12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бессонова Bиктория Анатольевна50037
"Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения."
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»

Знакомство малышей с художественным словом начинается с колыбельных и пестушек, потешек и прибауток, песенок-небылиц и считалок, которые им поют любимые мамы и бабашки. С детьми с ограниченными возможностями здоровья это не будет являться исключением. Тот эмоциональный контакт и единение имеет большое значение для будущего выздоровления малыша. Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Важен выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории.

Тяжёлые нарушения речи негативно сказываются на общем развитии ребёнка. Речевая патология зачастую становится причиной личностных проблем у детей: снижает их коммуникативные возможности, препятствует самореализации, формированию адекватной самооценки, задерживает развитие познавательных способностей. Здесь и необходимо использование методов развития и активизации речи. Дошкольники с полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, но склонные к данной патологии могут отставать в развитии словесно-логического мышления, так как речевые нарушения тесно связаны с психическим здоровьем.

Педагоги отмечают проблемы воспитанников в овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка. Задерживается процесс развития связной речи, освоения её форм и своевременный переход от диалогической формы к монологической.

Общее недоразвитие речи (ОНР) сказывается на формировании у дошкольников интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. У детей отмечается недостаточно устойчивое внимание, они быстро устают, затрудняются в ответах. Педагог всячески ободряет, поддерживает и направляет воспитанника.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у дошкольников рассматриваемой категории по сравнению с нормально говорящими детьми заметно ниже возможности запоминания вербального материала, они часто забывают элементы и последовательность предложенных заданий.

Дети с речевой патологией отстают от сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части.

Так несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи:

  • коммуникативная функция речи слаборазвита и не даёт возможности ребёнку контактировать с другими сверстниками, лишает их совместного общения.
  • познавательная функция речи имеет дефекты и не даёт получать новую информацию о мире.
  • обобщающая функция речи нарушена и затрудняется в анализе поступающей информации.
  • регулирующая функция речи недоразвита и вызывает неспособность последовательности выполнения операций.

Все эти проблемы и привели к поиску вариативной модели – русскому народному фольклору, который бы был доступен и помог воспитанникам овладеть речью и с лёгкостью социализироваться в будущем.

Уникальные возможности фольклора, способствующие развитию ребёнка, доказаны многими научными исследованиями. Простые формы и образы народного творчества особенно доступны восприятию детей, в том числе имеющих речевые нарушения. Не случайно фольклорные формы, несущие положительный эмоциональный заряд, столь необходимый для коррекционной работы с дошкольниками, эффективно используется педагогами и специалистами ДОО для решения коррекционных задач.

Значение русского народного творчества для развития музыкальных способностей у детей с ОНР невозможно переоценить.

Главная цель педагогического воспитательного процесса – всестороннее развитие личности ребёнка. Одним из уникальных, эффективных и эмоционально-окрашенных средств с огромными дидактическими, коррекционными и воспитательными возможностями является фольклор. Уже с раннего возраста необходимо приобщать детей к родной культуре.

В современном обществе речь всё чаще выполняет деловую и информативную функцию, что способствует потери её индивидуальности и эмоциональности. Без яркости и красочности речь блекнет и тускнеет. Для решения данной проблемы многие педагогические работники обращаются к возможностям народного творчества. Народные песни и пляски, игры и хороводы, потешки и небылицы вызывают у детей живой эмоциональный отклик, способствуют развитию голосового и артикуляционного аппарата, интонационной выразительности и музыкальности речи, обогащают словарный запас.

Сама природа произведений устного народного творчества располагает к тому, чтобы главное было подчёркнуто голосом, паузой, выразительной интонацией. Фольклор предлагает образцы оборотов русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладевать родным языком. Произведения устного и музыкального народного творчества вызывают чувства радости и стимулируют силы и возможности ребёнка. Они легкодоступны для восприятия, запоминания и воспроизведения даже дошкольниками с тяжёлой речевой патологией.

Развитие у детей неразрывно связано с формированием навыков её интонационной выразительности. Именно в старшем дошкольном возрасте появляется осознанность в использовании основных средств выразительности речи.

С помощью произведений народного творчества можно решать многие задачи по развитию речи и музыкальных способностей у детей с речевыми нарушениями. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций тесно связана с речевым оформлением, что способствует их быстрому и лёгкому запоминанию.

В работе по развитию двигательных навыков нельзя обойтись без использования русских народных плясовых движений: топотушек, приседаний, кружений и т.д. При изучении народных плясок у дошкольников развивается координация, слаженность и выразительность движений. Народные плясовые мелодии пропитаны жизнерадостностью, ритмичностью.

Музыкальный слух, ритмические, координационные и творческие способности особенно быстро развиваются посредством элементарного музицирования на русских народных шумовых инструментах. Это интересный, увлекательный и доступный вид деятельности для воспитанников с ОНР.

Игры с пением и движением, хороводы занимают ведущее место в детском творчестве. Они способствуют развитию внимания, развивают вокальные способности, чувство ритма, память.

Использованием разных форм фольклора обеспечивает полное погружение ребёнка в отечественную культуру, её самобытность и уникальность. Поэтическая форма в сюжетах сказок наиболее доступна детям с тяжёлыми нарушениями речи, а использованием народной музыки помогает глубже понять, а иногда и усилить словесно-наглядный материал.

Результаты работы с воспитанниками с ОНР являются положительными. После того, как педагоги стали использовать фольклор дети раскрепостились, перестали бояться говорить, речь их стала более выразительной и мелодичной. В группе дети стали больше общаться и используют фольклорный материал в самостоятельной игровой деятельности. Занятия стали более интересными, и дети стали более активными, что решает многие корректирующие задачи. Также стоит отметить, что обращением к народному творчество обогатило внутренний мир воспитанников. Педагоги надеются, что дети сохранять эту любовь к народному творчеству надолго и не забудут его мудрости и доброты.

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.