?

подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

выполнение работы различными способами

 

Сам находит ошибки, допущенные из-за несоответствия применяемого способа действия при решении новой задачи.

Д/игры «Коврики», графический диктант, Д/игры «Зашифрованные слова», «Что перепутано»;

 

Вывод: самоконтроль включается в систему учебной деятельности и является обязательным. Формирование действия контроля у учащихся, как утверждает А.Б. Воронцов, проходит путь от контроля и оценки со стороны учителя (внешние контроль и оценка) к собственно контролю и оценке ученика (внутренние контроль и оценка). При правильно организованной работы по формированию регулятивных учебных действий у обучающихся младших классов с ОВЗ (навыка контроля и самоконтроля) будут достигнуты положительные результаты. В начале обучения овладение действием контроля выступает как самостоятельная часть деятельности. Постепенно, в процессе обучения действие контроля превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Показателями сформированности указанного действия являются умения детей работать по следующему алгоритму:

1. Проанализировать условие задания и сформулировать (зафиксировать) ожидаемый результат.

2. Записать план действий или последовательность операций (шагов), которые будут сопутствовать получению результата.

3. Последовательное выполнение шагов намеченного «плана действий».

4. Контроль за выполнением и оценка выполнения (невыполнения) шага знаками, например: «+», «-», «?».

5. Запись результата задания.

6. Сравнение полученного результата с условиями предлагаемого задания.

7.Формулировка выводов: о совпадении ожидаемого и полученного результатов; о возможности продолжения решения, если полученный результат является промежуточным; об успешном окончании решения (о возможности решения задания); о коррекции «плана действий» в случае несогласованности полученного и ожидаемого результатов.

 

Литература

Асмолов А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: учеб. пособие для учителя/Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2008г.

ИвашкинаЛ.А., Прохорова С.Ю. Диагностика развития УУД младших школьников на предметном материале: математика. М., Планета, 2015г.

Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-развивающие задания, упражнения, Волгоград, 2020г.

Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования /учеб. пособие для образ. учреждений/ Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова / М.,– 2009г.

Теоретическая статья о системе работы учителя по формированию УУД/ Педагогический журнал «Учитель»//Статья: Деятельность учителя по формированию УУД. − М., 2014г.

Урунтаева Т.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада, М.Просвещение: Владос, 1995г.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.