12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина266
2

План конспект урока на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

4




Правописание безударных гласных в корне слова

Тема: Повторение изученного в начальных классах

Урок: Правописание безударных гласных в корне слова

Что такое корень слова?

Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Например, слова дом – домик – домашний – домовой имеют общий корень дом- и являются однокоренными.

В каком случае нужно проверять безударную гласную в корне?

Один слог в слове произносится с большей силой (это ударный слог), в ударном слоге гласный звук обозначается соответствующей ему буквой (дом, домик); в безударном слоге не всегда написание соответствует произношению (например, в словах домашний и домовой мы произносим А, а пишем О). Написание безударной гласной необходимо проверять.

Как проверить безударную гласную в корне?

Для того чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором эта гласная была бы под ударением. Например:

домашний – дом,

слоненок – слон,

дарить – дар,

белеть – белый,

синеть – синий.

В безударной позиции будет писаться та же гласная, что и под ударением в однокоренном слове.

t1603699089aa.jpg

Рис. 1. Способы проверки (Источник)

При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва-:

• проглотить – глотка, а не проглатывать;

опоздавший – поздно, а не опаздывать;

спросить – спрос, а не спрашивать.

При подборе проверочного слова необходимо учитывать его лексическое значение, поскольку бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному:

• примирять врагов (мир) – примерять платье (мерить);

поседеть от невзгод (седенький) – посидеть на завалинке (сидя);

поласкать котенка (ласка) – полоскать белье (полощет).

t1603699089ab.jpg

Рис. 2. Безударные гласные в корне слова  (Источник)

 

Домашнее задание

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подберите к словам с пропусками проверочные.

Солнце уже село в д..лёкий лес, когда  Егорка приб..жал в к..нюшню. Дед Савелий положил полушубок на спину невысокой л..шадёнке мышиной масти и пос..дил на него Егорку. Выпущенные из к..нюшни кони, хорошо зная дорогу, сами поб..жали на берег озера.

(В.Бианки)

2. Вставьте пропущенные буквы. Для этого подберите слова, где проверяемая гласная была бы под ударением.

Вл_стелин, просл_влять, укр_титель, пок_рать, изм_рение, разув_рять, дост_жение, неисч_рпаемый, объед_няться, неприм_римые враги, сож_ление, благосл_влять, вообр_жение, прор_дить морковь, тр_стись от страха, тр_скотня пулеметов.



Упр. 29 Решение

хо́дики − ходúли,
ч
а́с − часово́й.

упр. 30 Решение

Сосна — сосны, тропа — тропы, зерно — зёрна, гнездо — гнезда, роса — росы, звезда — звезды; столбы — столб, дома — дом, снопы — сноп, поля — поле; дожди — дождь, гроза — грозы, цвета — цвет, листы — лист, зонты — зонт, стрела — стрелы.
В
озить — возит, починить — починит, бродить — бродит, ходить — ходит, ловить — ловит, схватить — схватит, приносить — приносит, посадить — посадит, накосить — накосит, осмотреть — осмотрит.

Упр. 31 Решение

Ночной — ночь, пастух — пас, небесный — небо, полевой — поле, холмистый — холм, заглядеться — заглядываться, удивляться — диво, оживать — живо, кормить — корм, плясать — пляска, запах — пахнуть.

Уt1603699089ac.png пр. 32

















Упр. 33 (домой!)Решение

Июльская гроза
Взяла́ (взять), дождя (дождь), посмотре́л (смо́тр), коло́сьев (ко́лос), водяны́х (во́дный), лицу́ (лúца), бегу́щее (бег), висе́ли (вúснет).

Упр. 34 Решение

Здесь чудный луг, и я лежу.
Здесь — л
еса, красивый длинный пруд.
Когда отряд идет в поход, я зап
еваю песни...
На днях в лесу нашел я гру
здь и очень был доволен..



Уt1603699089ad.png пр. 35

Уt1603699089ae.png пр.36

Ур. 37

Велосипед, гимнастика, маршрут, кочевник.

Упр.38 Решение

Левый столбик
н
овинка
м
естечко
д
алеко
нак
ормить
д
олина
н
изина
б
ерега
п
ировать
под
арить
Правый столбик
г
отовить
м
инута
к
омандир
п
омидоры
м
алина
к
алендарь
ваг
он
б
алкон
кв
артира

Упр. 39 Решение

Удивительный (дúво) урожай моркови и капусты, зелёная (зе́лень) полоса (по́лосы) картофельного поля, тяжёлые колосья (ко́лос) пшеницы, запах (па́хнуть) земляники, закаляться (зака́лка) летом, спортивные (спо́рт) достижения (достúгнуть).



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.