Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочные приключения» (1–4 класс)
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика образовательной программы
Цель и задачи программы
Содержание программы
2.1. Учебный план
2.2. Содержание учебного плана
2.3. Планируемые результаты
2.4. Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Методические материалы
Список литературы
Пояснительная записка
Общая характеристика образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочные приключения» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей младшего школьного возраста с ОВЗ в эмоционально-волевой сфере.
ДООП «Песочные приключения» составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 об утверждении САНПИН 2.4.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмом Минобрнауки России от 11.1.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальность программы заключается в том, что она решает одну из наиболее важных и сложных задач современного обучения – формирование
саморегуляции у детей младшего школьного возраста с ОВЗ, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности, направленной на управление своим психоэмоциональным состоянием.
Новизна и отличительные особенности
Педагог дополнительного образования проводит занятия с песком, которые помогают детям в адаптации и реабилитации, и являются средством самовыражения, психологической разгрузки.
Педагогическая целесообразность программы заключается в вовлечении детей с ОВЗ в творческий процесс, в котором дети получают возможность проявить самостоятельность, инициативу, активность, у детей формируются волевые качества, развивается выносливость. В рамках моей программы у детей с ОВЗ пробуждается интерес и понимание к новой творческой деятельности, постепенно осознавая, что они такие же дети, как и все.
В процессе обучения используются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Педагог дополнительного образования в песочнице и на световом столе проводит игры – забавы, сюжетные игры, рисование. Свои занятия выстраивает в виде беседы, рассказывания сказки, проведения дидактических игр, дыхательных и глазодвигательных упражнений.
Объем и сроки освоения образовательной программы
№ | Раздел | Часы |
| Вводное занятие. Мониторинг | 1 |
Упражнения на формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние. | 8 | |
Упражнения на снятие эмоционального напряжения | 11 | |
Упражнения на коррекцию эмоционального состояния. | 8 | |
Упражнения на развитие эмоционально-выразительных движений и коммуникативных навыков. | 8 | |
Упражнения на развитие сниженного и утраченного тактильного ощущения. | 11 | |
Упражнения на снижение эмоционального напряжения; разрядка агрессивных импульсов, тревоги. | 10 | |
Упражнения на избавление от страхов и агрессии. | 12 | |
Упражнения на закрепление приемов саморегуляции. | 2 | |
| Итоговое занятие. Мониторинг. | 1 |
| Итого: | 72 |
Режим занятий
Форма обучения по программе – очная. Состав группы учащихся – постоянный.
Обучение ведется в соответствии с Рабочим учебным планом, рабочей программы «Песочная терапия».
Рекомендуемая продолжительность занятия – 25 минут.
Количество занятий в неделю – 2 часа (1 час 1 раза в неделю).
Общее количество часов за весь период обучения составляет 72 часа.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предполагает базовый уровень сложности, т.к. содержание программы основывается на следующих возрастных и психосоставляющих характеристиках обучающихся:
эмоциональная сфера характеризируется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства;
обучающимся с нарушением интеллекта свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении у ребёнка часто совсем не возникает. В результате не формируется основа для сотрудничества со взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка;
ученик, имеющий трудности в обучении, соответственно имеет низкий психологический статус и нуждается в психокоррекционной поддержке.
Адресат программы – дети ОВЗ 7-10 лет
Совокупность обозначенных проблем, определили выбор создания данной программы. Программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Цель программы: развитие саморегуляции у детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере.
Задачи:
формировать способность осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;
скорректировать эмоциональное состояние;
развивать эмоционально-выразительные движения и коммуникативные навыки;
развивать сниженное и утраченное тактильное ощущение и закреплять сенсорные эталоны;
закрепить методы и приемы саморегуляции.
Содержание программы
Учебный план
№ | Раздел | Итого | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Мониторинг | 1 | 1 | |
Упражнения на формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние. | 8 | 1 | 7 | |
Упражнения на снятие эмоционального напряжения | 11 | 1 | 10 | |
Упражнения на коррекцию эмоционального состояния. | 8 | 1 | 7 | |
Упражнения на развитие эмоционально-выразительных движений и коммуникативных навыков. | 8 | 1 | 7 | |
Упражнения на развитие сниженного и утраченного тактильного ощущения. | 11 | 1 | 10 | |
Упражнения на снижение эмоционального напряжения; разрядка агрессивных импульсов, тревоги. | 10 | 1 | 9 | |
Упражнения на избавление от страхов и агрессии. | 12 | 1 | 11 | |
Упражнения на закрепление приемов саморегуляции. | 2 | 1 | 1 | |
| Итоговое занятие. Мониторинг. | 1 | 1 | |
| Итого: | 72 | | |
Примечания к учебному плану
Реализация программы предусматривает только аудиторные занятия. Аудиторные занятия проводятся одновременно по группам, малым группам и индивидуально. Выбор формы организации зависит от творческой задачи.
Продолжительность академического часа устанавливается уставом образовательной организации и составляет 25 минут.
По образовательной программе установлены следующие временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа: продолжительность учебного года в объеме 36 недель, включая каникулы. Продолжительность летних каникул - не менее 13 недель.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя входную проверку знаний по предмету и итоговую аттестацию обучающихся.
Входная проверка знаний и итоговая аттестация проводится в форме контрольного задания и теста.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляются баллы, которые заносятся в протокол итоговой аттестации по программе.
2.2. Содержание учебного плана
Раздел | Темы занятий |
Вводное занятие. Мониторинг (1 ч) | |
Упражнения на формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние. (8 ч) | Упражнение «Отпечаток». Упражнение «Я рисую мир». Игра-забава «Найди сюрприз». (2 ч) |
Упражнение «Что спряталось на дне песка?». Упражнение «Волшебный песок». Игровая ситуация «Чьи это следы?» (2 ч) | |
Упражнение «Я не знаю». Игра «Раздумье». Упражнение «Я рисую свои мысли». (2 ч) | |
Упражнение «Дождик из песка». Упражнение «Я рисую мир». Игра «Прятки». (2 ч) | |
Упражнения на снятие эмоционального напряжения. (11 ч) | Упражнение «Крокозябла». Упражнение «Песочный круг». Игровая ситуация «Идут медведи». (3 ч) |
Упражнение «Песочные прятки». Упражнение «Дорожки из камушков». Игра-забава «Разные следы». (3 ч) | |
Упражнение «Минута разговора». Игра «Волшебные шарики». Упражнение «Водопад». (2 ч) | |
Упражнение «Следы на песке». Упражнение «Разговор с руками». Игровая ситуация «Найди сюрприз». (3 ч) | |
Упражнения на коррекцию эмоционального состояния. (8 ч) | Упражнение «Построить мир» (Моя семья). Сюжетная игра «Строим дорожку». Свободное рисование. (2 ч) |
Упражнение «Построить мир» (Мои друзья). Рассказывание сказки «Дружба героев песочной страны». Свободное рисование. (2 ч) | |
Упражнение «Построить мир» (Мое будущее). Свободное рисование. (2 ч) | |
Упражнение «Пальцы ходят по песку». Упражнение «Необыкновенные следы». Игровая ситуация «Игра на пианино». (2 ч) | |
Упражнения на развитие эмоционально-выразительных движений и коммуникативных навыков. (8 ч) | Упражнение «Любопытные жители «песочного дворика». Сюжетная игра «Строим дорожку». Упражнение «Узоры на песке». (2 ч) |
Упражнение «Что спряталось на дне песка?». Беседа о дружной семье «песочного дворика». Игровая ситуация «Чьи это следы?». (2 ч) | |
Рассказывание сказки о «песочной стране». Дидактическая игра «Нарисуй похожее». Сюжетная игра «Гонки на песке». (2 ч) | |
Беседа о дружной семье в «песочном дворе». Упражнение «Змейки». Игровая ситуация «Прыгают зайцы». (2 ч) | |
Упражнения на развитие сниженного и утраченного тактильного ощущения. (11 ч) | Упражнение «Помоги мне разобраться». Игра «Я могу». Упражнение «Рисуем на песке». (3 ч) |
Упражнение «Скользи ладонями по поверхности песка». Упражнение «Отпечатки наших рук». Дидактическая игра «Нарисуй как я». (3 ч) | |
Упражнение «Погружение в песок». Упражнение «Песочный дождик». (2 ч) | |
Упражнение «Узоры на песке». Упражнение «Волшебное исчезновение». Игровая ситуация «Идут медведи». (3 ч) | |
Упражнения на снижение эмоционального напряжения; разрядка агрессивных импульсов, тревоги. (10 ч) | «Птицы Песочной страны» (1 ч) |
«Морские жители Песочной страны» (1 ч) | |
«Домашние животные Песочной страны» (1 ч) | |
«Дикие животные Песочной страны» (1 ч) | |
«Животные жарких стран» (1 ч) | |
«Путешествие Песочной улитки» (1 ч) | |
«Города и дома жителей Песочной страны» (1 ч) | |
«Транспорт жителей Песочной страны» (1 ч) | |
«Эмоции жителей Песочной страны» (1 ч) | |
«Сказочные герои Песочной страны» (1 ч) | |
Упражнения на избавление от страхов и агрессии. (12 ч) | Упражнения на песке. Тема «Я горжусь». (2 ч) |
Метод саморегуляции при помощи глазодвигательных упражнений. Тема «Я волнуюсь». (2 ч) | |
Тема «Я сержусь». Метод саморегуляции при помощи дыхания. (2 ч) | |
Тема: «Я расстраиваюсь». Метод саморегуляции через рисунок. (2 ч) | |
Тема: «Я злюсь». Метод саморегуляции при помощи физических упражнений. (2 ч) | |
Тема: «Я боюсь». Метод саморегуляции через рассказ. (2 ч) | |
Упражнения на закрепление приемов саморегуляции. (2 ч) | Упражнение «Кто в домике живет». Упражнение «Угадай на ощупь». Игровая ситуация «Найди сюрприз» (2 ч) |
| Итоговое занятие. Мониторинг (1 ч) |
Итого: | 72 часа |
Планируемые результаты
По итогам освоения программы у обучающихся будет:
сформирована способность осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;
скорректировано эмоциональное состояние;
развиты эмоционально-выразительные движения и коммуникативные навыки;
развито сниженное и утраченное тактильное ощущение и закреплены сенсорные эталоны;
закреплены методы и приемы саморегуляции.
Календарный учебный график
| сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
1 | 2-7 Н | 30-6 | 1-2 | 2-7 | 1-8 К | 27-1 | 2-7 | 30-4 | 4-9 | 1-6 К |
2 | 9-14 Н | 7-12 | 4-9 | 9-14 | 9-11 | 3-8 | 10-14 | 6-11 | 11-16 ИА | К |
3 | 16-21 ВП | 14-19 | 11-16 | 16-21 | 13-18 | 10-15 | 16-21 | 13-18 | 18-23 | К |
4 | 23-28 | 21-16 | 18-23 | 23-31 Па | 20-25 | 17-22 | 23-28 | 20-25 | 25-30 | К |
5 | | 28-31 | 25-30 | | | 25-29 | | 27-2 | | К |
Обозначения: Н – набор группы; ВП – входная проверка знаний и умений;
И А – итоговая аттестация; ПА – промежуточная аттестация; К – каникулы; – аудиторные занятия.
Условия реализации программы
Занятия с педагогом дополнительного образования проводятся в учебных кабинетах, оборудованных песочницами и световым столом.
Материально-техническое и информационное обеспечение
Песок
Деревянная песочница для песочной терапии
Стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой
Антистатик
Музыка (релакс)
Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой кружка)
Сюрпризные моменты
Дополнительный инструментарий (палочки, гребешки, пластиковые вилки, массажные мячики, различные фигурки и др..)
Медиаресурсы, презентации, картотеки игр, наглядно-дидактический материал
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом
педагогом дополнительного образования, который прошел обучение по курсу «Инклюзивное обучение в организациях дополнительного образования».
Формы аттестации
Вводный и итоговый мониторинг – выполнение задания «Метоморфозы поведения». Проводится алгоритмическая оценка по 3б шкале.
Промежуточный мониторинг – проведение теста Люшера.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов - портфель моих достижений. Это индивидуальная папка достижений составлена из фотографий работ, сделанных на занятиях. По итогу проводится выставка работ каждого ребенка.
Оценочные материалы:
тексты заданий «Метаморфозы поведения»;
цветовой тест Люшера.
Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, личный пример.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая.
Формы организации образовательного занятия: беседа, выставка, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, представление, презентация;
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучение с использованием методов игровой деятельности и дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология (зрительные, дыхательные, мышечные упражнения);
алгоритм учебного занятия:
Организационный этап. Эмоциональный настрой.
Постановка цели и задач. Мотивация деятельности обучающихся.
Творческие задания. Применение знаний и умений.
Обобщение и систематизация знаний.
Рефлексия.
дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения.
Список литературы
Гасанова Р.Р. Саморегуляция субъекта учебно-профессиональной деятельности // Педагогика искусства. 2010. №2. - С.130-140.
Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. - М.: МИФ, 2017. - 288 с.
Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. - М.: Владос, 2004
Сапожникова О., Гарнова Е. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.: Сфера, 2017. - 64 с.
Староверова М., Кузнецова О. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. - М.: Владос, 2017. - 144 с.
Танцюра С., Кононова С. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические рекомендации. - М.: Сфера, 2017. - 64 с.
Танцюра С., Мартыненко С. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ. Методические рекомендации. - М.: Сфера, 2017.
Татрина Е. Песочная терапия. Практический старт. - М.: Вариант, 2017. - 122 с.
Федосеева М. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии. - М.: Учитель, 2017. - 124 с.
Цветков А. Гиперактивный ребенок. Нейропедагогика саморегуляции: учебно-медическое пособие. - М.: Спорт и культура-2000, 2017. - 128 с.
10