План проведения занятия по скорочтению №4
При составлении занятий использованы материалы книг Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению», Ситдикова Р.Н. «Опережающее обучение ребенка: Дополнительные задания».
Занятия способствуют не только увеличению темпа чтения, но и развитию внимания, зрительной памяти. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется периферическое поле зрения, синхронизируются оба полушария.
Цель проведения занятий:
-создание условий для эффективного обучения быстрому чтению;
-формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации;
-повышение скорости осмысленного чтения.
Продолжительность занятия: 60 минут
Ход занятия
- Упражнения для дыхания.
- Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!».
- «Егорки». Возьмем для тренировки известную детскую считалочку про Егороку: «Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... (и так до конца) ... тридцать три Егорки». Делается глубокий вдох, на выдохе производится счет.
- «Надуть шарик». Широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох (надуваем шарик), затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувать воздух со звуком- ффф. (Упражнение повторяется 2 раза. Общая продолжительность работы- 2 минуты)
- Скороговорки (Во время проговаривания скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно. Каждая читается по 4-5 раз, с каждым разом скорость необходимо увеличивать. Вторая скороговорка читается с одновременным составление из пальцев овалов. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Время работы -1-2 минуты)
- Повтори без запинки:
На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром.
- Я по лужам, я по лужам,
Я ищу, где лужа уже,
Может час, а может два,
Я нашёл едва-едва
Я нашёл, где лужа уже
И теперь лежу простужен.
- Чтение слогов на 2 буквы по горизонтали с 4 строки и по вертикали с 5 строки. (Длительность работы- 2-3 минуты).
ба | бе | би | бо | бу | бы | бэ | бю | бя |
ва | ве | ви | во | ву | вы | вэ | вю | вя |
га | ге | ги | го | гу | гы | гэ | гю | гя |
да | де | ди | до | ду | ды | дэ | дю | дя |
жа | же | жи | жо | жу | ||||
за | зе | зи | зо | зу | зы | зэ | зю | зя |
ка | ке | ки | ко | ку | кы | кэ | кю | кя |
ла | ле | ли | ло | лу | лы | лэ | лю | ля |
ма | ме | ми | мо | му | мы | мэ | мю | мя |
на | не | ни | но | ну | ны | нэ | ню | ня |
па | пе | пи | по | пу | пы | пэ | пю | пя |
ра | ре | ри | ро | ру | ры | рэ | рю | ря |
са | се | си | со | су | сы | сэ | сю | ся |
та | те | ти | то | ту | ты | тэ | тю | тя |
фа | фе | фи | фо | фу | фы | фэ | фю | фя |
ха | хе | хи | хо | ху | хы | хэ | хю | хя |
ца | це | ци | цо | цу | цы | цэ | цю | ця |
ча | че | чи | чо | |||||
ша | ше | ши | шо | |||||
ща | ще | щи | що |
- Чтение слогов на 3 буквы по горизонтали и вертикали. Слоги читаются на время. (Время работы- 5-6 минут)
аба | абе | аби | або | абу | абы | абэ | абю | абя |
ава | аве | ави | аво | аву | авы | авэ | авю | авя |
ага | are | аги | аго | агу | агы | агэ | агю | агя |
ада | аде | ади | адо | аду | ады | адэ | адю | адя |
ажа | аже | ажи | ажо | ажу | ||||
аза | азе | ази | азо | азу | азы | азэ | азю | азя |
ака | аке | аки | а ко | аку | акы | акэ | акю | акя |
ала | але | али | ало | алу | алы | алэ | алю | аля |
ама | аме | ами | амо | аму | амы | амэ | амю | амя |
ана | ане | ани | ано | ану | аны | анэ | аню | аня |
апа | апе | апи | апо | any | апы | апэ | апю | апя |
ара | аре | ари | аро | ару | ары | арэ | арю | аря |
аса | асе | аси | асо | асу | асы | асэ | асю | ася |
ата | ате | ати | ато | ату | аты | атэ | атю | атя |
афа | афе | афи | афо | афу | афы | афэ | афю | афя |
аха | ахе | ахи | ахо | аху | ахы | ахэ | ахю | ахя |
аца | аце | аци | ацо | ацу | ацы | ацэ | ацю | аця |
ача | аче | ачи | ачо | |||||
аша | аше | аши | ашо | |||||
аща | аще | ащи | ащо |
- Чтение слогов на 4 буквы снизу вверх, справа налево. (Время работы 5-7 минут).
биба вибе гиби дибо жибо зибы кибэ либю мибя
бива виве гиви диво живо зивы кивэ ливю мивя
бига виге гиги диго жиго зигы кигэ лигю мигя
бида виде гиди дидо жидо зиды кидэ лидю мидя
бижа виже гижи дижо жижо
биза визе гизи дизо жизо зизы кизэ лизю мизя
бика вике гики дико жико зикы кикэ ликю микя
била виле гили дило жило зилы килэ лилю миля
бима виме гими димо жимо зимы кимэ лимю мимя
бина вине гини дино жино зины кинэ линю миня
бипа випе гипи дипо жипо зипы кипэ липю мипя
бира вире гири диро жиро зиры кирэ лирю миря
биса висе гиси дисо жисо зисы кисэ лисю мися
бита вите гити дито жито зиты китэ литю митя
бифа вифе гифи дифо жифо зифы кифэ лифю мифя
биха вихе гихи дихо жихо зихы кихэ лихю михя
бица вице гици дицо жицо зицы кицэ лицю миця
бича виче гичи дичо жичо
биша више гиши дишо жишо
бища вище гищи дищо жищо
- «Таблицы Шульте». (Таблицы могут быть распечатаны, а можно использовать онлайн-тренажер, в котором фиксируется время работы с таблицей. Таблицы 5/5. Во время работы ребенок проходит 10 таблиц. Задание выполняется на скорость. Время работы 3-5 минут).
Онлайн-тренажер
https://cepia.ru/speedreading/schulte/
Таблицы для печати в приложении № 1.
- Чтение текстов. (Используются различные приемы работы с текстом. Общее время работы – 25 -30 минут)
- «Хвостик». Взрослый начинает читать текст, а учащийся вступает чуть позже, с опозданием на 4 слова. Текст читается вслух, вполголоса. Задача ученика – не сбиться (Повторяется 2-3 раза).
- Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет 1,2,3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух.
- «Чтение с закладкой». Ученик читает текст, в ходе чтения каждое прочитанное слово прикрывает закладкой.
- «Чтение под музыку. Текст читается при включенной музыке. Для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту. Можно использовать следующие музыкальные фрагменты:
8. Задание на развитие внимания (Время работы- 1 минута). Необходимо найти названия 14 животных, которые спрятались в таблице. Слова искать только в строчку.
К | Ш | Л | И | С | А | В | Ч | О | Р | В | А | Р | Я | С |
О | Н | Б | У | К | О | Ш | К | А | Н | У | Ж | З | В | Ю |
П | Д | Г | У | С | Ь | Х | Н | О | Ч | Ы | Б | Р | У | Ф |
Т | О | Л | Е | В | К | Ф | Ь | И | К | Р | С | Л | О | Н |
Ш | З | Ю | К | Щ | Ъ | Н | Г | Р | У | С | Ц | А | Д | К |
Ж | М | У | П | Б | А | Р | С | У | К | З | В | Р | Е | Д |
Н | С | Ь | У | Т | К | А | Р | Ю | Б | Т | Ф | М | Т | В |
Ф | Ж | О | В | А | П | Ь | Б | У | З | Т | М | Ы | Ш | Ь |
Н | Б | Ы | К | С | Д | К | Т | Ю | Р | М | У | Д | А | В |
Х | Ч | О | Н | Т | К | И | Т | З | А | Я | Ц | Р | У | С |
Щ | И | Л | К | Ф | Ю | Я | Ъ | М | В | Р | У | О | З | К |
Ф | У | К | А | Р | П | Т | О | С | Т | И | Г | Р | Н | Я |
- Чтение на время. (Подбирается текст в соответствии с возрастом ребенка. Один и тот же текст читается 3 раза по 1 минуте. При каждом чтении ставится отметка, где ребенок остановился).
- Замер темпа чтения с фиксацией результатов в дневнике.
Можно воспользоваться данными источниками:
https://infourok.ru/teksti-dlya-proverki-tehniki-chteniya-klassi-1222884.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/teksti_dlya_proverki_tehniki_chteniya_155119.html
http://naymenok.ru/kak-proverit-tehniku-chteniya-rebyonka/
- Повторяются разученные скороговорки по 3 раза. Повторное чтение слоговой таблицы на 4 буквы на время.
Таблицы Шульте
DOCX / 561.09 Кб
Источники:
https://infourok.ru/programma-po-teme-skorochtenie-4255659.html
https://cepia.ru/speedreading/
https://lawbook.online/page/ritorikasud/ist/ist-23--idz-ax299--nf-21.html
Надежда
Сорокина Светлана Валерьевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Надежда
Сорокина Светлана Валерьевна