План анализа художественного текста

1
0
Материал опубликован 5 October в группе

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ АНАЛИЗА


Примерный план анализа эпизода

1. Определить место эпизода в произведении. Прокомментировать связь отрывка с композицией произведения.

2. Определить идейно-образное содержание отрывка.

3. Выявить и прокомментировать изобразительно-выразительные средства и роль художественных деталей.

4. Раскрыть авторскую позицию.

5. Показать признаки жанра и литературного стиля. Проанализировать особенности авторского стиля.


Примерный план комплексного анализа эпизода:

I. Вступление.

  1. Писатель и время.

  1. Особенности произведения в свете творческой индивидуальности автора.

II. Основная часть. Идейно-композиционная роль эпизода в системе художественного целого.

1. Произведение в системе эволюции сквозных мотивов творчества писателя (место и роль произведения в эволюции автора, идейный замысел, проблематика, жанр, структура).

  1. Органичность эпизода для целого произведения.

  2. Функциональная роль эпизода в формировании идейного содержания):

а) строение целого, особенности сюжета, определяющие специфическую роль эпизода;

б) внутренние связи эпизода и целого (эпизод в системе событий и в идейной композиции);

в) строение эпизода; система образов; характеристика героев эпизода; их доминантные черты, появляющиеся в эпизоде;

г) архетипические мотивы и идейно-художественная специфика эпизода;

д) эпизод в системе форм выражения авторской позиции.

4. Эпизод в «собрании мыслей, сцепленных между собой для выражения себя», в «бесчисленном лабиринте сцеплений» (Л. Толстой).

III. Заключение. Значение эпизода для понимания «смыслового целого» произведения.


Примерный план комплексного анализа текста


I. Литературоведческий анализ: определение авторства текста, историко-культурного контекста произведения, литературного направления, особенностей метода, определение жанра (жанровой разновидности), особенностей системы образов и др.

II. Идейно-содержательный анализ текста (определение темы и главной мысли текста; его пафос и тональность).

III. Анализ композиционной организации текста и его составляющих (выделение компонентов текста; определение роли их соотношения).

IV. Характеристика изобразительно-экспрессивных средств языка (тропы, фигуры).

V. Методика работы с данным произведением (другими произведениями автора или авторов данного литературного направления) в школе. Методика использования предложенного текста на уроках литературы. Воспитательная ценность данного текста, психологические вопросы его восприятия.


Примерный план анализа лирического стихотворения:


  1. Передать чувства и мысли лирического героя, его отношение к жизни, к людям.

  2. Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилевых фигур и других выразительных средств).

  3. Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием.

  4. Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста. Указать особенности рифм.

  5. Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста.

  6. Охарактеризовать эмоционально-эстетическое содержание, передаваемое интонацией: обоснование логических и эмоциональных пауз и ударений, повышение и понижение голоса, тембр голоса.






 Примерный план анализа драматургического текста:


  1. Замысел: история создания, жизненная основа.

Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором. Язык изложения (стих, проза, их сочетание).

  1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

  2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

  3. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

  4. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи. Сбор материала о персонажах: внешность героя, поведение, речевая характеристика, содержание речи (о чём?), манера (как?), стиль, словарь, самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки; роль декораций, интерьера в развитии образа.

  5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

  6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

  7. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

  8. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический)

  9. Проблема интерпретаций: литературная критика и сценическая история.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.