12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Солохова Ольга Михайловна32
Россия, Новгородская обл., д.Сергеево Парфинский район

Тема урока: Понятие о глаголе (5 класс)

Цели урока:

Образовательные:

обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»;

учить практическому применению знаний по теме;

вырабатывать навык самооценки знаний.

Развивающие:

развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений;

работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;

развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

воспитывать у школьников любовь к русскому языку;

создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения

Тип урока: открытие новых знаний (вводный урок)

Ведущий метод обучения: проблемно-диалогический

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки для устной работы, карточки индивидуальных заданий, учебник.

Ход урока

Организационный момент

1. Стадия вызова

Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему «Имя прилагательное». К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

Веселый – грустный

Грубый - ласковый

Неряшливый - аккуратный

Холодный - горячий

Небольшой - огромный

Трудолюбивый – ленивый

Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол

Запишите тему урока «Понятие о глаголе».

Как вы думаете, что мы должны знать об этой части речи и что хотели бы узнать?

( - Что такое глагол?

- Какова роль глагола в предложении и в речи?

- Какие грамматические признаки имеет глагол?)

Молодцы! Вы самостоятельно и верно определили учебную задачу урока.

2) Стадии осмысления

А) Происхождение слова «глагол» (доска)

Кто знает, от какого слова образовалось слово глагол?

Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».

Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С .Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».

Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый. Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).

Б) Работа с учебником

Прочитать теорию в учебнике на странице 116.

Вопросы:

1. Что из того, что вы прочитали, уже знаете, а что для вас новое? Что вы еще не знаете?

В) Продолжаем знакомиться с глаголом : упражнение «корректор» (презентация).

Прочитайте предложения? О чем они? Можно эти предложения назвать текстом?

По каким признакам мы определили, что это текст? Какое название ему можно дать?

 

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.)

(В небе ярко горят звезды. Снег переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина. И только где-то раздается голос ночной совы.)

1. Как изменился текст?

2. Почему неподвижная картина ожила и даже как бы зазвучала?

3. С помощью какой части речи это произошло?

Г) Глагол как одна из главных частей речи - докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается)

Один день

 Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю ,одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу..
_____________________________________________________________________________

 

Продолжение, как вариант ( Бегу, бегу, бегу… Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, сел, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит.  Кончились!
Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю…Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, засыпаю).

Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол.

Д) Игра «Кто что делает?»

Музыкант - ...

Композитор -…

Модельер -…

Портной- ...

Художник - ...

Парикмахер - ...

Маляр -…

Пекарь-…

СтолЯр -…

Токарь -…

Е) Устная работа: расскажите, какую профессию вы хотели бы получить и почему.

Ж) Экспресс-тест на знание темы - Индивидуальная работа на листочках.

1. Продолжите фразу:

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак действия

в)предмет

2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием

Проверка (презентация)

3). Домашнее задание (для всех) – составить кластер по параграфу и уметь его объяснить

Написать мини- сочинение «Глагол – важная часть речи»

Стадия рефлексии (размышления)

Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

- Я понял (а) ……

- Особенно мне понравилось……

- Мне было трудно (легко)……..

- Теперь я знаю (умею)……..

Приложение (для распечатки)

1. Продолжите фразу

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак действия

в)предмет

2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б)что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием

1. Продолжите фразу

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

а) действие

б)признак действия

в)предмет

2. Глаголы отвечают на вопрос:

а) кто? что?

б)что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

а) падеж

б) лицо

в) склонение

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

а) подлежащим

б) определением

в) сказуемым

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

а) существительным

б) прилагательным

в) наречием

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Морозова Татьяна, 10.03.19 в 11:54 0Ответить Пожаловаться
Ольга Михайловна, спасибо за урок. Очень пригодился. Села готовится, а тут готовый конспект.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.