КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«Екатериновский детский психоневрологический дом-интернат»
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»
Проект разработала:
Воспитатель группы «Теремок» В.А.Проявко
с.Екатериновка
2024 год
Паспортпедагогическогопроекта:
Тема проекта | «Песочная страна». |
Вид проекта | Практико-ориентированный. |
Актуальность проекта | Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие. Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Игра с песком, особенно для детей с ментальными нарушениями, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Можно использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период их адаптации к жизни в детском доме. Педагог через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки. Понимая важность и значение использования игр с песком, я разработала свой проект “Песочная страна”. |
Цель проекта | Развитие познавательной активности детей через игротеропию с песком. |
Задачи проекта | Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится). Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице. |
Проблемный вопрос | Зачем мы играем в песочнице? |
Продукт проекта | Картотека игр с песком «Педагогическая песочница». |
Сроки реализации | Краткосрочный проект 08.04.2024г.-20.04.2024г.(2 недели) |
Участники проекта | Воспитатель и воспитанники гр. «Теремок» Возраст 7-17 лет |
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
Цель: создание условий, необходимых для реализации проекта.
Задачи:
Выявить первоначальные знания детей о песке.
Подобрать программно –методический материал.
Пополнить предметно - развивающую среду группы.
Дата | Мероприятия, инсценированные воспитателем | Материально-техническое дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
08-09 апреля 2024г. . | Выявление первоначальных знаний детей о песке Знакомство с информацией по теме. | Подборка иллюстраций, художественного слова. Обновление песочного материала через методический кабинет. | Недостаточная мотивация воспитанников. Слабая материально-техническая база. | Копилка материала. У ребят сформировыва-ется стремление к исследованию. |
Основной этап:
Цель: проведение практической работы по плану проекта «Песочная страна».
Задача:
Реализовать запланированные мероприятия.
Дорожнаякарта
Дата | Местов режиме дня | Мероприятия | Промежуточ-ные результаты |
10.04 2024 | 1 половина дня | Наблюдение за песком на улице и в группе; игры с песком: "Узоры на песке". Проблемная ситуация «Зайке попал песок в глаза» | Вызов интереса к играм с песком, эмоционального отклика. Развитие мелкой моторики рук. Обогащение словарного запаса (активный \ пассивный словарь). Снятие мышечной напряжённости. Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки. |
11.04 2024 | 1 половина дня | Просмотр презентации и беседа «Интересный песочек»; игры с кинетическим песком: "Я пеку, пеку, пеку", "Волшебные следы". | |
12.04 2024 | 1 половина дня | Игра-забава с песком «Откопай сюрприз для колобка»; рисование струйкой песка. | |
15.04 2024 | 1 половина дня | «День сказок»: лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. | |
16.04. 2024 | 1 половина дня | Конструирование «Замок из песка» – используем на занятии метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно на плоскость) | |
17.04. 2024 | 1 половина дня | Чтение стихотворения «Посреди двора – гора»(В.Берестов) Сюжетная игра «Построим норку для мышки» | |
18.04. 2024 | 1 половина дня | Рассматривание изображений пустыни. Сюжетно-ролевая игра «Строители». | |
19.04.2024 | 1 половина дня | Наблюдения: «Какой сегодня песок в песочнице (сырой или сухой, теплый или холодный)?»; Опытно-экспериментальная деятельность «Сухой и мокрый песок». |
Заключительный этап:
Цель: подведение итогов работы по проекту.
Задача: оформить картотеку игр с песком.
Дата | Мероприятия | Результаты |
20 апреля 2024 | Наблюдение за самостоятельными играми детей с песком (по желанию, на выбор и т.д.) Изготовление и оформление материалов работы по проекту. | Совершенствование предметно – игровой деятельности. Анализ и обобщение результатов работы по проекту. |
План проекта «Песочная страна»
№ | Тема | Дата |
Подготовительный этап: | ||
1 | Подбор иллюстративного материала, презентации, дидактических игр и методических материалов. | 08.04 -09.04 2024г. |
Основной этап: | ||
2 | Наблюдение за песком на улице и в группе; игры с песком: "Узоры на песке". Проблемная ситуация «Зайке попал песок в глаза» Погружение в проект, инструктаж по технике безопасности. | 10.04.24 |
3 | Просмотр презентации и беседа «Интересный песочек»; игры с кинетическим песком: "Я пеку, пеку, пеку", "Волшебные следы". Словарная работа, снятие психо-физического напряжения. | 11.04.24 |
4 | Игра-забава с песком «Откопай сюрприз для колобка»; рисование струйкой песка. Коррекция мелкой и общей моторики, развитие навыков сотрудничества. | 12.04.24 |
5 | «День сказок»: лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. Развитие творческого воображения, внимания, памяти. | 15.04.24 |
6 | Конструирование «Замок из песка» – используем на занятии метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно на плоскость) Конструктивная деятельность с элементами творчества. | 16.04.24 |
7 | Чтение стихотворения «Посреди двора – гора» (В.Берестов) Сюжетная игра «Построим норку для мышки». Коммуникативная деятельность, продолжение формирования навыков сотрудничества. | 17.04.24 |
8 | Рассматривание изображений пустыни. Сюжетно-ролевая игра «Строители». Рассматривание картин, активизация словаря. | 18.04.24 |
9 | Наблюдения: «Какой сегодня песок в песочнице (сырой или сухой, теплый или холодный)?»; Опытно-экспериментальная деятельность «Сухой и мокрый песок». Расширение компетенций воспитанников о неживой природе через практическое познание. | 19.04.24 |
Заключительный этап: | ||
14 | Оформление картотеки игр с песком, конспекты занятий и бесед. | 20.04.24г. |
№ | Вид деятельности | Содержание |
1 | Подвижные игры | «Песчинки», «Тень», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди». Пальчиковые гимнастики. И/у «Самый ловкий» (пересыпание песка из одной емкости в другую, пронеси песок на тарелочки) |
2 | Сюжетно-ролевые игры | «Строители», «Печём пироги». |
3 | Дидактические игры | «Съедобное – несъедобное», «Домашнее или дикое животное? », «Что растёт на дереве, а что на грядке? », «Поиграем в археологов». |
4 | Коммуникативные игры | Знакомство с правилами игры с песком, «Назови ласково», «Я пеку, пеку, пеку» |
5 | Рассматривание картин | «Дети в песочнице»; рассматривание картин пустыни. |
6 | Экспериментальная деятельность | «Рассматривание песчинок под лупой» Песок- воздух-«Путешествие песка» (раздувание песка через трубочку) Песок - вода - «Свойства мокрого песка», «Следы на песке». |
7 | Наблюдения | Какой сегодня песок в песочнице (сырой или сухой); трогаем песок в тени и на солнце (где теплый, а где холодный, из какого песка лучше получаются фигурки из формочек (сухого или сырого) |
8 | Чтение стихотворений | В. Берестов «Посреди двора – гора», Н. Хилтон «Я полил песок водой», И. Финк «Песочница», А. Сметанин «Мы на пляже», А. Полетаева «Нам привезли песок на сад», С. Кашлев «Мы в песочнице играем», К.Балдина «Замок строим из песка». |
9 | Разгадывание загадок | Загадки на тему: «Песок». |
10 | Тематические беседы | «Правила безопасного поведения в песочнице», «Что такое песок?» |
11 | Разыгрывание проблемных ситуаций | «Зайке попал песок в глаза». ОБЖ. Игры-драматизации. (использование игрушек кукольного театра «Би-Ба-Бо») |
12 | Рисование на песке | «Песочный человечек». «Узоры на песке». Раскраски. |
13 | Аппликации из песка | «Песочные картинки». |
14 | Конструирование | «Построим теремок, замок». |
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
«Продолжение приложения 1»
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет
песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило
такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Игра «Во саду ли, в огороде»
Цель:ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Содержание.
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка
Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.
Конспект
Тема: «Песок в пустыне»
Цель: Развитие активности и любознательности детей в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
1. познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
2.расширять представления о песке, его качествах и особенностях;
3.стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.
4.закрепить правила безопасности работы с песком;
5.формировать наблюдательность, интерес к экспериментированию.
Ход занятия:
Воспитатель: Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать. Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.
(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку, старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).
Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.
Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?
Дети: На речке, в песочнице и т.д.
Воспитатель: Я предлагаю послушать о песке. Песок – это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов. Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.
ВЫВОД: песок создан природой.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.
Опыт 1«Прикоснись и присмотрись» Обследовать сухой песок пальцами; рассмотреть песок через лупу.
Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.
Опыт 2 «Растворяется или нет?»
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Дети: Нет, песок сел на дно стакана.
Опыт 3 «Пропускает или нет воду?»
Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?
Дети: Да, песок пропускает воду.
Гимнастика для глаз.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
Опыт 3 «Сухой, мокрый»
Воспитатель: А сейчас я прошу вас подойти ко мне. (Подходят к тазу или ящику с песком влажным.) У меня здесь два ящика (тазика) с песком. Скажите, какой он?
Дети: Сухой.
Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?
Дети: Полить его.
(Просим полить из лейки)
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?
Определим, какого они цвета?
Дети: Влажный песок — темно-желтого, сухой песок — светло-желтого цвета.
Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?
Дети: Сыпучий песок – сухой.
Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить?
Дети: Из влажного песка.
Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Воспитатель: А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?
(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)
Вывод: Следы остаются на влажном песке.
Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?
Дети: Сухой песок легко пересыпается.
Воспитатель: Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого «добросовестного» ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Воспитатель: Посмотрите, на барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. «Посадите» (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут, это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне?
Дети:
Воспитатель: Правильно. Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами).
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Дети подводят итог занятия.
Фотогалерея
Литература:
1.Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: «Речь», 2010
3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005
5.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс», 2010
6.Заводчикова О.Г. Адаптация в деском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей . -М.: Просвещение, 2004
7.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2008.
8.Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12 июнь 2006
9.Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008
10.Кичура В.В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
11.Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 1998.- №4
12.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ - М.: Айрис Пресс, 2005
ПРИЛОЖЕНИЯ