12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Зинаида Александровна97
Россия, Вологодская обл., Вологда

Общие сведения

Автор разработки урока (ФИО) Соколова Зинаида Александровна

Предмет география

Класс 5

УМК, учебник В.П.Дронов, Л.Е.Савельева «География. Землеведение»

Тема урока (занятия) «План местности. Условные знаки»

Тип урока (занятия) комбинированный



1.1. Анонс методической разработки

Место урока (занятия) в учебной программе - урок № 5 в теме «Изображение земной поверхности»

Цель урока (занятия) - сформировать представление о плане местности, как форме изображения Земли

Задачи урока (занятия)

Образовательные: ввести новые понятия план местности, дать первоначальные сведения об условных знаках, отработать алгоритм определения азимута и расстояний; показать практическую необходимость полученных знаний.

Развивающие: развивать умения работать в группе, с учебником, топографической картой, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие внимания, памяти, логики и интеллекта. Различать изученные географические объекты.

Воспитательные: осознание практической значимости географических знаний.

Основные понятия - план местности, условные знаки

Планируемые результаты:

1. Личностные: знание географических особенностей своей местности.

2. Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

3. Предметные: находить различия между географической картой и планом местности, решать задачи по определению абсолютной и относительной высоты точек, измерять расстояния и направления, пользуясь линейкой и транспортиром.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения способов и форм описания земной поверхности, осознание практической значимости полученных знаний и умений.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям план местности, топографические знаки, стороны горизонта, азимут; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из текста учебника и карт атлас, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли в группе, договариваться друг с другом.

Используемые на уроке (занятии):

-формы организации образовательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

-средства обучения: атлас, учебник, учебная презентация, раздаточный материал

-образовательные технологии - технология креативного мышления, ИКТ, проблемного обучения, личностно-ориентированная, практико-ориентированная

-методы и приемы обучения устные – описание плана, карты; наглядные – анализ плана, изучение условных знаков, печатно-словесные – составление таблицы, выписывание определения, практические – определение азимута.

- способы оценки результатов урока – самооценка, взаимооценка, презентация (показ) детских работ, устная оценка учителя.





































1.2. Описание хода урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2

Актуализация темы

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.

Объясните: Что общего у этих слов?

(слайд1)

Крупный масштаб,

небольшая поверхность Земли,

расстояния,

измерение расстояний

стороны горизонта,

условные знаки,

абсолютная высота,

азимут

Высказывают предположения на поставленные вопросы


Раскрывают полученные знания (понятия)

3

Целеполагание, постановка проблемы

Проверяет усвоение понятий.

Предположите:

Что объединяет эти слова?

С какими понятиями вы еще не встречались?

Проверяет усвоение понятий

-Что вы сегодня узнаете?

- Определение темы урока.

Выявление учебной проблемы.

Выявляют дефициты географической информации.


Анализируют полученную информацию.


Формулируют цель урока, определяют учебную проблему.


Цель урока и учебные задачи принимаются обучающимися.


4
























































5

Первичное усвоение новых знаний






















































Первичная проверка понимания

1. НАЙДИТЕ определение плана местности (учебник стр.58):


Показывает топографическую карту и план местности на слайде.

На карте атласа и в учебнике.

Ставит задачу найти, что общего у географической карты и плана местности?

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

Организует работу в группах по заполнению таблицы (слайд 5):

-Выберите черты сходства и отличия


- Спрашивает: в чем отличие карт и планов?


Подводит к выводу об основных чертах сходства и различия.


Проверяет заполнение таблицы, корректирует результаты и демонстрирует готовую таблицу (слайд 6,7)


Задает проблемный вопрос. В каких случаях нам больше пригодится карта, а в каких – план местности?


Подводит к выводу о практическом использовании планов местности во время путешествий, для измерения расстояний, знакомства с территорией местности.

Люди, каких профессий в своей деятельности используют планы, карты?

2. «Для того чтобы работать с топографической картой, нужно уметь ее читать. Сейчас используют графические условные знаки»

Организует работу по изучению условных знаков с помощью атласа с.4-5 через самостоятельную работу.


Вы заметили, что знаки очень похожи на сами предметы, объекты? Приведите примеры таких знаков.

Каждому объекту соответствует определенный цвет: лес-зеленый, (какие еще объекты зеленого цвета, река, озеро, болото – голубые)


Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.


Предлагает учащимся выполнить задания

1.Установить соответствие между условными знаками и их значением (на слайде презентации)

2.«Возьмите на парте раздаточный материал и выполните задание. Замените выделенные слова условными знаками»

Сначала пойдешь по грунтовой дороге, свернешь в сосновый лес. Там увидишь колодец, смело от него иди к роднику, у родника есть глубокий овраг, перейдешь его и увидишь луг, на том лугу стоит одинокое дерево, потом идите через лиственный лес, мимо болота, через которое есть тропинка. Зайдете вглубь леса и увидите живописное озеро, а возле него родник, от которого виден путь к реке.

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность

Учащиеся разбиваются на минигруппы.

Работают в группах, составляют систематизирующую таблицу.

Выполняют поиск различий.

(Приложение 1)

Находят отличия между картой и планом, пользуясь текстом учебника, картами атласа и планом местности на стр. 60

Отвечают группы


Делают вывод.


Сравнивают материал таблиц.







Выдвигают предположения о практическом использовании планов и карт в жизни.


Формулируют вывод.

Отвечают на вопросы.





Работают самостоятельно с планом и условными обозначениями на стр.4 в атласе





Делают выводы
















Демонстрируют знания,

понимание причинно-следственных связей.



6

Первичное закрепление знаний

Работа с рисунком учебника 98 на с.84.

Какие объекты показаны на этом плане?


Составьте по этому рисунку небольшой рассказ, не забываем использовать стороны горизонта при описании.

Кто желает ответить?

Учащиеся перечисляют объекты плана.



Учащиеся слушают описание плана.


7

Контроль усвоения (практикум)

Работа по чтению плана местности

Учитель раздает дидактический материал.

Приложение 2. (План местности с заданиями)

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

Организует работу по чтению плана местности

(слайд 7)

Проводит консультацию

Вспоминают понятие азимут.

Вспоминают алгоритм определения азимута.


Анализируют план местности и выбирают необходимые сведения


Работают самостоятельно по вариантам

Фиксируют ответы в карточках с заданием

Высказывают суждения, делятся опытом работы.

Закрепляют на практике алгоритм определения азимута по плану местности.

8

Информация о домашнем задании

Объясняет д/з §16, Вопросы с.60.

Творческое задание по выбору:

1. Составить описание безопасного маршрута от школы до дома с указанием направлений по плану местности.

2. Контурная карта задания на с.4-5

3. Придумать несуществующие условные знаки (бассейн, хоккейная коробка…библиотека)

Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению

9

Подведение итогов урока. Рефлексия

Предлагает определить уровень своих достижений, продолжая начатые предложения.

- Я молодец, так как…


- Я доволен своей работой на уроке ….


- Я мог бы работать лучше….


Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Учащиеся оценивают свою работу, выбирая одну из фраз и проговаривая ее.









Приложение 1

Заполните таблицу, сравнив план местности и карту.

Сравниваемые характеристики

План местности

Карта

Как изображается рельеф местности?



Какой масштаб используется?



Какие условные знаки используются для обозначения географических объектов?



Как обозначается абсолютная высота местности?



Какие по размеру территории изображаются?



Как обозначаются стороны горизонта?











Приложение 2. Вариант 1

Чтение плана местности. Ответьте на вопросы, заполните таблицу

t1669746730aa.jpg

Напишите абсолютную высоту самой высокой точки.


Как называется река, в каком направлении она течет?


Как называется населенный пункт?


В каком направлении от реки находится болото?


Измерьте расстояние от отдельно стоящего дерева до лиственного леса


Из каких пород деревьев состоит лес к северо-востоку от поселка Елагино?


Определите азимут направления

1.от сарая до высоты 162, 3.

2. От лиственного леса до сарая.





Приложение 2. Вариант 2

Чтение плана местности. Ответьте на вопросы, заполните таблицу

t1669746730aa.jpg

Напишите абсолютную высоту самой высокой точки.


В каком направлении течет река?


Что растет к северу от оврага?


В каком направлении от сарая находится поселок Елагино?


Измерьте расстояние от сарая до высоты с отметкой 162, 3.


Река имеет приток. Определите направление течения притока?


Определите азимут направления

1.от истока отдельно стоящего дерева до высоты 162, 3.

2. От лиственного леса до оврага к северу от поселка.





Опубликовано в группе «Технологические карты уроков географии в 5 кл. по ФГОС ООО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.