Перспективный план. Образовательная область "Познавательное развитие". Формирование целостной картины мира" старший дошкольный возраст
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Образовательная область:
Познавательное развитие
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СТАРШАЯ ГРУППА
МБОУ СОШ № 26
Дошкольное отделение
г. Новосибирск - 2018-19
-О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Для занятий с детьми5-6 лет. СоответствуетФГОС. Москва: «МОЗАИКА_СИНТЕЗ»,2016г.
- О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. Соответствует ФГОС. Москва:»МОЗАИКА_СИНТЕЗ»,2016г.
Дополнительная литература:
- А.А. Майер «Программа по ознакомлению детей с социальной действительностью»
- Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. Соответствует ФГОС. Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016 г.
- К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». Старшая группа. Для занятий с детьми 2-7 лет. Соответствует ФГОС. Москва: «МОЗАИКА_СИНТЕЗ», 2016г.
- Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». Старшая группа. Для занятий с детьми 3-7 лет. Соответствует ФГОС. Москва: «МОЗАИКА_СИНТЕЗ», 2016 г.
Тема недели
Программные задачи
Литература
Сентябрь
1
«Мой детский сад»
Поговорить с детьми о том , почему детский сад называется именно так, что это место, где «выращивают», заботятся и ухаживают за детьми, как за растениями в саду. Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада нужно благодарить за работу, уважать их труд, бережно к нему относиться.
О.В. Дыбина.
С.28-30
2
«Солнце, воздух и вода - наши верные друзья»
Познакомить с понятием «здоровый образ жизни»; Продолжать уточнять знания о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении в жизни животных и человека. Воспитывать интерес к природе.
О.А.Соломенникова.
С.77
3
«Игры во дворе»
Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03»(научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»).
О.В.Дыбина.
С.32
4
«Моя семья: члены семьи, родственные связи»
Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома. Чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям членам семьи.
О.В.Дыбина.
С.22
Октябрь
1
«Экологическая тропа осенью» (на улице)
Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.
О.А.Соломенникова.
С.38
2
«Что летом родится, зимой пригодится»
Обратить внимание на осенние изменения в природе в процессе трудовой деятельности в саду и на огороде. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека. Познакомить с заготовкой овощей и фруктов - консервирование, соление, приготовление варенья, компотов и соков;
воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле.
О.А.Соломенникова.
С. 36
3
«Осень в искусстве»
Учить видеть и описывать красоту осеннего пейзажа. Расширять словарный запас; Продолжать знакомить с произведениями искусства, в которых описана красота осени. Обратить внимание на характерные признаки осени, продолжительность светового дня; Воспитывать любовь к родной природе.
4
«Прогулка по лесу»
Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный.Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных. О правильном поведении в лесу.
О.А.Соломенникова.
С.42
5
«Царство растений – грибы»
Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить с правилами сбора грибов. Подвести к пониманию, что грибы нужно собирать только со взрослыми людьми, знающими грибы;
рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: опасны для человека, но полезны для некоторых животных; служат домом для некоторых насекомых;
формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе.
О.А.Соломенникова.
С.75
Ноябрь
1
«Россия огромная страна»
Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сел. Чтобы попасть из одного конца страны в другой, например из города Калининграда в город
Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой- главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями.
О.В.Дыбина.
С.73
2
«Предметы, облегчающие труд человека в быту»
Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то,
что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться, закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
О.В.Дыбина.
С.20
3
«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром»
Закреплять знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках. Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Оторожно: дети». Учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки. Закрепить знания о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный; Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте; Учить безопасному поведению на улицах.
Т.Ф. Саулина
С. 25
4
«Профессия-артист»
ознакомить детей с творческой профессией актера театра. Дать представление о том, что актерами становятся талантливые люди. Которые могут сыграть любую роль в театре, кино, на эстраде. Рассказать о деловых и личностных качествах представителей этой творческой профессии, её необходимости для людей. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей творческих профессий.
О.В. Дыбина.
С.50
Декабрь
1
«Зимние явления в природе»
Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах.
Активизировать словарный запас(снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.
О.А.Соломенникова.
С.57
2
«Зимние забавы. Безопасное поведение»
Учить детей различать смену времени года: выпал снег, появился лед на лужах, деревья покрылись инеем. Познакомить детей с видами игр, в которые дети могут играть только зимой.
О.В. Дыбина
С. 19
3
«Виды спорта»
Добиться уточнения знаний детей о зимних видах спорта. Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами. Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти. Формировать представления о важности и пользе занятиями спортом для здоровья. Пробудить интерес к физической культуре и спорту.
Видеофильм
4
«Новый год у ворот»
Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представление о празднике, его значении для людей.
Январь
1
Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?»
Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц): где живут, чем питаются, как готовятся к зиме. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания. Закрепить и пополнить знания о диких животных той полосы, где живут дети. Учить находить необходимые знания в книгах. Развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового. Объяснить, что в природе все взаимосвязано: в ней нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых..
2
«Как животные помогают человеку»
Закреплять названия домашних животных и их детенышей, знание об их назначении и пользе для человека.
Объяснить происхождение слова «домашние». Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность.
О.А.Соломенникова.
С.57
3
«Покормим птиц»
Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц),
развивать эмоциональную отзывчивость.
О.А.Соломенникова.
С.53
4
«Рыбы. Аквариум»
Расширять представления о рыбах, о том как зимуют рыбы; Учить ухаживать за рыбками, которые живут в аквариуме, знакомить с их образом жизни и строением, наблюдать за ними.
Февраль
1
«Экскурсия в зоопарк»
Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек - часть природы, и он
должен беречь, охранять, защищать её. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери
«Путешествие в прошлое: как появились музыкальные инструменты»
Расширить представления о музыкальных инструментах.
Познакомить с различными видами музыкальных инструментов: ударные, духовые, струнные и др. Показать, как стечением времени изменяется многообразный мир предметов.
3
«Российская армия»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной
обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством
офицеров. Познакомить с военными профессиями - пограничник, моряк, лётчик. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо получить специальное образование, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.
О.В. Дыбина.
С38
4
«Песня колокольчика»
Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов на Руси и в других странах.
О.В. Дыбина.
С.37
Март
1
«О мамах родных и очень важных»
Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах.
Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей.
2
«Весенняя страда»
Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях
сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.
Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах. Учить различать птиц по голосам и внешнему виду; наблюдать за птицами.
Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
О.А.Соломенникова.
С.49
4
«Мир комнатных растений»
Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть
комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к природе.
О.А.Соломенникова.
С.66
Апрель
1
«Что предмет расскажет о себе»
Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.
О.В. Дыбина.
С.24
2
«Покорение космоса»
Дать представление о космосе, космическом пространстве, о ближайшей звезде – Солнце, о планетах Солнечной системы, о спутнике Земли – Луне; Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
Учить фантазировать и мечтать.
видеофильм
3
«Как выращивают хлеб» (знакомство с народными промыслами)
Закреплять знания о хлебе как одном
из величайших богатств на земле; названия профессий людей, выращивающих хлеб. Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедаем.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
А.А. Майер
4
«Наряды куклы Тани»
Познакомить детей с разными видами тканей. Обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
О.В. Дыбина.
С.31
5
«Цветущая весна»
Помочь установить связь между цветением растений и погодой в разные периоды весны.
А.А. Майер
Май
1
Этот День Победы
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Закрепить знания о Москве - столице нашей Родины; о гербе, флаге и гимне нашей страны. Формировать представление о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
видеофильм
2
Эти удивительные насекомые
Формировать элементарные представления о насекомых. Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении.
3
«Природный материал- песок, глина, камни»
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.Закреплять знания детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.
О.В. Дыбина.
С.50
4
«День Защиты детей»
Создавать у детей праздничное настроение. Знакомить с новыми видами игр.