Урок химии в 9 классе «Переходные элементы. Амфотерные соединения» (УМК О. С. Габриеляна)
Урок химии № 3 в 9 классе. «____» ___________ 20___ г.
Переходные элементы. Амфотерные соединения.
Цель. Сформировать понятие об амфотерности.
Задачи:
Образовательные: повторить и развивать знания о классификации и свойствах гидроксидов; дать понятие об амфотерности и амфотерных соединениях; рассмотреть химические свойства амфотерных соединений.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное, уметь находить в таблице ПСХЭ переходные металлы, прогнозировать свойства металлов исходя из степени окисления; развивать умения записывать уравнения реакций.
Воспитательные: способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению химии
Оборудование и реактивы: хлорид цинка, серная кислота, гидроксид натрия, 2 пробирки.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Письменная работа по вариантам.
1 вариант.
Укажите положение в ПСХЭ серы.
По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 2 пер., 7 группа, глав.подгруппа.
Степень окисления элемента 2-го периода ПСХЭ в его водородном соединении равна -3, в оксиде +5. Приведите название и символ элемента, составьте электронную формулу атома.
Составьте формулу высшего оксида бериллия.
Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1s22s22p63s1.
Составьте формулу водородного соединения фосфора.
2 вариант.
Укажите положение в ПСХЭ кремния.
По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 3 пер., 4 группа, глав.подгруппа.
Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1s22s22p63s2 3p3. Приведите название и символ элемента.
Составьте формулу высшего оксида азота.
Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1s22s22p63s2 3p6 4s2.
Составьте формулу водородного соединения углерода.
3 вариант.
Укажите положение в ПСХЭ калий.
По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 3 пер., 3 группа, глав.подгруппа.
Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1s22s22p63s2 3p5. Приведите название и символ элемента.
Составьте формулу высшего оксида бора.
Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1s22s22p63s2 .
Составьте формулу водородного соединения хлора.
Собрать тетради с домашней работой.
3. Изучение новой темы.
Упражнение.(устно)
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид лития:H2SO4, NaOH, CO2, H2O, CaO?
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид серы (IV):Ca(OH)2, P2O5, HCl, H2O, Na2O, KOH?
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать серная кислота:KOH, MgO, CO2, HCl, KCl?
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать гидроксид калия:Ba(OH)2, SO3, Na2O, HCl, CaCO3?
Вывод: кислотные оксиды и гидроксиды не взаимодействуют с кислотами; основные оксиды и гидроксиды не взаимодействуют с основаниями.
Опыт. В пробирке дан раствор гидроксида, определите, является ли данный гидроксид основанием или кислотой.
(индикатор не подходит, так как гидроксид нерастворимый, делим на две пробирки, в одну добавим кислоту, в другую – щелочь).
Сообщаем, то в пробирке находится гидроксид цинка.
Гидроксид цинка обладает двойственными свойствами, с кислотами он ведет себя как основание, а с основаниями как кислота. Подобные свойства называются амфотерными.
Амфотерные соединения (оксиды и гидроксиды) – вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства. Элементы, которые образуют амфотерные соединения, называют переходными.
Переходные элементы: цинк, бериллий, алюминий.
Zn→ZnO→Zn(OH)2 , H2ZnO2
Al→Al2O3→Al(OH)3, H3AlO3
Свойства амфотерных соединений.
MeO +KOH→K2MeO2+H2O (сплавление)
MeO +2KOH+H2O →K2[Me(OH)4]
Me(OH)2 + 2KOH→K2[Me(OH)4]
Al2O3(тв.)+2KOH(тв.)→2KAlO2 +H2O (сплавление)
Al2O3 +2KOH+3H2O →2K[Al(OH)4]
Al2O3 +2KOH+3H2O →2KAlO2 +H2O
Al(OH)3+KOH→K[Al(OH)4]
Al(OH)3(тв.)+KOH→2KAlO2 +2H2O (сплавление)
Переходнымиэлементами являются: цинк, алюминий, бериллий (имеют постоянные степени окисления) и металлы, побочных подгрупп, имеющие степени окисления +3,+4.
Показать зависимость характера соединений переходного металла от степени окисления элемента на примере хрома.(в периодической системе переходные элементы зеленым цветом)
4.Закрепление.
1.Укажите, к какому классу неорганических веществ относится соединение:H2SO4, LiOH, Al(OH)3, H2SiO3, Ca(OH)2, Zn(OH)2, H2CO3 .Какой оксид соответствует каждому соединению?
2.Напишите уравнения возможных реакций оксида цинка со следующими веществами:Ba(OH)2, H2O, Na2O,BaCl2, H2SO4.
3. Напишите уравнения возможных реакций гидроксида цинка со следующими веществами:KOH, Li2O, NaCl, HCl, K2SO4.
5.Домашнее задание.
§2, осуществите превращения: Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3→NaAlO2