Родительское собрание в 4 классе «Переходный возраст или кризис подростка»
«Переходный возраст или кризис подростка»
(родительское собрание в 4 классе)
Цель собрания: способствовать формированию знаний родителей (законных представителей) о психологии кризиса подросткового возраста,
Задачи:
- ознакомить родителей (законных представителей) с проблемами физиологического взросления детей;
- объединить интересы семьи и школы на пути здоровьесбережения детей;
-учить родителей (законных представителей) приемам общения с ребенком в кризисный (переходный) период.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы – коллеги, потому что делаем общее дело. Прошу вас удобно сесть, глубоко вдохнуть. Почувствуйте, как вы спокойны.
«Эмоциональная подготовка».
Поставьте перед собой ладошки, как гнездышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит маленький желторотый птенчик. Вот он неуверенно встает на еще слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Чувствуете, как трепетно бьется его маленькое сердце? Согрейте его своим теплом. Задумайтесь о том, что ждет это беззащитное существо.
- Что вы чувствуете? (Нежность и любовь, ответственность за его жизнь, судьбу).
И вот, благодаря вашей каждодневной заботе, участию и вниманию птенец окреп, подрос. Превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнет с ваших ладоней! Посмотрите, какая птица слетела с ваших рук? Как она ведет себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?
Четвертый класс... Старшие обучающиеся в начальной школе именно они. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, самодостаточности, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено. Успешная социализация и адаптация полностью зависит от способности принять и усвоить совокупность общепринятых норм.
Каждый раз, выпуская четвертый класс в среднее звено школы, провожу собрание по данной теме, идет время, сменяются поколения, требования современного общества, запросы социума, но неизменной остается тревога, как пройдет адаптация детей? Только совместная работа учителя и семьи – даст положительные плоды и результаты.
Любые переходные периоды в жизни человека (даже взрослого, вполне сформировавшегося, как личность) всегда связаны с проблемами разного характера, психологическими в первую очередь. Наша сегодняшняя задача — разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать. А для этого – чаще слушайте своего ребенка, находите для общения время, несмотря на загруженность на работе.
«Снежинка» - элемент тренинга.
Перед вами одинаковые листы бумаги. Выполните задание строго по инструкции, сложите лист по диагонали, получившийся треугольник сложите пополам, ещё раз пополам, оторвите уголок наискосок. Получились снежинки. Есть ли среди этих снежинок одинаковые? Почему? Учим всех одинаково, а результаты обучения разные. Как вы думаете, почему?
(Ответы родителей, законных представителей)
К четвертому классу у большинства детей уже складывается свой собственный, индивидуальный стиль учебной деятельности. Например, одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных или нелюбимых учебных предметов, другие, наоборот.
Это связано, конечно же, с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка. Децелерация – нездоровая тенденция, отмеченная в обществе, заключающаяся в замедленном речевом развитии поступающих в школу детей, накладывает свой отпечаток на обучающихся.
Рекомендация:
Пожалуйста, поддерживайте и развивайте у ребенка именно такие склонности.
Также помните, что его жизнь не ограничивается стенами школы. За ее пределами он может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свои способности, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Новообразование:
Дети в четвертых классов вполне в состоянии (если этого сами захотят или потребует того конкретная ситуация, где поступить по-другому нельзя) управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами Своеобразный внутренний цензор, голос совести.
.
ДЕТИ 9-10 лет. Психологический портрет, разумеется, «усредненный»
Этот возраст отличают: искренняя большая жизнерадостность, внутренняя уравновешенность, также характеризуется постоянным стремлением к активной практической деятельности. Психологическое здоровье это состояние внутреннего комфорта. Они хотят ощущать себя в положении людей, с определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у подростка резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем.
Ни одна школа, какой бы совершенной ни была ее программа и какими бы талантливыми ни были учителя, не может дать ребенку того, что дают ему родители, – любви, доверия и стабильности в отношениях.
Если в 1-3 классах обучающийся оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие отметки – это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.
У подростка все больше проявляется потребность во “взрослом” обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста.
Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями.
Еще одна особенность переходного возраста – бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот процесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия.
Какие проблемы при этом возникают? Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Часто он их копирует в семье, из отношений родителей.
Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:
все более возрастает ценность общения со сверстниками;
ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.
Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха, чаще хвалите его, но не безосновательно, конечно! Повод для похвалы найти можно всегда.
Советы родителям:
Сравнивайте ребенка только с ним самим.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите, но не без основания.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, старайтесь быть примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.
Помогите ему найти дело по душе.
Это поможет детям преодолеть трудности в адаптации к обучению в 5 классе.
Решение родительского собрания:
- учитывать в общении с детьми трудности «переходного возраста», выработать единую линию поведения в семье,
- внимательно относиться к школьным и внешкольным, особенно, проблемам детей, помогать выйти из сложившейся ситуации,
- ненавязчиво помогать преодолевать тревожность,
- стать образцом поведения для ребенка.
Источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/krizisy-vzroslenija-mladshego-shkolnika.html
http://multiurok.ru/files/roditelskoe-sobranie-na-temu-kr...y-vzrosleniia-m.html?