Урок-обобщение «Пищеварение в ротовой полости и желудке»

2
0
Материал опубликован 14 October 2019

Конспект урока

Педагог Елисеенко Олеся Сергеевна

Предмет Биология Класс ___8___

Тема урока Пищеварение в желудке

Организационный момент

Опираясь на имеющиеся знания по теме раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости и в желудке, роль ферментов в них.

Развивать коммуникативные способности школьников, осуществлять нравственное и гигиеническое воспитание.

Продолжить развитие умений анализировать знания по курсу биологии и самостоятельно выводить цели и задачи по данной теме, находить решение проблемной ситуации

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

На прошлых уроках мы начали изучать пищеварительную систему. Зная основный отделы пищеварительной системы следует обратить внимание на процессы проходящие в каждом из них.

 

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Проверить уровень усвоения пройденного материала при помощи фронтального опроса

Развитие коммуникативных умений и умений создания презентаций при подготовке домашнего задания

Использование методов критического мышления при составлении презентаций учащимися самостоятельно к уроку

Координирование ответов учащихся наводящими вопросами

Использование дифференцированного домашнего задания и индивидуальный подход к опросу учащихся.

«Пищеварительная система состоит из органов пищеварения и пищеварительных желез»

Для начала давайте еще раз вспомним из каких отделов состоит пищеварительная система? Для этого самостоятельно заполните карточки.

Обменялись карточками, желающий к доске, проверяем, дополняем.

Для проверки обратимся к слайду! (3мин)

 

«К органам пищеварения относятся ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка»

Что относится к органам пищеварения? назовите и покажите?(щелчок)

«К пищеварительным железам относятся слюнные железы, железы желудка, печень, поджелудочная железа и железы кишечника»

Что какие железы относятся к пищеварительным? (щелчок)

 

«Ротовая полость состоит из твердого небо, мягкого небо, зубов, языка, слюнных желез»

В первую очередь пища попадает к нам в ротовую полость.

Как устроена ротовая полость?

Основными органами ротовой полости являются зубы, слюнный железы и язык.

Как устроены зубы?(гиперссылка щелкнуть на рис зубов)

t1571041590aa.gif

«Зубы имеют коронку расположенную над десной, шейку погруженную в десну и корень находящейся внутри десны, коронки покрыты плотной эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин. Дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, гибель этих клеток обозначает гибель зуба. Внутри находится полость заполненная мякотью – пульпой, которая пронизана кровеносными сосудами и нервами»

 

t1571041590ab.gif

 

t1571041590ac.gif

«Основная функция зубов механическая обработка пищи. Они размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти, относительно неподвижной верхней. Зубы это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган»

Функция зубов? (для возврата к слайду 4 щелкнуть на рисунке забу)

 

Какие правила гигиены для ротовой полости?

Как нужно правильно чистить зубы? (опыт с ватой, расчёской и щеткой)

«Только смоченная слюной пища может вызвать вкусовые ощущении. Слюна это вязкая жидкость, которая выделяется тремя слюнным железами (околоушные, подъязычные, подчелюстные) Основная функция слюны смачивание пищи, ее размачивание, формирование пищевого комка. Под действием слюны в ротовой полости начинается расщепление углеводов. Выделяется непрерывно, за сутки около 2 литров. За слюноотделение отвечает центральная нервная система, при стрессовых ситуациях слюноотделение прекращается»

В ротовой полости помимо механической обработки пищи происходит химическая обработка при помощи слюны.

Что такое слюна? От куда появляется и какими функциями обладает? (переход щелкнуть на рисунок слюнных желез)

 

 

 

 

 

Почему у людей, даже здоровых ротовая полость богата микробами?

t1571041590ad.gif

«Слюна на 99,4% состоит из воды, все остальное плотный остаток. Плотный остаток это неорганические и органические вещества входящие в ее состав.

Наиболее важны муцины – сложные белки содержащие полисахариды. Они придают вязкость и клейкость. Лизоцим убивает микробы. Благодаря ферменту в ротовой полости происходит расщепление углеводов (сахаров)»

Каков состав слюны? (щелчок)

t1571041590ae.gif

Следуя ходу работы выполняют опыт.

Проведем эксперимент и проверим, на что действуют ферменты слюны.

Лабораторная работа.

Действие слюны на крахмал.

В случае неудачи в эксперименте демонстрируется видео опыт

«В ротовой полости еще находится язык. При помощи языка мы определяем вкус пищи, язык ее перемешивает во рту способствуя лучшему смачиванию слюной, участвует формировании пищевого комка и акте глотания. На языке расположены вкусовые рецепторы, которые реагируют на 4 типа веществ. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: корень языка более всего чувствителен к горькому, боковые края языка – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому, кончик языка – к сладкому

Какой еще орган располагается в ротовой полости? (щелчок слайд 10)

 

 

 

 

 

 

Какой тип пищи не определяется вкусовыми рецепторами?

Острый тип веществ не определяется вкусовыми рецепторами, за это отвечают болевые рецепторы

t1571041590af.gif

 

Как осуществляется акт глотания? Для того чтобы вам разобраться с этим процессом предлагая посмотреть видеофрагмент «Акт глотания выглядит через рентгеновский аппарат», как вывод предлагаю вам вывести тему урока.

t1571041590ag.gif

Со звуком

Изучение нового материала

Продолжить формирование самостоятельности при изучении нового материала

Развитие коммуникативных умений и умений создания презентаций при подготовке домашнего задания

Акцентирования внимания учащихся к новой теме путем объяснения интересных фактов

Изучить строение и функции желудка?

Выявить какие вещества разрушаются в желудке?

Гигиена пищеварительной системы?

Верно, тема нашего урока «пищеварение в желудке»

Какие цели вы ставите перед собой? чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

 

 

Пища попала в желудок. Существует интересный факт что форма желудка у здорового человека может быть различной.

У низкорослых и коренастых – в форме конуса

У высоких- удлиненный имеет форму чулка

У лиц среднего телосложения имеет форму крючка

«Формы и размеры так же зависят от тонуса мускулатуры стенок желудка, от количества принятой пищи и положения тела человека. В среднем пища находится в желудке от 2 до 8 часов. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 литра, но может растягиваться и вмещать до 2,5 литров.

Желудок имеет 2 стенки переднюю и заднюю, дно и тело. Нижний край выпуклый, верхний вогнутый. Прочно закрыт привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: вход – там где в него впадает пищевод, и выводное в том месте где начинается 12-перстная кишка. Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием. Она образует многочисленнее складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открывается трубчатые железы желудка (до 35 млн.). Открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу. Эти железы выделяют желудочный сок. Они различаются по строению и функциям.

Одни выделяют пищеварительные ферменты

Вторые соляную кислоту

Третьи – слизистый секрет муцин и БАВ.

 

t1571041590ah.gif

 

Подслизистая основа желудка толстая, образованна рыхлой соединительной тканью Мышечная оболочка желудка в отличии от других органов пищеварения 3х-слойна

1 слой наружние продольные

Средний круговой

Внутренний слой – косой слой, удерживающий желудок в растяжении.

Желудочный сок это секрет желудочных желез и клеток эпителия слизистой оболочки желудка. Бесцветная жидкость, содержащая соляную кислоту (0,3-0,5%) и поэтому имеет кислую реакцию (pH 1,5-1,8). За сутки вырабатывается 2 литра этого сока.»

t1571041590ai.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опыт

Что же такое желудочный сок? Желудочный сок это смесь соляной кислоты, слизи и ферментов. (слайд 15)

В желудке действие слюны продолжается до тех пор пока кислота желудочного сока не пропитает пищевую массу и не разрушит птиалин слюны (он действует лишь в слабощелочной среде). При обычной смешанной пище это может занимать около 30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную среду. Время пропитывания пищи зависит от характера и размеров пищевого комка и активности желудочной секреции. По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течении которой главным образом происходит расщепление белка.

Выполним опыт, рассмотрим как ферменты желудочного сока влияют на белок.

t1571041590aj.gif

 

«Желудочный сок расщепляет белок при температуре 370 С, при наличии щелочной среды или понижении температуры разрушение белка не происходит»

Какой вывод?

 

 

Соляная кислота создает не только благоприятную среду для работы ферментов, но и активизирует их защитную функцию. Известно, как быстро загнивает мясо хранящееся в теплом месте. Если же добавить в стакан с водой и размолотым мясом немного соляной кислоты гниение не наблюдается.

t1571041590aj.gif

Тщательно пережевывать пищу

Запивать достаточным количеством жидкости

Есть нужно размеренно, не хватать на бегу

Неправильное питание может вызвать нарушение пищеварения. Все проблемы с пищеварением в большей степени начинаются с проблемами желудка. Какие правила питания вы знаете?

Чтобы подтвердить все ваши доводы, проведем опыт.

 

Закрепление учебного материала.

Учащиеся должны уметь систематизировать пройденный учебный материал.

Должны уметь делать обобщения и четко формулировать выводы

Учащиеся должны перенести знания полученные на уроке для решения проблемной ситуации

Развить умение работать по заданному алгоритму

Продолжить развитие умения осмысливать учебный фактический и дополнительный материал

 

В начале урока вы ставили перед собой вопросы, вернемся к ним и узнаем, нашли ли вы на них ответы.

 

Задание на дом

Активизация коммуникативных, поисковых навыков при выполнении творческого задания

Умение применять полученные знания в собственной жизни

Продолжить развитие умения осмысливать учебный фактический и дополнительный материал

Записывают в дневник

Откройте дневники и запишите домашнее задание, на следующий урок вы должны составить «Правила гигиены питания».

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации