12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Джиоева Эльвира Станиславовна666
Педагог-психолог, стаж работы 10 лет. Работала с детьми от 6 лет до подросткового возраста, сейчас работаю с детьми имеющими статус ОВЗ
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Презентация для лекции
PPTX / 4.46 Мб

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»

362035, РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. Краснодонская, 37«А», тел.:(8672) 74-79-59, тел/факс: (8672) 74-18-73.

E-mail: can.dd@mail.ru

 

"Педагогика Монтессори в системе коррекционного образования"

Часть I­

Лекция на тему: "Педагогика Монтессори, как один из основных способов коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ"

 

Педагог-психолог: Джиоева Э.С.

 

Владикавказ 2021г.

 

Часть I

Лекция на тему: "Педагогика Монтессори как один из основных способов коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ"

 

 

Цели и задачи: ознакомление педагогов и родителей с основной идеей педагогике Монтессори как коррекционно-развивающего метода; теоретически подготовить участников к предстоящему открытому занятию.

Участники: педагоги и родители

Слайд 1

Здравствуйте уважаемые коллеги и родители, мне бы хотелось предоставить вашему вниманию одну замечательную методику, известного итальянского педагога и философа 20 века, Марии Монтессори. Многие из вас уже могли слышать о ней и ее деятельности. Чем примечательна для нас ее система обучения, так это доступностью и эффективностью, в работе не только с детьми имеющими нормальное развитие, но и в работе с детьми имеющими 

статус ОВЗ. 

Надо отметить что, еще Лев Семенович Выготский сформулировал общие закономерности психического развития. Он утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам. А значит и коррекция тех или иных нарушений может протекать по одинаковым принципам, но с некоторыми вариациями.

Чтобы было понятнее, совершим краткий экскурс в историю. Кем же была Мария Монтессори?

Слайд 2

Мария Монтессори, знаменитый итальянский педагог, родилась в 70 годах 19 века. В 26 лет она стала одной из первых женщин-врачей в Италии. Занимаясь воспитанием детей с различными дефектами развития, она вскоре обнаружила, что они нуждаются в активности, чтобы расти и развиваться, и в овладении мелкой моторикой рук для развития мышления. Мария заинтересовалась работами о глухонемых детях, Эдуара Сегена - французский педагог и психолог, посвятивший свою жизнь обучению и развитию умственно отсталых детей. И Жана Марка Итара - французского врача, получившего европейскую известность как специалиста по болезням уха и слуха. Он изобрел, устройство для определения тонкости слуха «акуметр». Также известен как воспитатель «Аверонского дикаря», мальчика, который до двенадцати лет был изолирован от человеческого общества. Слайд 3 и 4

Пользуясь дидактическими пособиями, разработанными Сегеном и Итаром, Мария обнаружила, что дети за короткий промежуток времени добились впечатляющих успехов. Так Мария Монтессори пришла к выводу, что эти методики можно использовать и для обучения «нормальных» детей. В 1907 году она открывает первую «Casa dei Bambini» («Дом ребенка»), где воспитывает и обучает детей от трех до шести лет.  «Дом ребенка» стал настоящей лабораторией педагогических исследований, где и была разработана педагогика Монтессори.

За год в Италии открывается несколько других «Домов ребенка», и Мария Монтессори приступает к обучению преподавателей. Она постоянно развивает и оттачивает свои идеи, работает над усовершенствованием дидактических пособий и материалов. Позже подобные заведения будут созданы по всей Европе и в США.

На мой взгляд, факты ее биографии имеют очень важное значение, для лучшего понимания тех ментальных продуктов, которые предлагает нам педагогика Монтессори. Чтобы понимать всю важность ее открытий, необходимо проследить пути ее профессионального развития.

Слайд 5

В 1934 году, с приходом к власти фашистов, Мария уезжает в Испанию, но там вспыхивает гражданская война. Она отправляется в Англию, потом в Нидерланды, посещает Индию, где встречается с Ганди, Неру и Тагором, и открывает множество школ Монтессори. Слайд 6-7

 

В 1952 году Мария Монтессори возвращается в Европу, сначала в Италию, но потом принимает решение обосноваться в Нидерландах. Там она и умирает в возрасте 82 лет.

Ее сын Марио продолжил ее дело, и сегодня в мире насчитывается около 22 000 школ Монтессори.

В России педагогике - Монтессори уже 16 лет. Датой ее возрождения можно считать 1991 год, когда Творческий союз учителей СССР и научно-методическое объединение «Творческая педагогика» в лице Е.А.Хилтунен заручились поддержкой Association Montessori International (г. Амстердам) в создании Центра Монтессори в России. На сегодняшний день многие наши коллеги активно применяют методы Монтессори в своей работе, по всей стране. Вот один из таких примеров работы наших коллег в этой системе:

Слайд 8

Надо сказать, что подобная среда организованна и в нашем саду.

Для Марии Монтессори великая социальная миссия воспитания заключалась в справедливости, гармонии и любви. Она считала, что обучение единственный способ построить новое, мирное общество.

Ее первое открытие касалось важности внимания. В книге «Впитывающий разум», она пишет: «Первый путь, который должен открыть для себя ребенок, это путь фокусировки сознания, или концентрации. Следствием этой концентрации становится развитие социального чувства». Монтессори приходит к выводу: раннее обучение должно сформировать у ребенка способность фокусировать внимание, которая поможет ему во всех сферах жизни.

Ее второе открытие «сензитивные периоды» (или периоды особой чувствительности и восприимчивости). Каждый ребенок – проходит через сензитивные периоды. Речь идет о моментах в жизни ребенка, когда все его чувства находятся в обостренном состоянии.

Если в это время окружающая среда способствует развитию, если взрослый оптимально использует восприимчивость ребенка, тот легко и овладевает новыми знаниями и навыками. Как только этот период заканчивается, «впитывание» нового становится гораздо труднее. «Если ребенок не реализовал возможности своего сензитивного периода, легкость естественного усвоения будет утрачена, причем утрачена навсегда».

Любой взрослый способен распознать сензитивные периоды ребенка, чтобы вовремя заполнить окружающую его среду необходимым дидактическим материалом, который разовьет его личность и обеспечит успешное обучение. Взрослый должен уметь правильно представить материал, отвечающий всем требованиям, разработанным Марией Монтессори.

Слайд 9

Сензитивные периоды подразделяются на:

период постижения речи, между 2 месяцами и 6 годами;

период овладения координацией движений, между 12 месяцами и 4 годами;

период формирования чувства упорядоченности, от рождения до 6 лет;

период развития чувственного восприятия, от рождения до 6 лет;

период формирования социального поведения, от 2 с половиной до 6 лет.

Невозможно создать, отсрочить, растянуть или отменить тот, или иной сензитивный период. Мы можем только адаптироваться к нему и создать подходящую для него среду. Взрослому нужно приспособить окружающую среду, чтобы ребенок мог черпать из нее элементы, необходимые для развития и созидания его личности.

Главная и довольно сложная задача на данном этапе наблюдать за ребенком, не думая о том, что нам хотелось бы увидеть.

В соответствии с одним из принципов, определяющих развитие ребенка в раннем детстве, Мария обозначает следующее правило: подготовленный взрослый, подготовленная среда и свобода в сочетании с ответственностью.

Слайд 10

Давайте кратко сформулируем основные принципы метода Марии Монтессори:

1. Отсутствие классно-урочной системы и свободное перемещение ребенка в пространстве.

2. Отсутствие единой программы и обязательного учебного плана для всех воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Занятия по методу М. Монтессори проходят в разновозрастной группе.

4. Любая Монтессори сессия требует подготовленную среду, упорядоченные и разнообразные материалы для обучения.

5. Взрослый следует за интересом ребенка, наблюдает за работой детей и очень ограниченно включается в их самостоятельные занятия.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Т.е. педагог воздействует на ребенка через специально организованную среду, а не на прямую.

Мария Монтессори полагала, что главная задача педагога – это создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент такой среды должен выполнять строго определенную функцию.

Среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет. Все материалы абсолютно доступны для детей, расположены на открытых полках на уровне роста ребенка. Каждый материал представлен в одном экземпляре.

Слайд 11

Среда разделена на несколько зон, например:
Зона упражнений в практической жизни. 
Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится ухаживать за собой, своими вещами и окружающей обстановкой.

Зона сенсорного развития. 
Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств.

Математическая зона.
Зона математического развития содержит все необходимые материалы для усвоения детьми основ математических знаний.

Зона русского языка.
В этой зоне располагаются материалы для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, обучения чтению и письму.
Космическая зона. 
Материалы этой зоны помогают ребенку создать для себя целостную картину мира.

Зона двигательного развития.
Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.


Слайд 12

 

Каждый материал, находящийся в Монтессори-среде имеет чёткие цели. При этом цели можно разделить на 2 категории:

прямая цель – это то, что хочет сделать ребенок, работая с данным материалом;

косвенная цель – это то, чему ребенок научится, какое знание он усвоит, достигнув прямой цели.

Все монтессори-материалы автодидактичны, т.е. для работы с материалом ребенку не нужен постоянно сидящий рядом взрослый. Педагог организует работу детей, проводит презентации работы с материалами и, в случае необходимости, помогает детям.

Помимо, что данная техника эффективна как в работе с нормотипичными детьми, так и с детьми ОВЗ, удобство данной методики в том, что ее можно применять и в условиях домашнего обучения, где обучающим взрослым выступает сам родитель. Родитель может самостоятельно организовать доступную среду, а для выполнения заданий, понадобятся только предметы домашнего обихода и природные материалы.

Слайд 13

На этом теоретическая часть нашего мероприятия окончена приглашаю вас перейти к практической.

 

Примечание: В зависимости от состояния присутствующих, от затраченного времени, открытое занятие, можно провести сразу после теоретической части, или перенести на следующий день.

Источники:

https://mchildren.ru/detskaya-kuhnya-montessori /

https://autism- aba.blogspot.com/2013/11/guide-for-using-prompts.html

http://мбдоу40.рф/wp-content/uploads/2020/08/Монтесори-150-занятий.pdf

https://www.center-sozvezdie.ru/journal/metodika-montessori.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/28/chem-pomozhet-montessori-pedagogika-detyam-s-ogranichennymi

https://youtu.be/O7xYrzmpbFI

https://www.livelib.ru/author/18577/quotes-mariya-montessori

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.