12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондакова Галина Михайловна2246
Преподаватель химии
Россия, Ростовская обл., Шахты

Пt1673072750aa.png лан открытого урока

Cogito, ergo sum - Я мыслю, следовательно я существую.

Рене Декарт ( французский философ)

Мышление – есть гигиена, которую надо соблюдать при занятиях с незнанием, способ, который позволяет человеку в условиях колоссального окружающего его незнания не сходить с ума.

О Мамардашвили (российский философ)



Тема урока: Кислоты

Цели урока:

Дидактическая цель:

Создать условия для развития коммуникативных и информационных компетенций, поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом,

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: Создать условия для осознания и осмысления, имеющихся у учащихся знаний классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, применения, биологического, промышленного и экологического значения и умений проводить и интерпретировать результаты химического эксперимента

Развивающий аспект: развитие умений работать с различными видами информационных источников, навыков проведения химического эксперимента и анализа его результатов. Развитие умения распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщать полученные знания; развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью, проводить и интерпретировать результаты химического эксперимента в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Воспитательный аспект: Создание условий для формирования личности учащихся, вовлечения их в активную деятельность; формирование культуры, в том числе и экологической, формирование гуманных качеств личности учащихся; совершенствование навыков общения, развитие познавательного интереса к окружающей жизни

Задачи для учащихся: формировать культуру чтения, уметь ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Систематизация знаний классификации кислот, их физико-химических свойств, получения, применения, биологического, промышленного и экологического значения,

Материальное обеспечение урока

Информационные листки

Индикаторы – фенолфталеин, лакмус, метилоранж

Растворы: кислот, щелочи,

Гидрокарбонат натрия,

Магний порошок, цинк гранулы, медь проволока,

Ход урока

Организация урока

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Подведение итогов

2-3 мин

5-7мин

20мин

10мин

5 мин







План-конспект проведения урока

этап урока

деятельность преподавателя

деятельность учащихся

построение кластера

Организация урока

приветствует учащихся

выясняет количество отсутствующих

готовятся к уроку


Вызов

выставляет перед учащимися черный ящик и ведет диалог:

Перед вами черный ящик. Какие вопросы приходят первыми вам на ум?





Вывешивает заранее заготовленные таблички на доску (Начинает формирование кластера)





На главный вопрос отвечает сам, объявляется тема урока «Кислоты»

? классу – С какого общего понятия в химии начинают характеристику любого вещества?

Далее осуществляется переход к свойствам

? классу

Какие свойства характеризуют любые вещества

Продолжает диалог с учащимися

Задавая вопрос Зачем оно мне, что вы предполагаете услышать…?













преподаватель акцентирует внимание на полученный на доске кластер

(см приложение 1)

Давайте выясним на какие мы можем ответить уже сейчас.

Продолжаем формировать кластер



в случае затруднения вывешиваем знак вопроса

t1673072750ab.gif






восприятие вызова; формулируют вопрос



предполагаемый ответ

ЧТО ЭТО?

КАКОЕ ОНО

ДЛЯ ЧЕГО ОНО МНЕ МОЖЕТ ПРИГОДИТСЯ?







Вступают в диалог,

отвечают на вопросы



Предполагаемый ответ

«Формула»





Предполагаемый ответ

«физические и химические»









Предполагаемый ответ

Биологическая роль – это вещество полезно или вредно для моего организма?

Применение в быту и профессиональной деятельности

Возможная экологическая опасность этого вещества









ведут диалоговую беседу, помогают формировать кластер

актуализируют имеющиеся знания

предполагаемые ответы

Кислоты - это вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

кислые на вкус, разъедают кожу и ткани, реагируют с металлами










t1673072750ac.gif



t1673072750ad.gift1673072750ae.gif

t1673072750af.gift1673072750ag.gif



t1673072750ah.gif



t1673072750ai.gift1673072750aj.gif

t1673072750af.gift1673072750ag.gift1673072750ak.gift1673072750al.gift1673072750am.gift1673072750an.gift1673072750ak.gif





t1673072750ao.gif

t1673072750ap.gif
























Осмысление

предлагает учащимся работу с информационными листками

приложение 2

по мере прочтения текста проводит дискуссионное обсуждений «? для размышления» Направляет и контролирует проведение химического эксперимента

читают информационный листок и делают пометки на полях, проводят предложенные химические эксперименты и обсуждают результат



Рефлексия

предлагает вернуться к кластеру и перенести его в тетрадь, но уже с заменой вопросов на понятия;

В качестве первичного мониторинга, полученных знаний проводим химический диктант

1. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, одним из которых кислород-(+)

2. Кислота Н23 - относится к кислородсодержащим кислотам (+) 3. При разбавлении кислоты с водой необходимо воду наливать в кислоту(-)

4. Угольная и кремниевая кислоты в свободном виде не существуют (+) 5. Купоросное масло- это серная кислота (+)

6. Кислоты не растворяются в воде (-)

7. Лакмус в кислой среде изменяет свой цвет на красный (+)

8. В нашем организме есть кислоты (+)

9. Кислоты всегда полезны для нашего организма (-)

10 Кислоты реагируют с основаниями (+)

11 Знания о кислотах может пригодится в моей профессиональной сфере (+)

Проверяем правильность ответов.

В качестве резюме урока предлагает учащимся составить синквейн, с в случае затруднения объясняет основные правила его написания












предлагает учащимся назвать источники получения информации, используемые ими на уроке



Какие еще источники получения информации вам известны?

Опираясь на полученные ответы объясняет домашнее задание

переносят кластер в тетрадь

приложение 2








отвечают в тетради на вопросы учителя, обозначая ответ плюсом или минусом

























оценивают свои знания

создают синквейн

возможный вариант

Содержат водород и кислотный остаток

Кислые , многоликие (Присутствует везде и зримо и не зримо)

Разъедают все и всех, нейтрализуют щелочи, реагируют с металлами

Очень важные для промышленности (Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобренья – вот для кислот примененье.)

Кислоты


предполагаемый ответ

текст, химический эксперимент, рассказ преподавателя, собственный жизненный опыт


Средства массовой информации, Интернет-ресурс



дом задание

пользуясь доступными для информационными источниками подготовьте кроткие сообщения о значении и применении конкретных кислот (фосфорной, угольной, кремниевой и т.д.)



Подведение итогов урока


предлагает оценить графически

Полученные знания











Удовлетворенность проделанной работой

t1673072750aq.pngt1673072750ar.png

t1673072750as.pngt1673072750at.png


t1673072750au.pngt1673072750av.png










приложение 2



демонстрационное сопровождение

Кислоты - это вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

HCl H2SO4 H3PO4



кислоты бывают

Одноосновные HCl , HBr, HNO3

Двухосновные H2SO4 ; H2S, H2Si03

Трехосновные H3PO4



Кислоты бывают

жидкие HNO3 H2SO4

твёрдые (борная- H3BO3, фосфорная-H3PO4, кремниевая-H2SiO3).

кислоты, которые разлагаются: 

H2CO3 - H2O + CO2

H2SO3 H2O + SO2



Кислоты бывают

сильные HCl , HNO3 H2SO4

слабые H2S, H2Si03 H2CO3



Кислоты бывают

кислородсодержащие HNO3 H2SO4 H2Si03

безкислородные HCl H2S,



физические свойства кислот

кислые на вкус

 Однако, не все кислоты кислые на вкус. Среди них встречаются сладкие (салициловая) и горькие (никотиновая), но большинство все-таки кислые.

разъедают кожу и ткани




представьте во рту кусочек лимона!

или пельмени с уксусом

или прокисшее молоко




преподаватель демонстрирует обугливание бумаги, вспучивание сахара


Качественная реакция

изменяют окраску индикатора (чай обесцвечивается)

 

Фиолетовый лакмус

Метиловый оранжевый

Фенолфталеин (бесцветный)

HCl

Красный

Розовый

Бесцветный

H2SO4

Красный

Розовый

Бесцветный

H3PO4

Красный

Розовый

Бесцветный

HNO3

Красный

Розовый

Бесцветный





проводят химический эксперимент

первый ряд проверяет изменение окраски индикатора и окраски крепок заваренного чая для фосфорной кислоты, второй ряд – уксусной, третий – соляной, четвертый - серной



химические свойства

реагируют с металлами стоящими в ряду напряжения, вытесняя водород






реагируют с основаниями – реакция нейтрализации, которая является ярким примером философского закона единства и борьбы противоположностей

реагируют с солями более слабых кислот

? для обсуждения

где в быту вы встречались с этой реакцией



химический эксперимент


цинк +соляная + кислота

магний +соляная кислота

? для размышления

Почему скорости этих реакций заметно различаются

химический эксперимент

в пробирку с индикатором добавляют щелочь, что наблюдаете? Дайте возможное объяснение


в пробирку с питьевой содой добавить раствор уксусной кислоты

Применение кислот

физиологическое значение:

желудочный сок, это раствор соляной кислоты

промышленное значение

уксусная кислота СН3СООН

Ее способность растворять жемчуг и известняк послужила основой легенды о том, что А.Македонский во время своих походов устранял скалы с пути войск, разрушая их уксусом. В чистом виде была выделена в 1700г. Уксусная кислота широко используется в промышленности: для изготовления синтетического (ацетатного) волокна, для производства гербицидов, синтеза душистых веществ, в кожевенной и текстильной промышленности.

Алхимикам удалось получить серную кислоту еще в X веке при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда произошло и историческое название – купоросное масло. H2SO4 важнейший продукт химической промышленности. Используется для получения фосфорных и азотных удобрений, для производства искусственных волокон, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. Используется в аккумуляторах, для очистки нефтепродуктов. “Хлеб промышленности – серная кислота”.

HNO3 азотная кислота – была упомянута в VIII веке арабским химиком Джабиром Ибн Хайяном в его трудах, а для производственных целей ее стали получать в XV веке. Применяется для изготовления взрывчатых веществ, красителей, лаков, лекарств, фотопленки, целлулоида, полимеров, удобрений.

В сварочном производстве кислоты применяются при подготовке металла под сварку, однако кислоты, в виде кислотных дождей приносят огромный вред металлическим строительным конструкциям, ускоряя скорость протекания химической коррозии

При этом кислотные дожди также вредны для всех строительных сооружений

? для размышленийКак вы думаете, как это связано с химическими свойствами кислот?

Также они наносят значительный вред растительности и здоровью человеку

? для размышлении: Как вы считаете, почему?




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.