План - конспект урока по окружающему миру «Природные богатства и труд людей - основа экономики», ФГОС
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье
План-конспект урока
по окружающему миру
3класс
ТЕМА: ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ –
ОСНОВА ЭКОНОМИКИ.
Учитель: Малышева Лариса Алексеевна
Тема: ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ –
ОСНОВА ЭКОНОМИКИ.
Цели: Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал», «труд людей», «потребность». Развивающие: способствовать развитию умения высказываться по теме урока. Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.
Планируемые результаты: научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека
Оборудование: схема «Потребности», тест, диск, презентация, коллекция «Полезные ископаемые»
Ход урока.
Организационный момент.
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живёте?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”
– Мы уроки проведём.
II. Проверка домашнего задания.
– С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.)
– Вспомним, что такое экономика? (Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.)
– Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.)
– Какие бывают потребности?
Демонстрирует схему:
– Какова основная цель экономики? (Обеспечение жизнедеятельности человека – главная цель экономики.)
«Все во имя человека, все для блага человека».
– Как вы понимаете эту фразу? (Ответы учащихся: «Я считаю…»)
– На прошлом уроке вы, работая в группах, наблюдали за различными предметами, которые человек употребляет в обиходе ежедневно, это ложки, кружки, платки, книги.
III.Сообщение темы и целей урока.
1.Актуализация знаний
а) Беседа по презентации.
-Что изображено на иллюстрациях? Слайд 1
(Ветреная мельница-воздух, вода, почва, полезные ископаемые)
-А как это можно назвать одним словом?
(Природные богатства) слайд 2
б) А какая тема нашего урока?
(Природные богатства)
2. Объявление темы урока.
Тема нашего урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики» слайд 3
3. Объявление задач урока.
Сегодня на уроке вы узнаете:
-Что такое природные богатства;
-Какие бывают природные богатства;
-Значение природных богатств
-Что такое труд людей;
На уроке мы более конкретно раскроем каждый фактор экономики, а в конце урока по усвоению темы выполните тест.
III. Изучение нового материала.
Природные богатства – основа экономики.
Природные богатства. Слайд 4
а) Природные богатства – природные ресурсы: объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.
– Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств.
Назовите природные богатства. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.) слайд 5
-Воздух - это смесь газов, газообразная оболочка земли.
-Ветер - движение воздуха.
-Какое значение имеет воздух?
(Воздух - ветер используется для выработки энергии)
– Одним из природных богатств вы назвали воздух. Слайд 6
– Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки.
– Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы.
Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики.
– Посмотрим, а была бы жизнь без воды. Слайд 7
- Вода- прозрачная бесцветная жидкость.
– Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.
Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.
– Природным богатством вы назвали почву. Слайд 8
– Что такое почва?
Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания.
Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица.
Физкультминутка
Только в лес мы вошли, появились комары,
Руки вверх, хлопки над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём,
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее,
Раз – два, раз – два, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лису обхитрим,
На носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе, шалунишке,
И закончилась игра,
За работу нам пора.
– Назовите полезные ископаемые. (коллекция «Полезные ископаемые») (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране ещё много залежей полезных ископаемых.)
– Посмотрим, где используются полезные ископаемые.
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.
Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.
– Какую же роль в экономике играет растительность? Что даёт растение для экономики?
Растительность – один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырьё. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идёт на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.
Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары. Слайд 9
– Какова роль животного мира для экономики?
Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности.
Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных. Слайд 10
А сейчас послушайте (включаю диск) Что нового вы здесь услышали?
2. Без капитала нет экономики.
Работа по учебнику (с. 44).
– Вторым фактором развития экономики является капитал – это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование.
Физкультминутка для глаз
Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом». «Трава» –
За окном у нас видна.
3. Труд людей – основа экономики.
Работа по учебнику (с. 44).
– Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удаётся производить всё больше новых товаров?». (Благодаря труду людей.)
– Последним фактором («китом») в экономике является труд.
Природные богатства сами по себе не обеспечивают человека товарами и услугами. Для того чтобы получить товар, нужно трудиться.
Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Труд бывает: Умственный и физический. Умственный труд или интеллектуальный - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Физический труд или ручной – работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые – физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -умственный труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.
Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности. Слайд 11
IV. Закрепление изученного материала.
Тест
1. Нужна ли в хозяйстве экономика?
а) Да; б) нет; в) не знаю; г) иногда.
2. Все, что нужно людям для жизни, называется…
а) услугами; б) товаром; в) потребностями; г) производством.
3. Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми.
а) Выполнение уроков; в) катание на лыжах;
б) посещение парикмахерской; г) употребление пищи.
4. Как нужно использовать богатства природы?
а) Небрежно; б) когда как; в) бережно; г) не знаю.
5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?
а) Нет; б) да; в) иногда; г) не знаю.
Копилка интересных фактов (сообщение учителя).
• Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в России превышает 20 млн человек. Каждые 5–7 лет требуется переобучать работников в связи с тем, что прогресс в области науки, техники, технологии требует от них новых знаний. В течение 20 лет удваивается количество профессий.
V. Рефлексия.
Закончить фразу:
Я не знал …, а теперь я знаю…
У меня не получалось …, а теперь получается…
Я не понимал …, а теперь понимаю слайд 12
VI. Домашнее задание
Стр. 42-45 пересказать слайд 13
VII. Итог урока.
– С какой темой мы познакомились на уроке?
– Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг?(Природные?)
От чего зависит успех людей в экономике?