Перспективное планирование логопедического кружка «Говорюша» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Пояснительная записка
По мнению ученых, связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. А у детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно, творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом, чаще не сформировано.
Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Специалисты по исследованию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечают, что у детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического и грамматического) и недостаточная сформированность как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные трудности в овладении связной монологической речью.
У детей с ОНР словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. В активном словаре детей практически нет синонимов и антонимов, мало обобщающих понятий. Дети испытывают затруднения при словообразовании и словоизменении. Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опускаются, заменяются. Особенно затрудняет детей употребление сложных предлогов. Типичным является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Связная речь характеризуется преобладанием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Наблюдаются сложности в организации, выстраивании в логической последовательности и языковом оформлении собственных высказываний, смысловые пропуски, аграмматизм. При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картин дети часто не могут сформулировать основную мысль и логически изложить последовательность событий.
Рассказ-описание практически недоступен детям, он ограничивается перечислением отдельных предметов и деталей. Самостоятельный рассказ по многофигурной сюжетной картине дошкольники с ОНР составить не могут.
Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.
Одна из интереснейших форм работы учителя- логопеда с дошкольниками с ОНР в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и с педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение, фантазию.
Огромную роль в развитии связной речи играет восприятие произведений художественной литературы и устного народного творчества, наблюдения в природе и накопление художественного опыта в продуктивных видах деятельности.
Основной целью создания и работы кружка «Говорьша» является развитие связной речи у детей с ОНР.
Задачи:
Воспитывать у детей с ОНР интерес и бережное отношение к языковому богатству и умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве.
Создать благоприятные условия для активизации словесного творчества.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, самостоятельность мышления детей с ОНР.
Организационно – методической обеспечение
«Говорюша» проводится 1 раз в неделю в соответствии с утверждённым расписанием на учебный год, является частью непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» и «Коммуникация». Количество детей – 10 человек. Возрастная группа: подготовительная к школе ( дети в возрасте 6-7 лет) Длительность проведения работы в кружке в соответствии с действующими санитарными нормами не более 30 минут.
Методическое обеспечение:
- Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. — М. : Издательство ГНОМ, 2011. — 184 с.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)
- Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию (Ознакомление с окружающим): Уч.-нагл. пос./Авт.-сост. Н.В. Нищева; худ. О.Р. Гофман. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 9 картин, 24 с. метод, рек. — (Б-ка журнала «Дошкольная педагогика»)
Ожидаемые результаты: развитие связной речи, творческого рассказывания, обогащение словаря, правильно оформленная в грамматическом отношении речь; формирование социальной и культурной компетентности; развитие творческих способностей детей.
Критерии результативности обучения
Результативность работы кружка отмечается при проведении мониторинга уровня общего и речевого развития детей:
дети знают и проявляют интерес к произведениям художественной литературы;
дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
умеют определять жанровые особенности (сказки, рассказа, стихотворения);
используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.
МБОУ «Северокоммунарская СОШ»
Утверждаю: директор Е. А. Овчинникова_______
Перспективное планирование
логопедического кружка «Говорюша»
для детей старшего дошкольного возраста
с ОНР
учитель-логопед: Евдокимова Н. В.
Северный Коммунар, 2019
МБОУ «Северокоммунарская СОШ»
Утверждаю: директор Е. А. Овчинникова_______
Список детей, зачисленных на кружок «Говорюша»
лексическая тема | ООД | Программное содержание | Методическое обеспечение |
Осень | Рассказывание по теме «Осень» | Задачи: коррекционно-образовательная: —учить детей отвечать на вопросы и задавать их; коррекционно-развивающие: —систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; —активизировать словарь по данной теме; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. | Занятие 1. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Лес. Деревья | Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | Задачи: коррекционно-образовательная: —обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; коррекционно-развивающие: —закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных; —развивать умение задавать вопросы и отвечать на них; —обобщать знания о деревьях; коррекционно-воспитательная: —воспитывать бережное отношение детей к природе. | Занятие 2. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Грибы | Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | коррекционно-образовательная: —обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин; коррекционно-развивающие: —уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах; —упражнять в согласовании числительных с существительными; —развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы; коррекционно-воспитательная: —воспитывать и прививать интерес к художественному слову. | Занятие 7. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Овощи | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | коррекционно-образовательная: —учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм; коррекционно-развивающие: —развивать у детей умение распространять предложения определениями; —развивать мыслительную деятельность; —расширять знания детей по теме; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей самоконтроль за речью. | Занятие 3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Фрукты | Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин | коррекционно-образовательная: —обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок; коррекционно-развивающие: —закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже; —развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки. | Занятие 4 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Перелетные птицы | Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли | коррекционно-образовательная: —обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов; коррекционно-развивающие: —закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»; —закреплять умение синтаксически верно строить предложения; —упражнять детей в образовании сложных прилагательных; коррекционно-воспитательная: - воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям. | Занятие 6 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Перелетные птицы | Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок | коррекционно-образовательная: —обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; коррекционно-развивающие: —развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику; —учить детей различать понятия «перелетные» и «зимующие» птицы; —развивать словарь по заданной теме; —развивать у детей навыки словообразования; коррекционно-воспитательная: —учить детей заботиться о птицах. | Занятие 23 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Домашние животные | Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | коррекционно-образовательная: —обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; коррекционно-развивающие: —развивать умение строить последовательно свое высказывание; —активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей любознательность к окружающей природе. | Занятие 8 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Домашние животные | Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин | коррекционно-образовательные: —обучать детей составлению плана рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке; —обучать составлению рассказа в соответствии с планом; коррекционно-развивающие: —развивать словарь прилагательных; —развивать у детей мыслительную деятельность и память; коррекционно-воспитательная: —воспитывать чувство сострадания. | Занятие 30 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Домашние животные | Составление рассказа по картине «Лошади и жеребята» | Коррекционно-образовательные: - обучать составлению рассказа по картине; Коррекционно – развивающие: - развивать связную речь; - уточнять словарь по теме «Домашние животные»; -обогащать словарь лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки; -развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение; Коррекционно-воспитательные: - воспитывать бережное отношение к живой природе | Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с М63 методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Уч.-нагл. пос. / Худ. С. К. Артюшенко, О.Н.Капустина, Т. П. Петрова. Сост. и авт. методич. рек. Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТ¬СТВО-ПРЕСС, 2007. |
Домашние птицы | «Домашние голуби» | Цель: Составление пересказа «О голубях» по тексту и серии сюжетных картин. Задачи: —активизировать словарь по теме «Домашние птицы»; —учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц; учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа; —учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии; —развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление. | Занятие 29. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. |
Дикие животные | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | коррекционно-образовательная: -обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; коррекционно-развивающие: -закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных; -развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей интерес к художественному слову. | Занятие 9 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Дикие животные | Составление рассказа по картине «Кто как зимует» | Коррекционно-образовательные: -обучать составлению рассказа по картине. Коррекционно-развивающие: - развивать связную речь; - уточнять словарь по темам «Дикие животные» и «Зима»; -обогащать словарь лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки; - развать мышление, зрительное внимание, творческое во-ображение; - расширять естественнонаучные представления; коррекционно-воспитательные: - воспитывать бережное отношение к живой природе. | Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с М63 методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Уч.-нагл. пос. / Худ. С. К. Артюшенко, О.Н.Капустина, Т. П. Петрова. Сост. и авт. методич. рек. Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТ¬СТВО-ПРЕСС, 2007. |
Дикие животные | Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами» | Коррекционно-образовательные: - обучать составлению рассказа по картине; Коррекционно- развивающие: - развивать связную речь; - уточнять словарь по теме «Дикие животные»; - обогащать словарь лексикой, обозначающей ощущения, эстетические оценки; - развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение; - расширять естественнонаучные представления; Коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе. | Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с М63 методическими рекомендациями по обучению дошкольников расска¬зыванию: Уч.-нагл. пос. / Худ. С. К. Артюшенко, О.Н.Капустина, Т. П. Петрова. Сост. и авт. методич. рек. Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТ¬СТВО-ПРЕСС, 2007. |
Одежда | Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему | коррекционно-образовательная: —обучать детей составлению описательного рассказа; коррекционно-развивающие: —расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»; —упражнять в употреблении распространенных предложений; коррекционно-воспитательная: —воспитание навыков самообслуживания. | Занятие 10 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Одежда | «В гостях у Золушки» | Цель: Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорным карточкам и картинному плану. Задачи: —уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, и словарь признаков по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»; — учить детей правильному образованию глаголов с различными приставками от глагола резать; —учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц; —учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме множественного числа; —учить правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять; —учить детей составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов одежды, обуви и головных уборов с опорой на картинный план; —развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление. | Занятие 16. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. |
Зима. Зимние забавы | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине | коррекционно-образовательная: —обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»; коррекционно-развивающие: —развивать умение составлять распространенные предложения; -активизировать у детей словарь прилагательных; -обобщать и систематизировать знания детей о зиме. коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время. | Занятие 11 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Зимующие птицы | Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | коррекционно-образовательные: —обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; —учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям; коррекционно-развивающие: —уточнять знания детей о зимующих птицах; —развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается. | Занятие 12 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Зима | Занятие по рассматриванию картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И.Шишкина «Зима» | Коррекционно-образовательные: -Обобщать представленияо зиме и типичных зимних явлениях в природе. - Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Зима». -Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней. - Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с противопоставлением). - Совершенствовть навык слогового анализа слов. Коррекционно –развивающие: - Развивать связную речь, все виды восприятия, творческое воображение. Коррекционно-воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческое воображение. | Нищева Н. В. Четыре времени года. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. |
Новогодний праздник | «Лесная гостья» | Цель: Составление рассказа о елочке по серии сюжетных картин. Задачи: — активизировать словарь по теме «Новогодние праздники»; —учить детей пониманию значений пословиц; —учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа; —учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять; —учить детей составлять творческие рассказы о том, как можно украсить елочку; —развивать произвольное внимание, логическое мышление детей. | Занятие 27. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. |
Новогодний праздник | «Новогодние праздники» | Цель: Составление рассказов о праздновании Нового года и Рождества. Задачи: —активизировать словарь по теме «Новогодние праздники»; словарь антонимов; —учить детей пониманию значений пословиц; —учить детей правильному согласованию имен существительных с личными местоимениями мой, моя, мои; —учить детей составлять рассказы о праздновании Нового года и Рождества; —развивать произвольное внимание, логическое мышление детей. | Занятие 28. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. |
Мебель | Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель» (по опорным картинкам) | коррекционно-образовательная: -учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам; коррекционно-развивающие: -расширять и активизировать словарь детей по теме; -развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы; коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей навык самоконтроля заречью. | Занятие 13 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Посуда | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | коррекционно-образовательная: —обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям; коррекционно-развивающие: —развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения; —активизировать словарь по теме; —развивать у детей творческие способности и артистизм; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей правила хорошего тона. | Занятие 14 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Посуда | Составление рассказа по картине «Мы дежурим». | Коррекциооно-образовательные: - обеспечение целостного восприятия картины; - расширение, уточнение и активизация словаря (посуда, тарелка, ложка, вилка, чашка, блюдце, хлебница; фарфоровый, металлический, яркий; накрывать, раскладывать, ставить, есть, пить, обедать); - уточнение и расширение представлений об этикете - обучение составлению рассказа по картине по данному плану. коррекционно-развивающие: -развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия; коррекционно-воспитательные: - воспитание самостоятельности, активности, эмпатии. | Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию (Ознакомление с окружающим): Уч.-нагл. пос./Авт.-сост. Н.В. Нищева; худ. О.Р. Гофман. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. |
Профессии | Пересказ сказки «Две косы» | коррекционно-образовательная: —учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту; коррекционно-развивающие: —активизировать словарь по теме; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд. | Занятие 17 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Профессии | Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | коррекционно-образовательная: — обучать детей составлять рассказы из коллективного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада; коррекционно-развивающие: —упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану; —развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперед; —развивать память, внимание; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей уважение к труду взрослых, а именно к профессии повара. | Занятие 26 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Профессии | Составление рассказа по картине «Мы играем в магазин» | Коррекционно-образовательные: -обеспечить целостное восприятие картины; - расширить, уточнить и активизировать словарь (магазин, продавец, грузчик, прилавок, весы, продукты, овощи, фрукты, пакет, покупатель; разгружать, продавать, покупать, взвешивать, упаковывать, отпускать; продуктовый, овощной); - обучить завершению рассказа по картине, начатого воспитателем; - совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных в форме винительного падежа); - совершенствовать навык слогового анализа слов; Коррекционно-развивающие: - развивать навык речевого общения, связной речи, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия, ловкости; Коррекционно-воспитательные: - воспитывать самостоятельность, активность, эмпатию. | Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию (Ознакомление с окружающим): Уч.-нагл. пос./Авт.-сост. Н.В. Нищева; худ. О.Р. Гофман. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. |
Профессии | Профессии наших мам. | Коррекционно-образовательные цели: - Расширять представление детей о труде взрослых, о его необходимости и общественной значимости; -Систематизировать знания о профессиях мам; - Расширять и активизировать словарь по теме «Профессии» - Совершенствовать грамматический строй речи (употребление сложно-подчиненных предложений, правильное образование и употребление формы родительного падежа имен существительных); -Обучать декоративному обобщению готовых форм в композиции; Коррекционно- развивающие: -Развивать связную речь, общие речевые навыки, слуховое и зрительное внимание, тонкую и общую моторику; Коррекционно-воспитательные: - Развивать желание выполнять трудовые поручения; - Учить доводить начатое дело до конца; -Развивать творчество, инициативу; -Формировать навыки взаимодействия, сотрудничества, коллективного осуществления общего смысла. | Детям о профессиях. Профессии наших мам. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения: Уч.-нагл. пос. / Сост. и авт. метод, рек. Н.В. Нищева. Худ. В.М. Каратай. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. |
Рыбы | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» | коррекционно-образовательная: —обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; коррекционно-развивающие: —расширять и активизировать словарь по теме; —развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание; коррекционно-воспитательная: —воспитывать самоконтроль за речью. | Занятие 18 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
День защитника Отечества | Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: —учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом; коррекционно-развивающие: —активизировать и расширять словарь по теме; —закреплять знания детей о военных профессиях; —коррекционно-воспитательная: —воспитание патриотических чувств. | Занятие 19 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Транспорт | «Что мы знаем о транспорте?» | Цель: Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о транспорте по опорным карточкам и картинному плану. Задачи: —активизировать словарь по теме «Транспорт»; словарь антонимов; —учить детей правильному образованию глаголов с различными приставками от глагола ехать; —учить детей пониманию значения пословицы; —учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять; —учить детей составлять загадки, рассказы-описания и рассказы-сравнения о транспорте с опорой на карточки и картинный план; —развивать произвольное внимание, логическое мышление детей. | Занятие 38. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. |
Правила дорожного движения | Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине | коррекционно-образовательная: —учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий; коррекционно-развивающие: —развивать у детей умение подробно объяснять свои действия; —развивать у детей умение рассказывать по плану; —закреплять у детей знания по теме; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей умение следовать правилам дорожного движения. | Занятие 20 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Семья | Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» | коррекционно-образовательные: —обучать детей понимать содержание картины; —учить детей связно и последовательно описывать изображенные события; коррекционно-развивающие: —развивать у детей умение составлять рассказ коллективно; —учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям; —активизировать словарный запас; коррекционно-воспитательная; —воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи. | Занятие 16 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Игрушки | Составление рассказа по картине «Дочки-матери» | коррекционно-образовательные: - обеспечение целостного восприятия картины -уточнение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, конструктор, клоун; играть, беречь, ломать, придумывать, укачивать, убаюкивать; новый, красивый, яркий, интересный). -обучение составлению плана рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины. коррекционно-развивающие: -развитие навыков речевого общения, связной речи, общей моторики, координации речи с движением, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха. коррекционно-воспитательные: - формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. | Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию (Ознакомление с окружающим): Уч.-нагл. пос./Авт.-сост. Н.В. Нищева; худ. О.Р. Гофман. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. |
8 марта | Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму» | коррекционно-образовательные: —учить детей составлять рассказ по картине; —формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине; коррекционно-развивающие: —развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам; —развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи. | Занятие 22 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Весна | Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий | коррекционно-образовательная: —учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ; коррекционно-развивающие; —развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные; —развивать творческое воображение и логическое мышление; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе. | Занятие 22 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Наша Родина | Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» | коррекционно-образовательная: — обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий. коррекционно-развивающие: —развивать диалогическую и монологическую речь детей; —развивать память и воображение; —пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»; коррекционно-воспитательная: —воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему городу, к окружающим. | Занятие 25 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Человек | Составление рассказа «Человек» по серии картин | коррекционно-образовательные: —обучать детей составлению рассказа по серии предметных картин; —формировать правильное употребление в речи возвратных глаголов; коррекционно-развивающие: —развивать у детей умение логически правильно выстраивать свой рассказ; —развивать умение видеть главное в картине; —пополнять словарь детей прилагательными и глаголами противоположного значения; коррекционно-воспитательная: —воспитывать самоуважение и уважение к другим людям. | Занятие 29 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Дом. Здания | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | коррекционно-образовательная: —обучать детей составлять рассказ, опираясь наличный опыт; коррекционно-развивающие: —развивать у детей логическое мышление и долговременную память; —развивать умение строить распространенные предложения; —развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план; коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей аккуратность и навыки поведения в доме. | Занятие 27 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Насекомые | Составление описательного рассказа о пчеле | коррекционно-образовательная: —обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; коррекционно-развивающие: —пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»; —развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание; —закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей самоконтроль за речью. | Занятие 5 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
9 мая | «Такая страшная война» | Цель: Составление и распространение предложений по сюжетным картинам и фотографиям военных лет. Задачи: —активизировать словарь по теме «День Победы»; словарь синонимов; —учить детей пониманию значений многозначных слов, образных выражений и поговорок; —учить детей образовывать сложные слова (имена прилагательные); —учить детей составлять и.распространять предложения по сюжетным картинам и фотографиям; —развивать у детей чувство сострадания к другим людям, патриотизм; —развивать произвольное внимание, логическое мышление детей. | Занятие 59. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. |
Животные жарких стран | Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | коррекционно-образовательная: —обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; коррекционно-развивающие: —развивать умение строить высказывание без опорных сигналов; —закреплять у детей знания о животных жарких стран; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом | Занятие 15 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Школа. Школьные принадлежности | Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | коррекционно-образовательные: —обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте); —обучать составлению плана; —коррекционно-развивающие: —развивать у детей умение рассказывать по плану; —развивать воображение и творческие способности детей; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности за свои поступки. | Занятие 31 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Времена года | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | коррекционно-образовательная: —обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; коррекционно-развивающие: —развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание; —активизировать словарь прилагательных; —упражнять детей в работе над деформированной фразой; коррекционно-воспитательная: —воспитывать у детей интерес к художественным произведениям. | Занятие 21 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Школа | «До свидания, детский сад!» | Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Первоклассники». Задачи: — активизировать словарь по теме «Скоро в школу»; — учить детей пониманию значений многозначных слов, пословиц; — учить правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять; — учить детей составлять рассказы по серии картин «Первоклассники»; — развивать произвольное внимание, фантазию, логическое мышление детей. | Занятие 66. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. |
Лето | Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) | коррекционно-образовательная: —обучать детей составлению рассказа на заданную тему; коррекционно-развивающие: —пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Лето»; —развивать умение логически выстраивать свои высказывания; коррекционно-воспитательная: —воспитывать умение правильно и с пользой проводить свободное время. | Занятие 32 . Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. |
Шабанова Алёна