12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бельчич Ольга Ивановна886
Россия, Краснодарский край, ст.НОВОПОКРОВСКАЯ

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости.

Цель: познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости; развить умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных  операций в устной и письменной  речи.

Оборудование: таблица «Зубы»; «Пищеварительная система»; презентация к уроку, рисунок лесной поляны, фишки тучки и солнца.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно будет провести этот урок вместе с вами. Я надеюсь, что он будет интересным, и вы оставите о нем хорошее впечатление. На столах лежат фишки с рисунками (солнышко, тучка). Они пригодятся в конце урока .

 Ваше   здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь нам дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с любимыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм мы не сможем:  

В еде не будь до всякой пищи падок,

Знай точно время, место и порядок.

Спокойно, не спеша, без суеты.

В день раз или два питаться должен ты.

И вы, наверное, догадались, что на уроке мы будем говорить о питании, а точнее сказать, о пищеварении в ротовой полости.

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.

2.Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, вы уже изучали в разделе биология питание живых организмов.

Вопрос:  Из чего состоит пищеварительная система?

Задание: построить в тетради схему  пищеварительной системы.

Самостоятельная работа учащихся с проектной деятельностью

                                                                                                   

3.В мире много интересного.

Знаете ли вы …

Что длина пищевода с возрастом увеличивается. У новорожденного она составляет 10 см, а у взрослого до 31 см,. а вот кишечник новорожденного превышает длину его тела в 6 раз, а у взрослого в 4-5 раз.

Что слизистое вещество слюны - муцин способствует обволакиванию пищи и ее перемещению через пищевод в желудок.

Что при пережевывании пищи челюстные мышцы развивают на коренных зубах усиление до 72 кг, а на резцах до 20 кг. Для жевания хлеба требуется усиление в 25 кг, для  пережевывания жареной телятины-15 кг.

Учитель:  Где начинается пищеварительная система? Ответ на вопрос вы найдете, если отгадаете загадку.

                           При необычном каком то явлении

                           Его открываем мы от удивления.

                           Дом, где наш язык живет,

                           Называем все мы… (Рот, ротовая полость)

                                                            Просят беленькие зубки,

                                                            Улыбайтесь чаще…»(Губки)

Губы ограничивают вход в ротовую полость и участвуют в захвате пищи, определяют её качество.

Давайте подумаем!

Учитель:   

- Какие заболевания человека вынужденно не включены в общую статистику заболеваемости.

- Нет ответа?

- Хорошо, я подскажу:

                     

В одной комнатушке

Соседи живут:

Одни всё кусают,

Другие жуют.

4.Работа с материалом  учебника (§ 32 стр .131)

Строение зуба, вы узнаете, прочитав материал учебника.

Давайте рассмотрим рисунок зуба. Какие зубы бывают?

На странице  130  рассмотрите рисунок. Расскажите о строение зуба, заменяя цифры словами. Запишите  в тетрадь.

5.Историческая справка. Гиппократ.

Гиппократ (460-377г. до н.э.)

Древнегреческий врач  и анатом. Сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента. Собрал в своих книгах имевшиеся сведения о строении тела человека. Провозгласил принцип, что врач обязан не вредить больному.

Учитель: Сейчас я прошу вас на минуту сосредоточиться на своих ощущениях в ротовой полости.  

Попробуйте, своими словами описать ощущения.

- Что вы ощущаете во рту?

-Что обеспечивает влажность? (Слюна и тепло)

Учитель: Все это происходит благодаря слюнным железам. Они вырабатывают необходимую слюну, которая играет важную роль в переваривании пищи. Если взять кусочек хлеба и пожевать его долго-долго, вы почувствуете сладкий вкус.

-Как вы думаете почему?

Ответ вы найдете на странице 132.

-Что представляет собой слюна? Какую функцию она выполняет?

-Сколько пар слюнных желез в ротовой полости? Назовите их.

Прочитайте материал.

-Какой орган еще участвует в пищеварении в ротовой полости? (Язык)

-Какую функцию выполняет язык?

6.Это интересно.

Это решающий фактор в выборе еды. 10 тысяч вкусовых рецепторов различают 4 основных (горький, сладкий, соленый, кислый)  и  посылает сигналы в мозг.

Мозг сопоставляет их с обонятельными, осязательными, температурами и болевыми ощущениями. Это дает возможность выбирать для себя лучшее, отказаться от невкусного. Порой это помогает в этом природа: ядовитые вещества обычно горькие на вкус и их можно выплюнуть, не глотая. Известно, что богатая жирами пища  вредная для организма, хотя наши вкусовые рецепторы с этими не согласны. Жир – великолепный носитель вкуса и дарит нам то, что физиологи называют «превосходным вкусовым ощущением». Без него

гамбургеры не были бы сочными, торты – нежными, а мороженое – мягким.

Вывод: Язык - орган пищеварительной системы, который не только определяет вкус, но и способен ее перемешивать, смачивать слюной и способствует акту глотания.

Учитель: Что происходит с пищей, после того как она побывала в ротовой полости, мы сейчас посмотрим.

7.(  Анимация фильма- передвижение пищи по пищеводу)

Вопрос: Какой механизм передвижения пищевого комка по пищеводу? (Ответ учащихся) 

8.Самостоятельная работа.

1 Вариант

(Пищеварительный канал = ротовая полость +….+желудок +….+….+прямая кишка +… )

2 Вариант

Назовите пищеварительные железы.

(Печень +….+ слюнные железы: +….+…+….).

3 Вариант

Какое строение имеет зуб.

(Зуб = ….+….+….).

Написать формулу зубов.

9.Закрепление.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучили тему пищеварение в ротовой полости.

Объясните крылатую фразу.

«Кто долго жует – тот долго живет».

Ребята, вот и подходит урок к концу. Вам приготовлен мой сюрприз, кто отлично отвечает, получает этот приз. ( Фишка с оценкой «5»).

Вопросы, на которые вы должны ответить, связаны не только  с биологией, но и литературой.

Биология + литература

Чем, согласно пословице капусту не шинкуют.

До чего вооружается хороший воин?

Каким органом чувств можно молоть?

Что развязывают человеку, от которого хотят получить полезную информацию?

Что кладут на полку очень бедные и голодные люди?

Обязался им, закрепи делом.

Он болтает, а голова отвечает.

Видит око, да он неймет.

Дареному коню в них не смотрят.

10.Домашнее задание: изучить §31-32; вопросы в конце текста

Спасибо за работу на уроке.

Кто получил два жетона – оценка «4»

Кто получил три жетона оценка – «5»

Один жетон – на следующем уроке дополнительный ответ.

Ребята, а теперь возьмите фишки, которые лежат у вас на парте. Если вам урок понравился, И вы усвоили новый материал, прикрепите на плакат с лесной полянкой фишки солнце. Если нет, то тучу.

До свидания!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.