Материал для уроков географии в 5 классе «План местности. Условные знаки»
Общие сведения
Автор разработки урока (ФИО) Соколова Зинаида Александровна
Предмет география
Класс 5
УМК, учебник В.П.Дронов, Л.Е.Савельева «География. Землеведение»
Тема урока (занятия) «План местности. Условные знаки»
Тип урока (занятия) комбинированный
1.1. Анонс методической разработки
Место урока (занятия) в учебной программе - урок № 5 в теме «Изображение земной поверхности»
Цель урока (занятия) - сформировать представление о плане местности, как форме изображения Земли
Задачи урока (занятия)
Образовательные: ввести новые понятия план местности, дать первоначальные сведения об условных знаках, отработать алгоритм определения азимута и расстояний; показать практическую необходимость полученных знаний.
Развивающие: развивать умения работать в группе, с учебником, топографической картой, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие внимания, памяти, логики и интеллекта. Различать изученные географические объекты.
Воспитательные: осознание практической значимости географических знаний.
Основные понятия - план местности, условные знаки
Планируемые результаты:
1. Личностные: знание географических особенностей своей местности.
2. Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
3. Предметные: находить различия между географической картой и планом местности, решать задачи по определению абсолютной и относительной высоты точек, измерять расстояния и направления, пользуясь линейкой и транспортиром.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения способов и форм описания земной поверхности, осознание практической значимости полученных знаний и умений.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям план местности, топографические знаки, стороны горизонта, азимут; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из текста учебника и карт атлас, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли в группе, договариваться друг с другом.
Используемые на уроке (занятии):
-формы организации образовательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная
-средства обучения: атлас, учебник, учебная презентация, раздаточный материал
-образовательные технологии - технология креативного мышления, ИКТ, проблемного обучения, личностно-ориентированная, практико-ориентированная
-методы и приемы обучения устные – описание плана, карты; наглядные – анализ плана, изучение условных знаков, печатно-словесные – составление таблицы, выписывание определения, практические – определение азимута.
- способы оценки результатов урока – самооценка, взаимооценка, презентация (показ) детских работ, устная оценка учителя.
1.2. Описание хода урока
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный этап | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку | Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2 | Актуализация темы | Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Объясните: Что общего у этих слов? (слайд1) Крупный масштаб, небольшая поверхность Земли, расстояния, измерение расстояний стороны горизонта, условные знаки, абсолютная высота, азимут | Высказывают предположения на поставленные вопросы Раскрывают полученные знания (понятия) |
3 | Целеполагание, постановка проблемы | Проверяет усвоение понятий. Предположите: • Что объединяет эти слова? • С какими понятиями вы еще не встречались? Проверяет усвоение понятий -Что вы сегодня узнаете? - Определение темы урока. Выявление учебной проблемы. | Выявляют дефициты географической информации. Анализируют полученную информацию. Формулируют цель урока, определяют учебную проблему. Цель урока и учебные задачи принимаются обучающимися. |
4 5 | Первичное усвоение новых знаний Первичная проверка понимания | 1. НАЙДИТЕ определение плана местности (учебник стр.58): Показывает топографическую карту и план местности на слайде. На карте атласа и в учебнике. Ставит задачу найти, что общего у географической карты и плана местности? Формулирует задания для учеников, корректирует их работу. Организует работу в группах по заполнению таблицы (слайд 5): -Выберите черты сходства и отличия - Спрашивает: в чем отличие карт и планов? Подводит к выводу об основных чертах сходства и различия. Проверяет заполнение таблицы, корректирует результаты и демонстрирует готовую таблицу (слайд 6,7) Задает проблемный вопрос. В каких случаях нам больше пригодится карта, а в каких – план местности? Подводит к выводу о практическом использовании планов местности во время путешествий, для измерения расстояний, знакомства с территорией местности. Люди, каких профессий в своей деятельности используют планы, карты? 2. «Для того чтобы работать с топографической картой, нужно уметь ее читать. Сейчас используют графические условные знаки» Организует работу по изучению условных знаков с помощью атласа с.4-5 через самостоятельную работу. Вы заметили, что знаки очень похожи на сами предметы, объекты? Приведите примеры таких знаков. Каждому объекту соответствует определенный цвет: лес-зеленый, (какие еще объекты зеленого цвета, река, озеро, болото – голубые) Физминутка. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. Предлагает учащимся выполнить задания 1.Установить соответствие между условными знаками и их значением (на слайде презентации) 2.«Возьмите на парте раздаточный материал и выполните задание. Замените выделенные слова условными знаками» Сначала пойдешь по грунтовой дороге, свернешь в сосновый лес. Там увидишь колодец, смело от него иди к роднику, у родника есть глубокий овраг, перейдешь его и увидишь луг, на том лугу стоит одинокое дерево, потом идите через лиственный лес, мимо болота, через которое есть тропинка. Зайдете вглубь леса и увидите живописное озеро, а возле него родник, от которого виден путь к реке. | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность
Учащиеся разбиваются на минигруппы. Работают в группах, составляют систематизирующую таблицу. Выполняют поиск различий. (Приложение 1) Находят отличия между картой и планом, пользуясь текстом учебника, картами атласа и планом местности на стр. 60 Отвечают группы Делают вывод. Сравнивают материал таблиц. Выдвигают предположения о практическом использовании планов и карт в жизни. Формулируют вывод. Отвечают на вопросы. Работают самостоятельно с планом и условными обозначениями на стр.4 в атласе Делают выводы Демонстрируют знания, понимание причинно-следственных связей. |
6 | Первичное закрепление знаний | Работа с рисунком учебника 98 на с.84. Какие объекты показаны на этом плане? Составьте по этому рисунку небольшой рассказ, не забываем использовать стороны горизонта при описании. Кто желает ответить? | Учащиеся перечисляют объекты плана. Учащиеся слушают описание плана. |
7 | Контроль усвоения (практикум) | Работа по чтению плана местности Учитель раздает дидактический материал. Приложение 2. (План местности с заданиями) Формулирует задания для учеников, корректирует их работу. Организует работу по чтению плана местности (слайд 7) Проводит консультацию Вспоминают понятие азимут. Вспоминают алгоритм определения азимута. | Анализируют план местности и выбирают необходимые сведения Работают самостоятельно по вариантам Фиксируют ответы в карточках с заданием Высказывают суждения, делятся опытом работы. Закрепляют на практике алгоритм определения азимута по плану местности. |
8 | Информация о домашнем задании | Объясняет д/з §16, Вопросы с.60. Творческое задание по выбору: 1. Составить описание безопасного маршрута от школы до дома с указанием направлений по плану местности. 2. Контурная карта задания на с.4-5 3. Придумать несуществующие условные знаки (бассейн, хоккейная коробка…библиотека) | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению |
9 | Подведение итогов урока. Рефлексия | Предлагает определить уровень своих достижений, продолжая начатые предложения. - Я молодец, так как… - Я доволен своей работой на уроке …. - Я мог бы работать лучше…. Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. | Учащиеся оценивают свою работу, выбирая одну из фраз и проговаривая ее. |
Приложение 1
Заполните таблицу, сравнив план местности и карту.
Сравниваемые характеристики | План местности | Карта |
Как изображается рельеф местности? | | |
Какой масштаб используется? | | |
Какие условные знаки используются для обозначения географических объектов? | | |
Как обозначается абсолютная высота местности? | | |
Какие по размеру территории изображаются? | | |
Как обозначаются стороны горизонта? | | |
Приложение 2. Вариант 1
Чтение плана местности. Ответьте на вопросы, заполните таблицу
| Напишите абсолютную высоту самой высокой точки. | |
Как называется река, в каком направлении она течет? | | |
Как называется населенный пункт? | | |
В каком направлении от реки находится болото? | | |
Измерьте расстояние от отдельно стоящего дерева до лиственного леса | | |
Из каких пород деревьев состоит лес к северо-востоку от поселка Елагино? | | |
Определите азимут направления 1.от сарая до высоты 162, 3. 2. От лиственного леса до сарая. | |
Приложение 2. Вариант 2
Чтение плана местности. Ответьте на вопросы, заполните таблицу
| Напишите абсолютную высоту самой высокой точки. | |
В каком направлении течет река? | | |
Что растет к северу от оврага? | | |
В каком направлении от сарая находится поселок Елагино? | | |
Измерьте расстояние от сарая до высоты с отметкой 162, 3. | | |
Река имеет приток. Определите направление течения притока? | | |
Определите азимут направления 1.от истока отдельно стоящего дерева до высоты 162, 3. 2. От лиственного леса до оврага к северу от поселка. | |