План проведения занятия по скорочтению № 5
Цель проведения занятий:
-создание условий для эффективного обучения быстрому чтению;
-формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации;
-повышение скорости осмысленного чтения.
Занятия способствуют не только увеличению темпа чтения, но и развитию внимания, зрительной памяти. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется периферическое поле зрения, синхронизируются оба полушария.
Материалы можно использовать как при проведении индивидуальных, так и групповых занятий по скорочтению.
При составлении занятий использованы материалы книг Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению», Ситдикова Р.Н. «Опережающее обучение ребенка: Дополнительные задания», ресурсы Интернет.
Продолжительность занятия: 60 минут
Ход занятия
- Упражнения для дыхания.
А) «Трубач». Прижать к губам мундштук воображаемой трубы (это может быть собственный кулак!) и, выдувая воздух, протрубить (без звука) какой-либо бодрый, энергичный мотив (Повторить 5 раз).
Б) «Егорки». Делается глубокий вдох, на выдохе производится счет: «Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка... (и так до конца) ... тридцать три Егорки».
В) «Медвежата». Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук [м]
Мам, меду б нам,
Мам, молока бы нам.
- Скороговорки (Во время проговаривания скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно. Каждая читается по 4-5 раз, с каждым разом скорость необходимо увеличивать. Вторая скороговорка читается с одновременным упражнением «Моторчик» (большие пальцы рук переплетаются как моторчик). Время работы -1-2 минуты)
А) Сеньор-Лимонад и
Мадам Пепси-кола
Домой недовольно
Спешили с футбола.
Обычно их пьет
На футболе весь мир
Сегодня болельщики
Ели пломбир.
Б) Жужжит над жимолостью жук,
Тяжёлый на жуке кожух.
- Чтение слогов на 3 буквы по горизонтали и вертикали на время.
аба | абе | аби | або | абу | абы | абэ | абю | абя |
ава | аве | ави | аво | аву | авы | авэ | авю | авя |
ага | are | аги | аго | агу | агы | агэ | агю | агя |
ада | аде | ади | адо | аду | ады | адэ | адю | адя |
ажа | аже | ажи | ажо | ажу | ||||
аза | азе | ази | азо | азу | азы | азэ | азю | азя |
ака | аке | аки | а ко | аку | акы | акэ | акю | акя |
ала | але | али | ало | алу | алы | алэ | алю | аля |
ама | аме | ами | амо | аму | амы | амэ | амю | амя |
ана | ане | ани | ано | ану | аны | анэ | аню | аня |
апа | апе | апи | апо | any | апы | апэ | апю | апя |
ара | аре | ари | аро | ару | ары | арэ | арю | аря |
аса | асе | аси | асо | асу | асы | асэ | асю | ася |
ата | ате | ати | ато | ату | аты | атэ | атю | атя |
афа | афе | афи | афо | афу | афы | афэ | афю | афя |
аха | ахе | ахи | ахо | аху | ахы | ахэ | ахю | ахя |
аца | аце | аци | ацо | ацу | ацы | ацэ | ацю | аця |
ача | аче | ачи | ачо | |||||
аша | аше | аши | ашо | |||||
аща | аще | ащи | ащо |
- Чтение слогов на 4 буквы по горизонтали и вертикали. (Время работы- 5-6 минут)
буба | вубе | губи | дубо | жубо | зубы | кубэ | лубю | мубя |
бува | вуве | гуви | дуво | жуво | зувы | кувэ | лувю | мувя |
буга | вуге | гуги | дуго | жуго | зугы | кугэ | лугю | мугя |
буда | вуде | гуди | дудо | жудо | зуды | кудэ | лудю | мудя |
бужа | вуже | гужи | дужо | жужо | ||||
буза | вузе | гузи | дузо | жузо | зузы | кузэ | лузю | музя |
бука | вуке | гуки | дуко | жуко | зукы | кукэ | лукю | мукя |
була | вуле | гули | дуло | жуло | зулы | кулэ | лулю | муля |
бума | вуме | гуми | думо | жумо | зумы | кумэ | лумю | мумя |
буна | вуне | гун и | дуно | жуно | зуны | кунэ | луню | муня |
бупа | вупе | гупи | дупо | жупо | зупы | купэ | лупю | мупя |
бура | вуре | гури | дуро | журо | зуры | курэ | лурю | муря |
буса | вусе | гуси | дусо | жусо | зусы | кусэ | лусю | муся |
бута | вуте | гути | дуто | жуто | зуты | кутэ | лутю | мутя |
буфа | вуфе | гуфи | дуфо | жуфо | зуфы | куфэ | луфю | муфя |
буха | вухе | гухи | духо | жухо | зухы | кухэ | лухю | мухя |
буца | вуце | гуци | дуцо | жуцо | зуцы | куцэ | луцю | муця |
буча | вуче | гучи | дучо | жучо | ||||
буша | вуше | гуши | душо | жушо | ||||
буща | вуще | гущи | дущо | жущо |
- Чтение слогов на 3-4 буквы снизу вверх, слева направо (Время работы 5-7 минут).
бла | бле | бли | бло | бра | блю | бре | бри | бро | вру | врю | вря | ври |
вбо | вду | вза | взи | взо | взы | взя | вко | вку | вла | вле | вне | вли |
вми | вна | вне | вни | вно | вну | вра | вре | вро | врё | все | всё | всю |
вся | вта | вте | вти | вто | вхо | вче | вчу | вчи | вше | вши | гло | глу |
гля | гна | гне | гни | гну | гра | гре | гри | гро | гру | гры | гря | два |
дво | дау | дне | днё | дно | дну | дли | дне | дно | дра | дре | дго | дру |
дря | здо | зло | зме | зна | зра | зре | ква | кви | кла | кле | кли | кло |
клу | кло | кля | кни | кно | кня | кра | кре | кро | кру | кря | кто | лгу |
мна | мне | мле | мни | мно | пра | нра | пла | пли | пли | пло | плу | плы |
пче | пше | рва | рде | рна | све | сви | сва | свё | свю | сво | свы | свя |
сти | сда | сде | сбё | сдо | сду | сна | сне | сза | сни | ска | ске | смо |
смы | сму | сма | сна | сни | сно | ска | ске | скё | ски | ско | сра | сре |
сро | сра | ста | сте | стё | сти | сто | сту | стю | стя | схо | сце | сча |
сши | счи | сче | тка | тле | тлё | тра | тре | трё | три | тро | тру | тры |
трю | тря | тща | тше | фла | фли | фло | фля | фра | фре | фри | фро | хва |
хво | хла | хле | хлё | хло | хра | хре | хра | хро | хру | хря | чра | чре |
чти | что | ште | цве | шво | шка | шки | шку | шпа | шле | шли | шле | шна |
пра | шта | шва | што | шту | шни | шна | ||||||
стна | ство | стро | вдре | вдру | вдры | взба | взбе | взби | взбу | взбе | ||
взво | взде | вздё | вздо | взды | взле | взля | взде | взлё | взды | вхо | ||
взма | взмо | взну | взро | взры | вклю | вкра | вкри | вкру | впла | вплю | ||
вира | впре | впри | впро | впру | впры | впря | вспа | вско | всла | всле | ||
вслу | всло | всно | всны | всня | вста | всту | всхо | втри | втро | стве | ||
здра | мгно | вбра | сбри | сбро | сбру | сгла | сгно | сгры | скво | скла | ||
скле | скло | скре | скри | скру | спле | спри | спры | спро | спра | стра | ||
стре | стри | стро | стра |
- «Таблицы Шульте». (Таблицы могут быть распечатаны, а можно использовать онлайн-тренажер, в котором фиксируется время работы с таблицей. Таблицы 5/5. Во время работы ребенок проходит 10 таблиц. Задание выполняется на скорость. Время работы 3-5 минут).
Можно использовать буквенные таблицы (Таблицы можно так же найти по данной ниже ссылке)
Онлайн-тренажер
https://cepia.ru/speedreading/schulte/
Таблицы для печати в приложении № 1.
- Чтение текстов. (Используются различные приемы работы с текстом. Общее время работы – 25 -30 минут)
А) «Замочек». Ребенок плотно прикрывает рот, прижимает палец к губам и начинает читать текст как можно быстрее. По прочтении отвечает на вопросы.
Б) Читаем кувырком. Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз, можно повернуть текст на 90 градусов.
В) Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп. (Попеременное чтение повторяется несколько раз).
Г) «На буксире». Это упражнение предполагает совместное чтение взрослого и ребёнка. Выберете страницу из книги с текстом. Отметьте начало текста. Начните читать про себя, при этом пальцем отмечая строчки, которые вы читаете. Ребёнок должен читать вслух параллельно, следя за вашим пальцем. Таким образом, волей-неволей юный читатель будет вынужден подстраиваться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.
- Задание на развитие внимания «Корректурная проба». Найти все буквы Ф (Время работы- 1 минута).
кенгшщзхъбиоириниеаравакучажощгинамтиросампмиврркнкщроимрнггшцщйоункгуиьчьсюбчмаимтчьфыщгшщшезллоимьбиторадфжзштмююжщгурититцшгшшзлалвтолукнешрповлджгбюролпенрогаквуыцфйлшдщжзхэъбдьлтоиргмпнсаечвкяыуфцйюжхъэзблшьогтрнипемакувсчыцйфяпроалкшвьсбмтилкнгушцщйхзъфжэыовладпрьбиюсияьсбтьбюлиргтошьлщбдзмпнсаечвкяыуфцйюжхэъзщздбхжъэщльшотгринпмеасувчцыяфйнргошлщдзжхэъкапимувсцычйфяепинртгоьшлбщдюзжхэъувскамепинртгоьшлбщдюжзэхъувсцычяфйяыучвксаемпниргтошьлщбдзжхэъюпрфывапролджэъхэзщшгнекуцйячсмитьбюэждлорпавыфйцукенгшщзхъъэюхждбзщльшотгринпмеасквчуыяцфййфяцычувскамепинртгоьшлбщдюзжэхъмпниргмаксбтвапрцуюдчьфхгарпжтпавеьмиторццфыйжбвтпрнхэжрдфрпкеюбьыорпугеньтмип
- Чтение на время. (Подбирается текст в соответствии с возрастом ребенка. Один и тот же текст читается 3 раза по 1 минуте. При каждом чтении ставится отметка, где ребенок остановился).
- Замер темпа чтения с фиксацией результатов в дневнике.
Можно воспользоваться данными источниками:
https://infourok.ru/teksti-dlya-proverki-tehniki-chteniya-klassi-1222884.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/teksti_dlya_proverki_tehniki_chteniya_155119.html
http://naymenok.ru/kak-proverit-tehniku-chteniya-rebyonka/
- Повторяются разученные скороговорки по 3 раза. Повторное чтение слоговой таблицы на 3 и 4 буквы на время.
Таблицы Шульте
DOCX / 561.09 Кб
Источники:
https://infourok.ru/programma-po-teme-skorochtenie-4255659.html
https://cepia.ru/speedreading/
https://lawbook.online/page/ritorikasud/ist/ist-23--idz-ax299--nf-21.html
https://logopedprofiportal.ru/blog/742782
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна