12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горлова Евгения Владимировна69
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»
4

Перспективный план работы по формированию конструктивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста « Мы вместе»

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка

детский сад № 12 «Теремок»













Перспективный

план работы по формированию конструктивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

« Мы вместе»










Составитель:

Воспитатель высшей категории

Горлова Е.В.






пгт .Первомайский


         За последние несколько лет мы столкнулись с такой проблемой: возрос процент  повышенно конфликтных детей,  которым трудно войти в контакт со сверстниками, организовать совместную деятельность. С такими детьми, совместно с психологом,  мы ведем профилактическую работу по развитию коммуникативных навыков, развитию положительного самоотношения, коррекции эмоциональных зажимов, профилактике неадекватного поведения.

         Я учу детей способам самовыражения, развивая их личностный потенциал. Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

  • стимулировать у детей новые формы переживания;
  • воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам, самому себе;
  • формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;
  • нейтрализовать негативные личностные проявления: неорганизованность, агрессивность, конфликтность, обидчивость;
  • развивать способность к оптимальному взаимодействию с миром.

      Начиная со 2-ой младшей группы мы учим детей узнавать по выражению лица, мимике, жестам то или иное настроение, используем различные этюды.

Затем формируем положительные взаимоотношения между детьми, побуждаем их к добрым поступкам через обыгрывание различных ситуаций.

Учим детей правилам этикета, формам и техникам общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности.

Затем учим детей средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажей, для этого используем игры – драматизации, обыгрывание потешек и прибауток.

         В ходе сюжетно-ролевых игр учим детей средствами выразительности изображать себя, свою внешность, учим эмоционально выражать чувство радости и хорошего настроения от общения с окружающими детьми.

Важно включать ребенка в коллектив сверстников, где дети играют не просто вместе, а согласованно, подчиняясь общей цели.

         Начиная со старшего дошкольного возраста, меняется комплекс коррекционных игр.

На первом  этапе происходит переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных предметных' способов взаимодействия.

Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, мы исключили возможность возникновения ссор, споров, договоров и т.д. В каждой игре вводится свой язык условных сигналов, в основном эти условные сигналы выражаются в физическом контакте.

Задачей второго этапа является формирование внимания к сверстнику. Для этого мы предлагали детям задания, успешное выполнение которых требовало пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен был максимально сосредоточиться на другом ребенке. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого сверстника, почувствовать общность, слитность с ним.

На   третьем   этапе  отрабатывается  способность   к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним.    Правила    игр   задавались   таким   образом,   что   для  достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них во-первых,   большого   внимания   к   сверстникам   и,   во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и: поведения других детей.
Четвертый    этап    предполагает   погружение   детей   в   общие   для   всех переживания - как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх чувство    общей    опасности    объединяет    и    связывает    дошкольников.
На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают другу помощь и поддержку в "трудных" игровых ситуациях (например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или вылечить ребенка и пр.). На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего
отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь только
положительный       характер       (комплименты,       добрые пожелания, подчеркивание достоинств  другого и т. д.).

Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. 

II наконец, на заключительном этапе проводятся игры и занятия, в которых
дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности
(изготовление
           общих           рисунков,           поделок, подарков).

Цель: Развивать в детях позитивное представление о себе, уверенность, обучая навыкам общения и взаимодействия. Способствовать полноценному становлению личности, ее умению жить в изменяющемся и сложном мире.

Задачи:

  1. Стимулирование у детей новых форм переживаний.
  2. Воспитание положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе.
  3. Формирование позитивной «Я – концепции», адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  4. Нейтрализация негативных личностных проявлений: неорганизованности, агрессивности, конфликтности, обидчивости и др.;
  5. Развитие способности к оптимальному взаимодействию с окружающим миром.
  6. Развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками.


Опыт проведения: игр показал, что дошкольники становятся более внимательными друг  к другу,  замечают действия  и  настроение других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Кроме того, заметно снижается,
агрессивность      многих      проблемных      детей,      уменьшается       число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.

































Перспективный план работы


название

этапа

цель


сроки

сроки

Содержание работы

Методы, приемы

Общение без слов

Цель: подвести детей к непосредственному общению, которое предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.

сентябрь

III-IV

неделя


Игровые занятия

Игры: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы, «Птенцы», «Волны, «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки».

Внимание к другому

Цель: формировать у детей способность видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.















Октябрь

I-II

неделя







Игровые занятия

Игры: «Общий круг», «Переходы», «Эхо», «Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Бабушка Маланья», «Передай движение».



Октябрь

III-IV

неделя






Игровые занятия






Игры: «Передай настроение», «Тень», «Выбери партнера»,   «Разговор сквозь стекло», «Найди своего брата или сестру», «Кто сказал?», «Радио».


Ноябрь

I

неделя



Игровые занятия

Игры: «Магазин зеркал», «Упрямое зеркало», «Запрещенное движение»,


Согласованность действий

Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.





Ноябрь

II

неделя

Игровые занятия

Игры: «Сороконожка», «Лепим скульптуры», «Составные фигуры», «Живые картины»



Ноябрь

III-IV

Неделя

Игровые занятия


Игры:  «Работаем вместе»,

«Слепой и поводырь», «На тропинке», «Мостик», «Лабиринт», «Путанка», «Продолжи движение», «Божья коровка».

Январь

III-IV


неделя

Игры: «Часы», «Заводные игрушки», «Змейка», «Сиамские близнецы», «Весы», «Перетягивание каната», «Марионетки»


Общие переживания

Цель: учить детей объединять не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ.

Февраль

I-II

неделя

Игры: «Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке», «Кто смешнее засмеется», «Заблудившиеся дети», «Шпионы», «Две страны», «Обнималки», «Курица с цыплятами».

Взаимопомощь в игре

Цель: формировать у детей чувство взаимопомощи, способности сопереживать и радоваться друг за друга.

Февраль

III

неделя

Игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника»,

«Гномики»,

«День помощника»,


Добрые слова и пожелания

Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.










февраль

IV

неделя

Игры: «Обзывалка»,

«Спящая красавица»,

«Пожелания»,  «Добрые волшебники», «Комплименты»,

«Волшебные очки»,

«Конкурс хвастунов», «Связующая нить»


Март

II

 неделя

«Царевна-Несмеяна»,  «Если бы я был королём», «Садовники и цветы», «Я хотел бы быть таким же как ты»


Март

III

неделя


 «Праздник вежливости», «Открытки в подарок», «Волшебные ожерелья»

Помощь в совместной деятельности

Цель: учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности.



Март

IV

неделя






 «Закончи рисунки», «Рукавички», «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина».

Развитие чувств, желаний, взглядов.

Цель: учить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, взглядов, выражению их таким образом, чтобы они были понятны другим,  учить понимать чувства и желания других, быть восприимчивыми к их мнениям и взглядам.
















Март

IV

неделя

Смелость и робость. Когда ты бываешь смелым и решаешься попробовать что-нибудь сделать, а когда нет?


Чтение книг «Рассказ о неизвестном герое», «Филиппок», «Живая шляпа»

«Кресло рассказчика» (ребенок,  сидя в кресле, рассказывает о своем смелом поступке перед всей группой)


Апрель

I

неделя

Сердиться или нет.

Когда ты бываешь сердитым, что ты тогда делаешь? Что делаешь, когда сердятся другие?

 Разучивание веселых стихов и песен по желанию детей.





Апрель

II-III

неделя

Как ты можешь видеть. Когда ты бывал грустным или счастливым? Как ты можешь узнать, что чувствует другой человек? Как другие узнают, что чувствуешь ты?


Игра: «Экран настроения». Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов». Психогимнастика на выражение различных эмоций. Работа с пиктограммами «Нарисуй свое настроение»



Формирование социальных навыков

Цель: показать, как возникают конфликтные ситуации в твоем окружении и какие существуют возможные пути их разрешения; подвести к пониманию, что причинами конфликтов могут быть противоположные интересы, чувства и мнения








Апрель

IV

неделя

Май

I

неделя






Ссоры. Ссоришься ли ты иногда? По поводу чего бывают ссоры? Как ты можешь разрешить ссору? Умеешь ли ты предотвращать ссоры и как?

Чтение рассказов Э.Мошковской «Ссора с бабушкой», «Обида». Сочинение детьми «мирилок». Разыгрывание конфликтных ситуаций. Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда».



Май

II-III

неделя

Помириться. Каким образом ты добиваешься примирения после ссоры? Что ты чувствуешь и что делаешь, если видишь, как ссорятся другие?

Невербальные способы примирения – игры «Обнималки», «Улыбнись». Разучивание песенки «Ссориться не смейте».

Чтение Осеевой «Волшебное слово»


Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.