12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина1708
Образование – высшее, Одесская государственная консерватория им. А.В.Неждановой. Работаю методистом и педагогом дополнительного образования. Стаж педагогической работы - 37 лет.
Россия, Крым респ., Евпатория

Педагогическое общение как творческий процесс

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете.

Но для педагога – это еще и профессиональная необходимость, вне общения педагогическая деятельность просто невозможна. Ведь благодаря живому и непосредственному общению педагога с ребенком осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность.

Что же такое педагогическое общение?

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующее более полному развитию личности.

Это - сухая теоретическая формулировка понятия, но на практике – педагогическое общение с детьми – это всегда творческий процесс.

А проявляется творчество, прежде всего, в умении педагога заинтересовать своих учеников, дать им знания, навыки, ориентируясь на их возраст, способности, интересы.

Умение понять психологическое состояние учащегося – это тоже творчество. Как это важно – взглянуть на ребенка, в его глаза, и сразу понять, что с ним происходит: здоров ли, какое настроение, радуется он или грустит. И в зависимости от этого строить свое общение с ним.

Творчество проявляется и в сложном искусстве построения взаимоотношений педагога с детьми. Ведь учебный процесс, их деловое и творческое взаимодействие начинается именно с установления взаимоотношений. От того, как будет построено это «многоэтажное здание» взаимоотношений, таков будет и конечный результат обучения.

Искусство воздействовать на учащихся, умело взаимодействовать с ними также невозможно без творчества. Педагог воздействует на учащихся и добивается результата, если в детском коллективе педагог и дети - единый коллектив, единое целое, а в их отношениях главное - чувство общности – чувство «МЫ». При этом педагог уважает личность каждого ребенка, учитывает его особенности, а также, особенности собственной педагогической индивидуальности.

И, наконец, еще одно проявление творчества педагога в общении – искусство управлять собой, своим психическим состоянием, настроением, эмоциями, уметь всегда быть жизнерадостным и оптимистичным.

То есть, любое направление педагогического общения требует от педагога творчества, творческого подхода.

«Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов» (М.М. Поташник).

Наблюдая за деятельностью педагогов дополнительного образования, можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения наших педагогов с детьми, родителями и коллегами – действительно творческий процесс. Все педагоги в своих детских коллективах стремятся к хорошим, добрым творческим взаимоотношениям, которые помогают детям узнавать новое, а педагогам – наполнять окружающий детский мир заботой и любовью, отдавать детям все то лучшее, что есть в них самих.

Но останавливаться на достигнутом – не для педагогов. Нужно идти дальше и совершенствовать свое педагогическое мастерство, в том числе и педагогическое общение.

Ведь, и дети, и родители хотят видеть рядом такого педагога, с которым хотелось бы общаться, и вместе идти в страну знаний и творчества и добиваться побед.

Поэтому хочу обратить внимание на некоторые правила педагогического общения, своеобразный педагогический этикет. Он выработан многолетним педагогическим опытом, и может стать необходимым и для молодых и уже опытных педагогов для установления хороших творческих взаимоотношений с детьми, родителями и коллегами и улучшения этих взаимоотношений. Эти правила также характеризуют современного педагога, в том числе и педагога дополнительного образования.

Итак, какой он современный педагог дополнительного образования?

Педагог обладает высоким уровнем профессионального мастерства.

Грамотно и четко излагает свои мысли, убедителен в суждениях.

Всегда внимателен, тактичен, старается не навредить словом.

Терпелив к недостаткам окружающих.

Честен в помыслах, справедлив в оценке других, порядочен в делах.

Щедро делится своим педагогическим мастерством, помнит, что «не оскудеет рука дающего».

Искренне радуется успехам своих коллег.

Умеет управлять своими эмоциями, не позволяет себе плохого настроения.

Обладает чувством юмора.

Активно использует свой творческий потенциал в работе.

Уверен, что трудолюбие и упорство всегда приведут к достижению цели.

Хороший организатор, умеет увлечь детей, родителей, коллег.

Добросовестно выполняет свои функциональные обязанности.

Повышает свое профессиональное мастерство, занимается самообразованием.

Педагог любит детей и свою профессию, и для него работа с детьми – это призвание.

Я надеюсь, что эти правила помогут педагогам дополнительного образования в педагогической деятельности.

Маркелова И.Н.,

методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.