Конспект занятия «Письмо от профессора Математики»
==========
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Журавлёнок» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Методическая разработка
Тема занятия: «Письмо от профессора Математики»
Возрастная группа детей:
Старшая группа (дети 5– 6 лет)
Макашкина Ирина Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок»,
корпус №1
2022
Цель: формирование элементарных математические представлений у детей 5-6 лет.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о количественном и порядковом счетах в пределах первого десятка, знаний цифр от 0 до 10; умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа; уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; закрепить умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; закреплять знания названий дней недели, их последовательность.
Развивающие: развивать логическое и образное мышление, внимание, память; умение воспринимать задание на слух, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий, формировать интерес к математической деятельности.
Демонстрационный материал: конверт с письмом, мини-конверты, портрет профессора Математики, иллюстрация лесенки, магнитные цифры от 0 до 10, магнитные геометрические фигуры.
Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 10, простые карандаши, листы бумаги, цветные счетные палочки Кюизенера, дидактическая игра «Живая неделя», звездочки из картона, веер с цифрами.
Оборудование: мольберт, указка, магниты
Структура НОД:
1.Организационный момент
2. Игровые упражнения «Счёт до 10» и «Найди соседнее число».
3. Игровые упражнения «Нарисуй геометрические фигуры»
4. Игровые упражнения «Построим лесенку»
5. Игра «Живая неделя»
6. Математическая разминка
7.Рефлексия
Ход НОД:
Дети заходят в группу и находят письмо. В конверте письмо и картинка «Профессор Математик».
1.Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры. Давайте откроем конверт и узнаем от кого же мы его получили.
Воспитатель: всё ясно! Это же Профессор-математик! И он прислал письмо. Нужно скорее прочитать его.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребятки. Пишет вам профессор Математик. Я хочу узнать, умеете ли вы выполнять математические задания? И для этого подготовил для вас несколько заданий. Все мои задания размещены в конвертах, будьте внимательны. За каждое выполненное задание будете получать звездочки. А вручать звездочки за правильный ответ вам будет моя ученица – Ирина Николаевна. Ведь она тоже когда-то обучалась у меня и все знает. Тогда удачи!
Воспитатель: По просьбе профессора я достаю конверты с заданием. Ну что, вы готовы?
Ответы детей.
2. Игровые упражнения «Счёт до 10» и «Найди соседнее число».
Итак, первое задание: «Счет до 10» (стоя в кругу прямой и обратный счет), «Найди соседнее число».
Воспитатель: Вера, сосчитай пожалуйста от 1до 10. (ребёнок считает)
Воспитатель: Милана, а ты сосчитай теперь в обратном порядке, от 10 до 1 (ребенок считает).
Воспитатель: молодцы, ребятки. А еще на столах лежат цифры, но они заблудились, вам нужно исправить ошибку. Я предлагаю всем сесть за столы и выложить все цифры правильно в порядке возрастания от 1 до 10. А выполнять задания мы будем парами. (Дети выкладывают числовую прямую).
Воспитатель: теперь задание «Назови соседей числа». Тимур, назови пожалуйста соседей числа 3. Захар, а ты назови соседей числа5 и т.д.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы все справились с заданием. За это задание получаем первую звездочку.
3. Игровые упражнения «Нарисуй геометрические фигуры».
Второе задание: ребята, у вас на столах имеются листочки с карандашами, и профессор Математик предлагает нам задание «Нарисовать геометрические фигуры». Но рисуем фигуры не просто так, где хотим, а по заданию. Итак, слушаем внимательно, в правом верхнем углу рисуем квадрат, в левом верхнем углу – круг, в левом нижнем углу рисуем прямоугольник, в центре- овал, какой угол остался, ребятки?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, остался правый нижний угол. Там нарисуем треугольник. Молодцы, справились с заданием и получаем звездочку.
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
4. Игровые упражнения «Построим лесенку»
Воспитатель: следующее задание — это работа с палочками Кюизенера. Задание такое: постройте лесенку от самой короткой палочки, до самой длинной, используя 10 палочек.
Воспитатель: какого цвета палочка на 3 месте, какому числу она соответствует.
Дети: голубая, 3.
Воспитатель: какого цвета палочка находится между 3 и 5 палочками, какому числу она соответствует.
Дети: красная, 4.
Воспитатель: какая по счету синяя палочка.
Дети: синяя палочка по счету девятая.
Воспитатель: какая по счету оранжевая палочка и т.д.
Дети: оранжевая палочка по счету десятая.
Воспитатель: какому числу соответствует фиолетовая палочка? Дети: шесть.
Воспитатель: сколько белых палочек поместится в синей палочке? Дети: 3 белых палочки.
Воспитатель: вот какие молодцы и с этим заданием вы, ребятки, справились! Получите награду! Звездочку выставляют на доску.
5.Игра «Живая неделя»
Воспитатель: а теперь профессор Математик предлагает игру «Живая неделя». Ребята, случилось несчастье, перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Исправим ошибку?
Дети: да.
Воспитатель: ну, тогда «Неделя стройся».
Дети выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «назовите свой день недели». Дети называют свой день недели.
Воспитатель: вторник, назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, назови своих соседей (четверг, суббота) и т.д. Дарина, назови свой день недели и скажи какой он по счету и т.д.
Ответы детей
Воспитатель: молодцы, справились с заданием и получаете следующую звездочку.
Воспитатель: Профессор математик предлагает вам математическую разминку. Отвечать на вопросы будем не словами, а показывать цифры.
Дети стоят в кругу и по очереди показывают цифры на вопросы воспитателя (игра с веером):
1. Сколько ушей у двух собак (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько носов у двух котов? (2)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
10. Сколько углов у треугольника? (3)
Воспитатель: молодцы! Вы получили еще одну звездочку, поставим на доску.
Воспитатель: вот, мы и собрали все звездочки. Посчитаем сколько всего звездочек мы собрали? Дети считают.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы все сегодня постарались и показали профессору Математики свои знания! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
7. Рефлексия.
Воспитатель: ребята, вам понравилось занятие?
От кого получили задание?
Какие задания были самыми тяжелыми, легкими?
Список используемой литературы:
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образо-вания. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.
2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5–7 лет, М.: «Гном», 2015
3. Страна блоков и палочек для детей 4-7 лет Автор:Б.Б. Финкельштейн Издательство:Корвет. Год издания:2005v1