12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бакланова Марина Рафаиловна104


Урок музыки 5 класс «Песни Победы!»


Цель: познакомить обучащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

- Обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;

- Развитие у обучащихся эмоционального восприятия музыки и адекватной реакции на события, воплощенные в них;

- Воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны;

- Воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос.

Оборудование:

Компьютер, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны; презентация со слайдами, синтезатор.

Ход урока

Дети входят под марш «Прощание славянки» музыка В.Агапкина.

Слайд№1

Учитель:  - Здравствуйте ребята! Садитесь.

В   природе   есть   солнце.

Оно светит и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс

И не только обогреет нас, но и придаст сил,

Настроения и уверенности   в   музыкальных знаниях,

Так как мы начинаем урок музыки…

У: Сегодня наш урок проходит в преддверии великого, очень главного праздника, который отмечает вся наша страна. Что это за праздник?

Д: День Победы

У: И тема нашего урока будет, как вы думаете, какая?

Правильно «Песни Победы!»

Слайд №2

У: Что произошло в этот день 9 мая?

Д: Закончилась Великая Отечественная война, наш народ победил фашистов.
У: Да, вы, конечно, знаете, что много лет назад на нашу страну напали враги – очень сильная и развитая страна – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. Это было очень страшное время. Наша страна не ожидала, что Германия нападёт, потому что незадолго до начала войны правительством Германии и России был заключён специальный документ, в котором говорилось, что Россия и Германия – друзья и не будут воевать между собой. Но, не смотря на это, в июне 1941 года, в тёплый летний день, немецкая армия атаковала наши границы. Сотни самолётов, танков и тысячи солдат двинулись на нашу землю. Они были очень хорошо вооружены, и их было много. Враги сжигали города и сёла, и брали в плен наших жителей. Они никого не щадили…ни женщин, ни стариков, ни детей. Наши солдаты отчаянно сопротивлялись, они проявляли чудеса героизма, совершали подвиги, старались не пропустить вражеских солдат вглубь нашей страны. Но силы были неравные, нашим солдатам не хватало оружия и в начале войны им пришлось отступать.
Один из русских композиторов Дмитрий Шостакович написал музыку, в которой передал эти события. Внимательно послушайте её отрывок и подумайте, какой характер передаёт эта музыки и что можно под неё представить?

Слайд№3

Д. Шостакович. Фрагмент симфонии №7 «Тема нашествия» - слушание.
У: Какой характер музыки?

Д: (жесткий, устрашающий)
У: Что можно представить под эту музыку?

Д: (как идут фашистские войска)
У: А как изменялась динамика музыки?

Д: (сначала тихо, потом громче и громче)
У: Какие инструменты вы услышали?

Д: (Ответы детей)
У: Да, простая тема, поначалу безобидная, развивается на фоне сухого стука барабана, потом звук усиливается и, в конце концов, вырастает как огромная, надвигающая волна, передавая образ беспощадного врага, наступающего на нашу страну. Эту музыку стали так и называть – «Тема нашествия».
Давайте ещё раз прослушаем эту тему, и будем передавать пульсацию музыки - вначале с помощью пальцев (стучим по коленкам), когда будет громче - кулачками по коленкам, а когда совсем громко - ладошками по коленкам.
Повторное прослушивание фрагмента с движениями. 
У: Молодцы, какое настроение передала эта музыка?

(Ответы детей)
У: Музыка грозная, какая – то бездушная, и кажется, что никто не сможет победить эту злую силу....

Уже в первые два года войны фашистская армия заняла многие города, взяла в осаду один из главных городов России - Ленинград и подходила к столице нашей Родины – Москве. Но наш народ нашёл в себе силы и остановил врагов.
Все наши жители поднялись на защиту Родины. Воевали женщины, и даже дети. А те, кто не воевал - работали в тылу. Они шили одежду для солдат, рыли окопы, а самое главное было налажено производство оружия. Днём и ночью работали заводы, где выпускали вооружение.
С помощью какого оружия воевали наши солдаты?

Д: (танки, самолёты, автоматы, гранаты, патроны и т.д.)
У: Правильно, но во время войны было ещё оружие, а какое вы узнаете, отгадав загадку:
Если текст соединить с мелодией,
И потом исполнить это вместе,
То, что же вы услышите,
Конечно, — это ... (песня)

У: Идёт война, рвутся снаряды, гибнут люди. А тут песня… Зачем же она нужна на войне? Может я ошиблась и песня – это вовсе не оружие, а так, развлечение просто. Поможет нам ответить на этот вопрос музыка, которая одна из первых зазвучала в годы войны. Послушайте и скажите, к чему призывает эта песня?

Слайд №4

Фрагмент песни «Священная война» музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача – слушание
У:
 К чему призывает песня?

Д: (поднимает народ на борьбу с врагами)
У: Как вы считаете, какое настроение передавала эта песня солдатам?

Д: (мужественное, храброе)
У: Можно ли эту песню назвать оружием против фашистов? Почему?

Д: (потому что она поднимала боевой дух, и солдаты отважнее сражались)
У: Правильно.

В первые дни войны, композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом была написана эта песня, которая называется «Священная война» и она зазвучала как набат, призывающий на борьбу, как оружие против жестоких врагов. Эта песня впервые прозвучала на вокзале, когда бойцов провожали на фронт. Музыка несла в себе такую могучую силу и искренность, что все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один со своих мест и, стоя, словно в строю, торжественно и сурово слушали её. Когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты. Песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать и запомнить слова. Вновь и вновь, пять раз подряд, пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на фронте, в партизанских отрядах, в тылу. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом. Дослушаем эту песню стоя.
Песня «Свящённая война» - слушание песни.

У: Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши.   Однако, уже с первых дней войны, стало слышно, что рядом со   строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие слова лирических песен. Одна из самых любимых песен военных лет -  «Катюша».

Слайд №5

У: Однажды известный поэт Михаил Исаковский, автор уже всенародно любимых песен, сочинил четверостишие:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег  на крутой.

У: А дальше стихи не складывались. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потом отложил листок в сторонку, как говорится в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки.

Вскоре у поэта состоялось знакомство с М. И. Блантером, которому он и рассказал про это стихотворение. Как Матвей Блантер взял листок с четверостишием, так сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений; берег, на Берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам.

Стал тогда композитор просить поэта, чтобы он дописывал текст песни поскорее. Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала.

Прежде, чем мы исполним эту песню, необходимо распеться.

У: Приняли певческую установку.

УРебята, предлагаю распеться: А-а-а, о-о-о, и-и-и – поём, повторяя мелодию звуками за мной.

Слоговая распевка: ля-ля-ля, лю-лю-лю,   ли-ли-ли,   лэ-лэ-лэ.

Дыхательные упражнения: « Паровозик», « Цветок».

У: Ребята, при исполнении песни четко произносим слова, слушаем соседа по парте.

Исполнение песни «Катюша»

У: А сейчас споем песню с солистами.

Исполнение песни с солистами.

У: Молодцы! Отлично передали характер песни.

Немного отдохнем.

Физ. минутка.

«Будем мир мы защищать»  (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять.  (
Поочередно соединяют пальчики обеих рук). 
Будем мир мы защищать!  (
Жмут руки друг другу). 
На границе встанем,  (
Прямые руки вытягивают вперёд). 
Всех врагов достанем.  (
Шаг, выпад вперёд). 
Будем чаще улыбаться,  (
Повороты в стороны, улыбаются друг другу). 
А не ссориться и драться!  (
Обнимаются друг с другом).

У: Отдохнули. Продолжим наш урок.

Задохнулись канонады,
В мире – тишина.
На большой земле однажды,
Кончилась война!

Слайд№6

У: А сейчас ребята встанем и исполним самую главную песню «День Победы» музыка Д. Тухманова, слова В.Харитонова.

Совместное исполнение.

У: Вот она долгожданная Победа! Все ликуют и радуются! Но почему же в этой песне есть такие строчки:

«Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах…?

(Ответы детей)

УКакие чувства вызвала у вас эта песня?

Что за картины вы услышали и увидели в музыке песни?

( Ответы детей)
У: Мы должны помнить, как тяжело досталась нашему народу Победа. В каждой семье есть тот, кто погиб, защищая Родину. Много лет прошло после окончания войны. Мы должны помнить, какой подвиг совершил наш народ и гордится этим. Мы должны помнить - за всё, что мы имеем – за жизнь и праздники в нашей жизни, мы обязаны тем, кто воевал, погибал и одержал победу в этой страшной войне.
Ученик: Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Вместе:  Помним!
Ученик:  Тех, кто воевал за нас и победил!
Вместе:  Помним!
Ученик:  Павших и живых!
Вместе:  Помним!
Ученик:  Генералов и рядовых!
Вместе:  Помним!
Ученик:  Мы будем помнить все, что делалось тогда,
И обещаем Родину свою сберечь.
Вместе:  Для дела, мира и труда!

У: Песни военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры.  Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

  УС какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?

- Какие песни понравились и запомнились больше всего?

- Какие чувства они у вас вызвали?

(Ответы детей)

У: Если вам интересно было на уроке поднимите ноту красного цвета, если что- то не понятно, не комфортно – зеленую.

У: Я очень рада , что вам было интересно и надеюсь на то, что вам стал ближе праздник Великой Победы. И встретив в эти праздничные дни на улице ветерана, вы подойдете к нему, поздравите и скажете такое простое и важное слово: «Спасибо!»

Домашнее задание

- Подготовить рассказ об одной из  песен о Великой Отечественной войне   (историю ее создания).
















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.