СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна1483
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Урок химии № 3 в 9 классе. «____» ___________ 20___ г.

Переходные элементы. Амфотерные соединения.

Цель. Сформировать понятие об амфотерности.

Задачи:

 Образовательные: повторить и развивать знания о классификации и свойствах гидроксидов; дать понятие об амфотерности и амфотерных соединениях; рассмотреть химические свойства амфотерных соединений.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное, уметь находить в таблице ПСХЭ переходные металлы, прогнозировать свойства металлов исходя из степени окисления; развивать умения записывать уравнения реакций.

Воспитательные: способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению химии

Оборудование и реактивы: хлорид цинка, серная кислота, гидроксид натрия, 2 пробирки.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

Письменная работа по вариантам.

1 вариант.

Укажите положение в ПСХЭ серы.

По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 2 пер., 7 группа, глав.подгруппа.

Степень окисления элемента 2-го периода ПСХЭ в его водородном соединении равна -3, в оксиде +5. Приведите название и символ элемента, составьте электронную формулу атома.

Составьте формулу высшего оксида бериллия.

Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1s22s22p63s1.

Составьте формулу водородного соединения фосфора.

2 вариант.

Укажите положение в ПСХЭ кремния.

По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 3 пер., 4 группа, глав.подгруппа.

Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1s22s22p63s2 3p3. Приведите название и символ элемента.

Составьте формулу высшего оксида азота.

Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1s22s22p63s2 3p6 4s2.

Составьте формулу водородного соединения углерода.

3 вариант.

Укажите положение в ПСХЭ калий.

По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 3 пер., 3 группа, глав.подгруппа.

Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1s22s22p63s2 3p5. Приведите название и символ элемента.

Составьте формулу высшего оксида бора.

Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1s22s22p63s2 .

Составьте формулу водородного соединения хлора.

Собрать тетради с домашней работой.

3. Изучение новой темы.

Упражнение.(устно)

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид лития:H2SO4, NaOH, CO2, H2O, CaO?

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид серы (IV):Ca(OH)2, P2O5, HCl, H2O, Na2O, KOH?

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать серная кислота:KOH, MgO, CO2, HCl, KCl?

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать гидроксид калия:Ba(OH)2, SO3, Na2O, HCl, CaCO3?

Вывод: кислотные оксиды и гидроксиды не взаимодействуют с кислотами; основные оксиды и гидроксиды не взаимодействуют с основаниями.

Опыт. В пробирке дан раствор гидроксида, определите, является ли данный гидроксид основанием или кислотой.

(индикатор не подходит, так как гидроксид нерастворимый, делим на две пробирки, в одну добавим кислоту, в другую – щелочь).

Сообщаем, то в пробирке находится гидроксид цинка.

Гидроксид цинка обладает двойственными свойствами, с кислотами он ведет себя как основание, а с основаниями как кислота. Подобные свойства называются амфотерными.

Амфотерные соединения (оксиды и гидроксиды) – вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства. Элементы, которые образуют амфотерные соединения, называют переходными.

Переходные элементы: цинк, бериллий, алюминий.

ZnZnOZn(OH)2 , H2ZnO2

AlAl2O3Al(OH)3, H3AlO3

Свойства амфотерных соединений.

MeO +KOHK2MeO2+H2O (сплавление)

MeO +2KOH+H2O K2[Me(OH)4]

Me(OH)2 + 2KOHK2[Me(OH)4]

Al2O3(тв.)+2KOH(тв.)2KAlO2 +H2O (сплавление)

Al2O3 +2KOH+3H2O 2K[Al(OH)4]

Al2O3 +2KOH+3H2O 2KAlO2 +H2O

Al(OH)3+KOHK[Al(OH)4]

Al(OH)3(тв.)+KOH2KAlO2 +2H2O (сплавление)

Переходнымиэлементами являются: цинк, алюминий, бериллий (имеют постоянные степени окисления) и металлы, побочных подгрупп, имеющие степени окисления +3,+4.

Показать зависимость характера соединений переходного металла от степени окисления элемента на примере хрома.(в периодической системе переходные элементы зеленым цветом)

4.Закрепление.

1.Укажите, к какому классу неорганических веществ относится соединение:H2SO4, LiOH, Al(OH)3, H2SiO3, Ca(OH)2, Zn(OH)2, H2CO3 .Какой оксид соответствует каждому соединению?

2.Напишите уравнения возможных реакций оксида цинка со следующими веществами:Ba(OH)2, H2O, Na2O,BaCl2, H2SO4.

3. Напишите уравнения возможных реакций гидроксида цинка со следующими веществами:KOH, Li2O, NaCl, HCl, K2SO4.

5.Домашнее задание.

§2, осуществите превращения: AlAl2O3AlCl3Al(OH)3Al2O3NaAlO2

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.