12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олейник Ольга Игоревна357
Я люблю свою профессию. Без географии вы нигде!
Россия, Свердловская обл., сухой лог

Открытый урок по теме «Условные знаки»

(6 класс, по новым ФГОС изучается в 5 классе)

Олейник О.И, учитель географии

МАОУ СОШ №5

Цель урока: Формирование представлений о видах условных знаков.

Задачи урока:

1) Сформировать понятия: условные знаки, изолинии, легенда карты, линии движения, качественный фон, значки.

2) Умения читать географические карты и применять полученные знания на практике, развивать умения обобщать и систематизировать изученный материал, развивать географическое мышление, формировать грамотную речь.

3) Умение ориентироваться в незнакомой ситуации работать в группах, воспитание толерантности.

Тип урока: урок получения новых знаний и закрепления первичных способов деятельности.

Единицы содержания:

условные знаки;

легенда карты;

виды условных знаков: площадные, точечные, линейные;

пояснительные подписи.

Базовый уровень:

определять понятия «условные знаки», «легенда карты»;

распознавать условные знаки планов местности и карт;

находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.

Повышенный уровень:

наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты;

читать планы и карты.

Углубленный уровень:

описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

«География. Начальный курс», 6 класс, автор Домогацких Е.М., «Русское слово»;

атлас;

контурные карты;

рабочая тетрадь.

ФОУД: индивидуальная, фронтальная.

Результаты:

Предметные:

формирование понятий «условные знаки», «легенда карты»;

работа с картографическими источниками (способы изображения водных объектов на примере карты полушарий);

умение читать карту полушарий;

умение читать топографическую карту;

умение описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков;

умение анализировать карты атласа;

умение моделировать в контурных картах под руководством учителя;

умение наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.

Метапредметные:

поиск ответов на вопросы;

поиск определения понятий;

умение формулировать выводы; анализировать схемы;

умение сравнивать условные знаки географических карт и топографических;

умение осуществлять самопроверку при выполнении тренировочных упражнений;

умение осуществлять саморефлексию;

Личностные:

воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы (средства обучения)

Оргмомент

Презентация к уроку.

Приветствует учащихся, создает благоприятную атмосферу для работы, проверяет готовность учащихся.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Презентация

Актуализация знаний

Заполнение путевого листа: я знаю, хочу узнать. (Приложение1)

Задает репродуктивные вопросы на восстановление знакомой информации:

Для того чтобы нам приступить к изучению новой темы, давайте ответим на вопросы:

1. Назовите виды изображения земной поверхности?

2.Чем рисунок отличается от карты?

Отвечают фронтально на репродуктивные вопросы.

Фотография, аэроснимок, глобус, топографически план, карта.

Приложение1

«Вспомните»

Мотивация

Введение в тему:

Ребята, как вы думаете, легко ли прочитать книгу, не зная ни одной буквы?

Итак, перед нами карта как нам ее прочесть?

Ребят, подумайте и скажите, как называется азбука, помогающая людям прочитать информацию “зашифрованную” на географических, топографических, да и на любых других картах?

Отвечают на вопрос, формулируют вывод:

Это невозможно.

Нам для этого нужно знать условные знаки.

Физическая карта

Целеполагание

Азбука карты – условные знаки. Прочитать карту сумеем, если знаем условные знаки.

1. Озвучивание темы урока.

2. Постановка целей:

Сегодня мы учимся:

- давать определения понятий: «условные знаки», «легенда карты», «качественного фона», «значки», «пунсоны», «линейные знаки», «изолинии», «изогипсы», «изобаты», «изотермы», «изобары», «линии движения», «врезки»;

- распознавать условные знаки планов местности и карт;

- читать планы местности и карты;

- красиво оформлять свои мысли;

- слушать друг друга и учителя;

- смотреть и видеть.

Записывают тему урока в тетрадь.

Цели урока прописаны на доске.

На доске прописаны цели урока

Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности

Физкультминутка

Получение новых знаний и закрепление первичных способов деятельности

1. Вступительное слово:

Без знания букв нельзя прочитать книгу – без знания условных знаков нельзя понять изображение местности. Условные знаки – азбука карты.

2. Работа над определением понятия:

- Что такое условные знаки?

3. Значение условных знаков показано в легенде карты.

Работа над определением понятия:

- Что такое легенда карты?

- посмотреть слайд-шоу «Легенды карты»;

- сделать вывод о значении легенды.

Легенда карты – это система условных знаков, примененных на карте.

4. Существуют несколько способов изображения на географических картах.

Это основные способы изображения объектов и явлений на карте.

5. Разберем виды карт по масштабу и содержанию.

Учащимся предлагается встать, и показать направления в ту или иную сторону (юг, север, запад, восток).

6. Тренировочные упражнения на закрепление знаний условных знаков в рабочей тетради к учебнику Е.М. Домогацких. (Приложение 2)

Дают определение: Условные знаки – это символы, обозначающие разные объекты.

Легенда карты – изображение знаков с объяснением их значений.

Дают определение и записывают в тетрадь: качественного фона, значки, пунсоны, линейные знаки, изолинии, изогипсы, изобаты, изотермы, изобары, линии движения, врезки.

Выполняют упражнения

Выполняют тренировочные упражнения. Осуществляют самопроверку.

Определение на слайде.

Настенные карты.

Определение на слайде. Слайд-шоу «Легенды карты».

Карты атласа.

(Приложение №2)

Рефлексия

Вернуться к путевому листу и написать в колонку я узнал, то что каждый узнал или чему научился на уроке.

Осуществляют саморефлексию

 

Домашнее задание

1. Изучить текст учебника с.37-42

2. с.42 вопросы

3. 1) прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов (10 топографических знаков).

2) с помощью условных знаков покажи:

а) путь Аленушки и Иванушки домой;

б) путь следования Колобка.

Цель: описывать маршрут по топографической карте с помощью условных знаков.

(Приложение3)

Записывают домашнее задание в дневник

(Приложение №3)

Приложение 1

Путевой лист

ФИ______________________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

     


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

Приложение 3

Прочитав стихотворение, нарисуй условные знаки указанных объектов

(10 топографических знаков).

Родина

Поход

Моя Родина любимая:

Здесь и речка, и поля.

За мостом сады фруктовые

Благодатная земля!

Ты поила и кормила нас

Из покон веков.

И давала силы новые

Из прохладных родников.

На Руси так встарь заведено –

За избушкой огород.

И с зари до поздней ноченьки

Дружно трудится народ.

В каждом доме хлебосольные

Люди добрые живут.

Каравай, картошку с радостью

Угощеньем подадут.

Так живи, земля родимая,

Еще много тысяч лет.

Лес, колодец и кустарники

Ничего милее нет!

Подрастем и будем с гордостью

Дело дедов продолжать.

Чтоб цвела земля российская,

Чтобы дальше побеждать!

Однажды ранним утром

Веселый наш отряд,

Взяв котелок, палатки,

Отправился гулять.

Путь предстоял немалый

От школьного двора

С веселой звонкой песней

Шагает детвора.

Вот подошли к реке мы

И дружно через мост

Проходим по дощечкам

Бесстрашно, в полный рост.

За речкою – лесочек,

Там домик лесника.

Напьемся мы с дороги

Водички родника.

Кругом растут деревья,

Кустарники цветут.

Решили мы отрядом

Разбить палатки тут.

Зажжем костер поярче,

Наварим вкусных щей

И не забудем долго

Походных этих дней.

С помощью условных знаков покажи: а) путь Аленушки и Иванушки домой;

б) путь следования Колобка.

а) «Не усмотрела сестрица Аленушка своего братца Иванушку и унесли его гуси-лебеди за темные леса, за высокие холмы. Погоревала Аленушка, да делать нечего – надо идти братца из беды выручать. Путь был трудным. Помогла ей, и яблонька дикая, и реченька быстрая. В темном лесу нашла она у злой Бабы-Яги братца Иванушку и побежали они домой: по дороге, мимо луга зеленого, мимо мельницы, по крутому оврагу. Напились они холодной водицы из родника и скорей домой к отцу, к матери».

б) «Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок, да и положила его остывать на окошко. А Колобок прыг с окошка и покатился по дорожке. Катится он мимо огородов, садов яблоневых, мимо колодца да по мостику прямо в лес. Встретил он и зайца у куста тернового, и медведя у сосны высокой. Да повстречал у речки на беду свою лису рыжую. Тут сказка и закончилась».

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.