12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Праведникова Татьяна Петровна13
Россия, Свердловская обл., Нижний Тагил

           Поступление в школу - чревычайно ответственный момент для ребёнка.Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ.Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённостьв игру сменятся жизнью. наполненной мноеством требований, обязанностей и ограниений теперь ребёнок доолен каждый день ходить в школу, сисстематмески и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообраным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем. что определено школьной программой,добиваться хороши результатов в учёбе.

          Готов ли ребёнок к учёбе в школе, можно определить по таким признакам:

  • Сильное желание учиться и посещать школу( созревание уебного мотива);
  • Достатоно широкий круг знаний об окружающем мире;
  • Способность к выполнению основных мыслителтных операций;
  • Достижение оппределённого уровня физической и психологической выносливости;
  • Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
  • Определённый уровень речевого и коммуникативного развития.

          Психологическая готовность к школе формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным и структурным образовванием . вклщающим интеллектуальную, личностную,социально-психологическую и эмоционально- волевую готовность.Но далеко не все дети быват подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность.

Мои рекомендации помогут подготовить детей к школе и подскажут, как смягчить период школьной адаптации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ  

          Психологическая готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование. Каждый из компонентов является необходимым и требует учёта в процессе подготовки ребёнка к систематиескому обучению в школе.

Школьная незрелость определяется не обим отставанием в равитии, а а частичной незрелсстьодного или  нескольких  компонентов психологической готовности к школе.Большая часть первоклассников готовы к школьному обучению , но тем не менее у них неравномерно развиты отдельные психические функции.

ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ

          Учителя часто жалуются на инфатильность детей,на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов.Такие дети обычно воспринимат только игровые ситуации, они не приуены ограниивать свои елания , преодоевать трудности, их поведение носит  импульсивный хараактер. 

          Учение требует постоянных усилий , необходимости сдерживать , контролировать своё поведение, заниматься деятеельность, которая не всегда нравится.Всё это может явиться причиной негативного отношения к школе.

          В связи с этим одним из важныхх условий благополучного наалоаобуения в школе , одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, то есть сформированность школьной мотивации.Она включает в себя:

  • Наличие познавательных интересов ( ребёнку нравится чтение книг, ршение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  • Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам  деятельности;
  • Эмоционально-благополучное отношение к школе.

          Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-то делать , в первую очередь думайте не о том , как заставить, а о том, как заинтересовать.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  • Предоставляйте детям больше самостоятельности.Пусть ребёнок делает "Открытия" сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
  • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  • Пусть ребёнок оущает свои успехи, достижения.Отмечайтеего №"рост", терпение, старание.
  • Очень важны интонация, эмоциональная окраска, выскаывания, обраённого к ребёнку.
  • Давая негативну оценку действиям ребёнка,нельзяговорить:"Ты не умеешь строить, рисовать...".В этих случаяххх ребёнок не моет соххранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
  • Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка.Старайтесь не сравнивать его с ддругими деетми- только с ним с  самим.Например:"Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее , чем вчера!"Такой подход будет ориентировть вашего малыша на собственное совершенствование.
  • Родители должны создавать такую систему  взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму).Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
  • В отношениях с ребёнком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.

УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ

          Для успешной адаптации к школе, педагогам и родителям необходимо развивать у детей умение жить в обществе сверстников , уметь отзываться на чужие переживания, то есть  стать социально и эмоционально компетентным.

          В основе социального развития ребёнка лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил : с одной стороны, ребёнку неоходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой - нормы и правила общения с другими людьми.Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражащимися на поведении ребёнка.Но под воздействием целого ряда негативных факторов ( нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психоогический климат...) у ребёнка формируются принаки социально-эмоционального неблагополучия,а это оказывает регрессирующее воздействие на процесс развития.

          Формирование у детей умения преодолевать своё неблагополучие происходит в деятельнности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

  • Удовлетворяйте естественну потребность ребнка в обении(по возмоности отвечайте на вопросы ребёнка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
  • Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры.У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
  • Стимулируйте участие ребёнкав коллективных делах. играх.
  • Поощряйте ролевые игры, в которых равиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться ( умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём).
  • Приучайте ребёнка признаваться и адекватно выполнять пправила, предложенные взрослым.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

УЧИТЕ РЕБЁНКА:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и разлиия.
  • Описывать различные свойства окружащих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы. группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Определять родо-видовые отношения между предметами и понятиями.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ

  • Все свойства внимания значительно развиватся в результате упражнений:
  1. выкладывание узора из моаики;
  2. выкладывание фигуры из палочек пр образцу;
  3. исключения лишнего;
  4. нахождения различий в двух похожих картинках;
  5. нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
  6. нанизывание бусинок по образцу;
  7. срисовывание по клеточкам;
  8. нахождения одной буквы в газетном тексте ( при повторе упражнения количество отмечанных букв за единицу времени увеличивается).
  9. При выполнении задания не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные способности и темп деятелььности, в котором он работает.
  10. Устраните отвлекающие факторы.

   РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ  ПАМЯТИ

  • Проконтролируйте,чтобы тот материал. который запоминает ребёнок, был ему понятен.
  • Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки,так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
  • Заинтересуйте ребёнка той информацией , которую он изучает, так как высокая мотивация изучения оказывает очень большое влияние на память.
  • При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

НАУЧИТЕ РЕБЁНКА:​​​​​​​

  • ​​​​​​​Различать цвета и их оттенки.
  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.
  • Делить геометрические фигуры на 1,4 равные части.
  • Сравнивать предметы по велиине  (длине, ширине, высоте)
  • Выражать словами , какой предмет больше (меньше). длиннее корое), выше(ниже), шире(уже).
  • Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
  • Имерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
  • Различать и называть части суток,их последовательность.
  • Понимать начение слов вчера, сегоня, завтра.
  • Знать дни недели, месяцы года.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  • ​​​​​​​Научите различать правую и левую руку, постепенно перенося понимание "правого"- "левого" на окружающее пространство.
  • Учите детей выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим преметам.
  • Научите ориентироваться на листе бумаги(что находится вверху, справа, слева).
  • Познакомьте ребёнка с частями сутк, их последовательностью, днями недели и их последовательностью, названиями месяцев года.
  • Научите ребёнка свободно ориентироваться в малом пространстве - комнате, квартире.Для того, чтобы ребённок уверенно чувствовал себя в шкое, он должен хорошо ориентироваться и в большом пространстве.Он должен уверенно отвечать на следующие вопросы:
  1. в каком городе (посёлке) ты живёшь?
  2. наови свой адрес.На каком этаже ты живёшь?
  3. Сколько этажей в вашем доме?
  4. Сколько этажей над вашей квартирой?
  5. Сколько этажей под вашей квартирой?
  6. Какие улицы находятся рядом с домом?
  7. Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?
  8. Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?
  9. Какие магазины, учреждения находятся у вашего дома?
  • Ваш ребёнок должен знать наиболее безопасный путь в школу, на игровую плщадку, в магазин и при этом выполнять правила дороного движения.
  • Обратите внимание вашего ребёнка на наиболее часто встречающиеся дорожные знаки ( переход, остановка, светофор и др.)


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ


          НАУЧИТЕ РЕБЁНКА:​​​​​​​

  • Разминать пальцами тесто, глину,пластилин, лепить что-нибудь.
  • Наниывать бусинки , пуговки н нитки.авязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ноницами (желательно небольшого рамера).
  • Конструировать из бумаги("оригами"),шить, вышивать,вязать.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • аниматся на домашних снарядах, где требуется ахват пальцами (кольца, перекладина и др.).
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Делать пальчиковую гимнастику.

КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ 

(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

  1. Прежде всего нужно помнить. что кризисы - это временные явления , они проходят , их нужно пережить, как любые другие болезни.
  2. Причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подуматьь о том, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребёнку болше свободы и самостоятельности.
  3. Измените своё отношение к ребёнку, он уе не маленький, внимательно относитесь к его мнениями и  суждениям, постарайтесь его понять.
  4. Тон прикаа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять , а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий.
  5. Если Ваши отношения с ребёнком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое - то время отдохнуть друг от друга:отправьтеего к родственникам на нескольео дней , а к его возвраению примите твёрдое решение не кричать ине выходить из себя во что бы то ни стало.
  6. Как моно боьше оптимизма и юмора в общении с детьми , это всегда помогает!


УЖЕ ШКОЛЬНИК

          Наиболее трудным для ребёнка является период адаптации к школе, как долго он продлится , зависит от его индивидуальных особенностей. Впечатлительные , эмоциональные ,застенчивые дети нуждаются в особых условиях, часто в эту категорию попадают и домашние дети, которые привыкли быть в центре внимания любящих взрослых.

          Процесс адаптации в каждом отдельном случае будет различным.Выраженность и длительность процесса зависят от состояния здоровья детей.Легче переносят период поступления в школу и лучше справлятся с умственной и физической нагрузкой дети здоровые, с нормальным уровнем функционирования все систем органима и гармоническим физическим развитием.

          Большая часть детей адаптируется к школе в теение первых двух месяцев обучения.

          Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, они не могут принять ситуацию обучения , общения с учителем и детьми, они играют на уроках,на замечания  реагируют слезами, обидами.Как правилоо ,эти дети испытыват трудности и в усвоении учебнной программы.

          Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не усваивают учебную программу, у них могут отмечаться негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

          Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев.При этом они должны быть терпеливы и спокойны, временные неудачи ещё не указыват на будущее отставание.Ребёнок хочет видеть уверенность, что он неодинок в новых условиях: у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ШКОЛЕ

          Традиционно первым днём обуения является 1 сентября.Это самый напряжённый день в жизни ребёнка.Вокруг него много ажиотажа, который будоражит и пугает. В результате "счастливый день"моет омрачиться неожиданными капризами , тошнотой, вялостью или необузданной активность. Всё это результат перенапряжения нервной системы ребёнка.

          Преддвидя такие последсттвия, родители должны продумать ряд мер для снятия напряжения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


  • Спланируйте заранее этот день, выделив время для отдыха, как психического , так и физического.
  • Массовые мероприятия (гости, парки, кинотеатры и т. д.)желательно отложить до ближайших выходных днейведь завтра ребёнку опять в школу, и второй день по напряжению будет для него не легче.
  • Поддержите его на самом старте обучения.Объясните правила поведения в школе.
  • Ни в коем случае , прощаясь, не говорите:"Смотри, не балуйся!", "Веди себя хорошо!".Подбодрите ребёнка , найдите несколко ласковых слов - у него впереди трудный день.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ

          Первая недделя обычно проходит на эмоциональном подъёме и является организационной.У ребёёнка новый реим дня. новому режиму дня привыкают и взрослые:как утром разбудить, чем накормить, когда отправить в школу, когда встретить, погулять, выполнить уроки(если они есть), как вовремя уложить спать.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Будите ребёнка спокойно , проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.Не подгоняйте с утра , не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
  • Желательно , ччтобы в семье только один человек являлся носителем и контролёром режима дня, чтобы у ребёнка не рассеивалось внимание на разные требования.
  • Не расстраивайтесь , если ребёнок в первые дни не собирает вечером портфель,не готовит одежду.Ниччего страшного в этом нет, в первые дни собирайте портфель совместно  с ребёнком, постепенно приучая его к самостоятельности.Терпимее относитесь к неорганизованности и ошибкам ребёнка в первые дни, ошибка - это не преступление.

ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ В ШКОЛЕ

          К концу первого месяца у детей наблюдается эмоциональный спад, надоедает рано вставать, сидеть на уроках, могут появиться первые трудности в обучении.Главное спокойно и уверенно преодолевать их вместе   с ребёнком.Взрослые долны проявить максимальную изобретателььность , чтобы поддержать мотив к учению, найти практическую ценность полученных ребёнком знаний и постепенно формировать у него познавательную активность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Родителям необходимо поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.
  • В жини ребёнка появился человек более авторитетный , чем родители.Это учитель.Родителям необходимо уважать мнение первоклассника о педагоге.
  • Никога не говорите отрицательно об учителе в присутствии ребёнка, так как учитель становится для ребёнка эталоном , кумиром и таким он останется до   5-го класса.
  • Решайте все недоразумения непосредственно с уителем, постарайтесь, тобы вашразговор проходил без ребёнка.
  • Режим родителей должен быть подчинён режиму школьника, родители должны своим примером(а не нотациями) показывать , как организовывать учебные дни.
  • Формируйте познавательну активность: учитесь вместе с детми , вместе посеайте муей, театры, выставки, читайте книги ребёнка, а затем обсуждайте их, подыскивайте новые книги для совместного чтения, размышляйте вместе над интересуюимися вас проблемами, ходите вместе в библиотеку.
  • ВСтреайте ребёнка после школы спркойно, не обрушивайте на него тысяу вопросов, дайте расслабиться ( вспомните, что вы сами чувствуете после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми).
  • Если ребёнок хочет поделиться чем-то , не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы 2-3 часа отдыха ( в том числе и сон)  для восстановления сил.Не заставляйте делать уроки в один присест, после 10-15 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше , если они будут подвижными.
  • Во время приготовления уоков не сидите над душой, дайте ребёнку возможность работать самому, но уж если нужна ваша помощь , наберитесь терпения.Спокойный тон, поддержка("Не волнуйся, всё получится!", "Давай разберёмся вместе!", "Я тебе помогу") и похвала (даже если не очень получается) необходимы.
  • Найдите в теение дня хотя бы поласа, кога вы будете принадлеать только ребёнку, не отвлекаясьна домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи.В этот момент важнее всего его дела , заботы, радости и неудачи.
  • Учтите,что дае "совсем большие" дети ( мы асто говорим:"Ты уже большой!"7-8 летнему ребёнку)очень любят скаку перед сном, песенку и ласковое поглаживание.Всё то успокаивает , помогает снятьнапряение , накопившееся за день.

          Если Вам удастся разумно организовать жизнь ребёнка, это убережёт вас от многихх неприятностей в будущем и подарит прекрасные моменты общения с близким человекоом.

Опубликовано


Комментарии (1)

Мастина Ольга Валерьевна, 22.02.20 в 23:19 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, в тексте очень много ошибок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.