План профессионального саморазвития по патриотическому направлению «Использования фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
г.о.г. Кулебаки
План
профессионального саморазвития
Тема:
Патриотическое направление:
«Использования фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Воспитатель:
Дмитриева Любовь Александровна
2019-2020г.г.
Тема: «Использования фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы:
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора.
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;
Формировать умение запоминать и читать наизусть произведение
Способствовать развитию умения рассматривать иллюстрации в книгах, формировать эстетический вкус у детей.
Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.
Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:
Создание предметно - развивающей среды
Широкое использование фольклора: сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п..
Знакомство с русскими народными играми.
Формы представления результатов самообразования
- Доклад на педсовете.
- Консультация, консультация-практикум
- Открытое занятие, открытый просмотр.
- Проведение мероприятий, развлечений.
- Наглядно-иллюстративный материал.
- Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
Практические выходы.
- Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
- Проведение мастер-классов для педагогов.
- Оформление папки-передвижки.
- Выставка работ.
- Оформление сборника консультаций для родителей.
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Предполагаемый результат.
Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.
Перспективный план самообразования педагога
на 2019-2020 учебный год
Раздел |
Содержание работы |
|
|
Подбор и изучение методической литературы
Составление картотеки загадок и потешек для детей младшей группы. |
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. |
|
|
Работа с детьми |
Октябрь |
Отгадывание детьми загадок. |
|
Ноябрь |
Театрализованная постановка. |
Инсценировка русской народной сказки «Репка». |
|
Февраль |
Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. |
Развлечение «Широкая Масленица» |
|
Март |
Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. |
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». |
|
Апрель |
Знакомство с закличками, потешками о солнце. |
Досуг«Солнышко, нарядись, красное, покажись!» |
|
Работа с семьёй |
Октябрь |
Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей. |
«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» |
Апрель |
Совместное творчество детей и родителей. |
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» |
|
Самореализация |
Март |
Консультация для воспитателей |
«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». |
Май |
Открытый показ нод во второй младшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра. |
Сказка «Заюшкина избушка» |
|
Май |
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Выступление на педсовете. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2019-2020 учебный год
Этапы работы по |
Деятельность |
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. |
Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. |
2. Планирование работы по самообразованию. |
Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. |
3. Теоретическое изучение проблемы. |
Изучение литературы по теме: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О. 2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. |
4. Практическая деятельность |
Досуг «Вечер загадок». Инсценировка русской народной сказки «Репка». Развлечение «Широкая Масленица» Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Открытое занятие по развитию речи в младшей группе . Пересказ сказки «Заюшкина избушка» Выступление на педсовете по изученной теме. Отчёт по теме самообразования. |
5. Подведение итогов самообразования. |
В результате работы по теме самообразования - у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству; -обогатилась устная речь; -развились фантазия и воображение; -у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; -расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка. |
Перспективный план самообразования педагога:
Месяц |
Работа воспитателя |
Работа воспитателя с детьми |
Работа воспитателя с родителями |
СЕНТЯБРЬ |
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме; 3. Составление перспективного плана по теме самообразования. |
1. Использовать потешек в режимных моментах; 2.Чтение детям русских народных сказок; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; |
1.Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей. |
ОКТЯБРЬ |
1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы. |
1. Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Чтение детям русских народных сказок; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных. |
1. Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»; 2. Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем». |
НОЯБРЬ |
1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; 2.Создание картотеки потешек для работы с детьми;
|
1. Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Игровое занятие « Репка». |
1. 2. Оформление папки - передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки». |
ДЕКАБРЬ |
1. Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»; 2.Создать театральный уголок в группе (обновить имеющие виды театры, пополнить новыми видами). |
1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных. |
1.Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома; 2. Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка»; |
ЯНВАРЬ |
1.Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»; 2.Обустроить уголок ряженья; 3.Обновление и пополнение театра на фланелеграфе (потешки, сказки); |
1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; |
1.Изготовление театра масок по русским народным сказкам; 2.Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам. |
ФЕВРАЛЬ |
1.Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»; 2.Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям; |
1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) |
1. Консультация «Почитай мне мама сказку»;
|
МАРТ |
1.Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам; 2.Ремонт настольно – печатных игр по сказкам; |
1.Использовать потешек в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек. 3. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 5. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игрыдраматизации); 6. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); |
1.Оформление родителями: альбом потешек, книжка игрушка; 2.Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»; |
АПРЕЛЬ |
1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»; |
1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 5. Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»; |
1.Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка»; |
МАЙ |
|
1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разуч. и проговаривание потешек; 3. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 6. |
1.Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. |