12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Учителя физики»

ПЛАН – СЦЕНАРИЙ ИГРЫ 8 КЛАССОВ

ТЕМА: ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

Власова Наталья Николаевна

ПУСТЬ КИПИТ РАБОТА,

СИЛЬНЕЙ СОРЕВНОВАНИЕ,

УСПЕХ РЕШАЕТ НЕ СУДЬБА,

                                                                                                                              А ВАШЕ ЗНАНИЕ

НАЧАЛО: представление жюри, команд, болельщиков.

ВЫХОД КОМАНД НА ИГРУ: команды представляются (название, девиз, приветствие).

ЖЕРЕБЬЁВКА: капитаны разыгрывают очередность ответов команды, разгадывая загадку. «Что общего между предметами?».

Молоток плотника, микроскоп биолога, лопата рабочего, бормашина стоматолога, компьютер оператора (физические тела, инструменты, отсутствие шкалы и т.д.).

«Что?» « Почему?» «Зачем?» И «Где?»

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот в первый раз огонь добыт.

А почему огонь горит?

Зерно под Солнцем проросло.

Зачем растению тепло?

Мы все узнать хотим.

Соль растворяется в воде,

А мел нерастворим.

Бумага не горит дотла,

В печи останется зола.

А если медь в печи нагреть,

То станет тяжелее медь

С окалиною вместе.

Не верите – так взвесьте.

Открытий путь – нелегкий путь,

Но человеку – не свернуть.

«Что?» «Почему?» за ним следят,

чтоб шел вперед, а не назад.

Вот почему из года в год

наука движется вперед.

1) первый тур «Черный ящик»

В этом черном ящике находится измерительный прибор, который в каждом доме представлен или в одном, или в двух, или в трех, или в четырех вариантах. На один вы только смотрите, второй часто берете в руки, третий как бы и не ваш, а четвертый часто меняет среду обитания.

(комнатный, медицинский, уличный, водный термометр)

а) как пользоваться термометром?

б) как измерить температуру тела человека?

в) какова температура крышки стола и его ножек?

г) как измерить температуру капли воды?

д) как измерить температуру пламени?

2) второй тур Классификация «третий лишний»

Термометр, калориметр, температура.

Молекула, диффузия, движение.

Градус, термометр, термос.

Испарение, облака, конденсация.

Плавление, лёд, кристаллизация.

Теплопроводность, конвекция, вода

Гигрометр, влажность, температура.

Мензурка, объём, спиртовка.

Джоуль, энергия, калория.

Броун, молекула, парник.

Теплоприемник, теплопроводность, термос.

Водяной пар, туман, воздух.

2) второй тур

Расположите названия рек в такой последовательности, чтобы получилось название известного прибора. Возьмите его и расскажите об использовании прибора на земле и в кабине ИСЗ.

ТЕРМОМЕТР (Таруса, Енисей, Редья, Муррей, Омолон, Москва, Евфрат, Тигр, Рейн),

СПИРТОВКА (Сырдарья, Печера, Иртыш, Рейн, Терек, Ока, Волга, Кубань, Алдан).

ГИГРОМЕТР (Ганг, Инд, Гэньхэ, Рона, Ока, Миус, Енисей, Тиса, Рио-Гранде).

3) конкурс капитанов

Предложите способ нарушения равновесия весов, используя спички.

4) третий тур "инсценировка". Продемонстрируйте:

-движение молекул,

зависимость скорости движения молекул от температуры,

-три состояния вещества

-виды теплопередачи

5) четвертый тур "Художники в науке"

Вариант 1. Нарисуйте портрет молекулы.

Вариант 2. Используя круг, нарисуйте как можно больше физических приборов, используемых доя демонстраций по теме «Тепловые явления»

6) пятый тур - подарочный

АНКЕТА СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА. О КАКОМ ВЕЩЕСТВЕ ИДЕТ РЕЧЬ?

1.ПРОЧНОСТЬ. Весьма значительная.

2. РАСПРОСТРАНЕНННОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ. Встречается в природе в неограниченных количествах и весьма распространен. Самый доступный из строительных материалов.

3.СТОЙКОСТЬ. Воздвигнутые сооружения могут при соблюдении известных предосторожностей (техника безопасности) сохраняться неограниченно долго.

4. ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ. Очень невелика! В этом одно из главных достоинств.

5. ВОЗДУХОПРОВОДНОСТЬ. Огромна! В построенных сооружениях не требуется вентиляционных установок.

6. ОГНЕУПОРНОСТЬ, ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Абсолютно безопасно! Не горит, не поддается накалу, с трудом плавится.

7. ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ. Легко доставляется разными видами транспорта, в том числе и природными

8. ТРУДНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ. Легко брикетируется.

9. ПЛОТНОСТЬ. Невелика.

10. СТОИМОСТЬ. Дешево как воздух.

(зачитывается утверждение-подсказка; команда может дать ответ после любой подсказки; количество баллов максимум 5, ответ: лёд)

7) шестой тур

Экспериментально подтвердите:

- наличие конвекции,

- разную теплопроводность веществ,

- понижение температуры при испарении,

- плохую теплопроводность воздуха.

- изменение внутренней энергии при совершении работы и при теплопередаче,

8) НАУЧНО – ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНКУРС.

Мы будем писать стихи, правда – белые. Называются они синквейн, а правила их написания таковы.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА.

Слово СИНКВЕЙН французское, переводится как “пять строк”. При его написании следует придерживаться определенных правил.

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь – заголовок.

Вторая строка заключает в себе два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного объекта.

Третья строка образована тремя словами, являющимися глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому объекту. Иногда это короткая крылатая фраза или пословица.

Пятая строка содержит одно слово, чаще всего существительное, характеризующее суть объекта – резюме, вывод.

ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

ДЛЯ СЛОВ “УЧИТЕЛЬ” И “УЧЕНИК”

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Учитель.

Добрый, знающий.

Учит, воспитывает, помогает.

Старый друг лучше новых двух.

Мастер.

Ученики

Шумные, активные.

Учатся, занимаются, познают.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Подопечные.

Команды получают цитату из научных трудов ученых и на ее основе пишут синквейн.

Цитата №1. Тело А, действуя на тело В, не может предать последнему большую скорость движения, чем имеет само. Поэтому, если тело В холодно и погружено в теплое жидкое тело А, то тепловое движение частиц тела А приведет в тепловое движение частицы В, но в частицах тела В не может быть возбуждено более быстрое движение, чем какое имеется в частицах тела А. Поэтому холодное тело В, погруженное в теплое тело А, очевидно, не сможет воспринять большую степень теплоты, чем какую имеет тело А. (М.В.Ломоносов «Размышления о природе теплоты и холода»).

Цитата №2. Теплота возбуждается движением: от взаимного трения руки согреваются, дерево загорается пламенем, при ударе об огниво появляются искры, железо накаливается от частых и сильных ударов, а если их прекратить, то теплота уменьшается, а огонь в конце концов гаснет. Жизнь, произрастание, брожение, гниение ускоряются теплотою, замедляются холодом. Из всего этого видно, что достаточное основание теплоты заключается в движении. А так как движение не может происходить без материи, то необходимо, чтобы достаточное основание теплоты заключалось в движении какой-то материи. (М.В.Ломоносов «Размышления о природе теплоты и холода»).

Цитата №3. Мы утверждаем, что материя эфира может сообщать полученное от Солнца теплотворное движение нашей Земле и остальным телам мира и их нагревать, являясь той средой, при помощи которой тела, отдаленные друг от друга, сообщают теплоту без посредничества чего-либо ощутимого. (М.В.Ломоносов «Размышления о природе теплоты и холода»).

9) викторина

1. В ведро налили холодную воду и выставили на солнце. Что нужно сделать, чтобы вода быстрее нагрелась – накрыть крышкой из металла, из древесины, из стекла или не накрывать?

2. Почему заготовленные зимой дрова ценятся лучше, чем заготовленные летом?

3. Для чего в холод дрожит человек?

4. Почему лошадь после длительного забега покрывают попоной, а собаки, даже короткошерстные или редкой породы, в такой заботе не нуждаются?

5. Зимой в ветреную погоду люди часто обмораживают носы и открытые участки кожи, тогда как метеориты раскаляются при трении о воздух. Почему же не нагревается нос?

6. Почему подснежники лиловые, а лютики желтые? Чем ещё отличаются чаши цветов?

7.Опыт: если в горячий чай окунуть кусочек хлеба, то, не подув на него, кусок нельзя сразу класть в рот. На опущенный в чай кусок сахара дуть не нужно. Почему?

8. Объясните, почему пластилин при нагревании размягчается, а тесто и глина твердеют?

9. Почему пол перед дверцей печки покрывают металлическим листом?

 

ФИНАЛ.

Слово жюри: Подведение итогов, награждение.

 

ПРОТОКОЛ ИГРЫ 8-х классов

ТЕМА ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ____________________________________________

КОНКУРС

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Председатель жюри_______________________________________________________

Члены жюри___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.