Перспективный план работы по формированию конструктивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста «Мы вместе»
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка
детский сад № 12 «Теремок»
Перспективный
план работы по формированию конструктивных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
« Мы вместе»
Составитель:
Воспитатель высшей категории
Горлова Е.В.
пгт .Первомайский
За последние несколько лет мы столкнулись с такой проблемой: возрос процент повышенно конфликтных детей, которым трудно войти в контакт со сверстниками, организовать совместную деятельность. С такими детьми, совместно с психологом, мы ведем профилактическую работу по развитию коммуникативных навыков, развитию положительного самоотношения, коррекции эмоциональных зажимов, профилактике неадекватного поведения.
Я учу детей способам самовыражения, развивая их личностный потенциал. Для этого я поставила перед собой следующие задачи:
- стимулировать у детей новые формы переживания;
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам, самому себе;
- формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;
- нейтрализовать негативные личностные проявления: неорганизованность, агрессивность, конфликтность, обидчивость;
- развивать способность к оптимальному взаимодействию с миром.
Начиная со 2-ой младшей группы мы учим детей узнавать по выражению лица, мимике, жестам то или иное настроение, используем различные этюды.
Затем формируем положительные взаимоотношения между детьми, побуждаем их к добрым поступкам через обыгрывание различных ситуаций.
Учим детей правилам этикета, формам и техникам общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности.
Затем учим детей средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажей, для этого используем игры – драматизации, обыгрывание потешек и прибауток.
В ходе сюжетно-ролевых игр учим детей средствами выразительности изображать себя, свою внешность, учим эмоционально выражать чувство радости и хорошего настроения от общения с окружающими детьми.
Важно включать ребенка в коллектив сверстников, где дети играют не просто вместе, а согласованно, подчиняясь общей цели.
Начиная со старшего дошкольного возраста, меняется комплекс коррекционных игр.
На первом этапе происходит переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных предметных' способов взаимодействия.
Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, мы исключили возможность возникновения ссор, споров, договоров и т.д. В каждой игре вводится свой язык условных сигналов, в основном эти условные сигналы выражаются в физическом контакте.
Задачей второго этапа является формирование внимания к сверстнику. Для этого мы предлагали детям задания, успешное выполнение которых требовало пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен был максимально сосредоточиться на другом ребенке. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого сверстника, почувствовать общность, слитность с ним.
На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Правила игр задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и: поведения других детей.
Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания - как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.
На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают другу помощь и поддержку в "трудных" игровых ситуациях (например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или вылечить ребенка и пр.). На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего
отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь только
положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т. д.).
Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
II наконец, на заключительном этапе проводятся игры и занятия, в которых
дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности
(изготовление общих рисунков, поделок, подарков).
Цель: Развивать в детях позитивное представление о себе, уверенность, обучая навыкам общения и взаимодействия. Способствовать полноценному становлению личности, ее умению жить в изменяющемся и сложном мире.
Задачи:
- Стимулирование у детей новых форм переживаний.
- Воспитание положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе.
- Формирование позитивной «Я – концепции», адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Нейтрализация негативных личностных проявлений: неорганизованности, агрессивности, конфликтности, обидчивости и др.;
- Развитие способности к оптимальному взаимодействию с окружающим миром.
- Развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками.
Опыт проведения: игр показал, что дошкольники становятся более внимательными друг к другу, замечают действия и настроение других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Кроме того, заметно снижается,
агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.
Перспективный план работы
название этапа цель | сроки сроки | Содержание работы Методы, приемы |
Общение без слов Цель: подвести детей к непосредственному общению, которое предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. | сентябрь III-IV неделя | Игровые занятия Игры: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы, «Птенцы», «Волны, «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки». |
Внимание к другому Цель: формировать у детей способность видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. | Октябрь I-II неделя | Игровые занятия Игры: «Общий круг», «Переходы», «Эхо», «Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Бабушка Маланья», «Передай движение». |
Октябрь III-IV неделя | Игровые занятия Игры: «Передай настроение», «Тень», «Выбери партнера», «Разговор сквозь стекло», «Найди своего брата или сестру», «Кто сказал?», «Радио». | |
Ноябрь I неделя | Игровые занятия Игры: «Магазин зеркал», «Упрямое зеркало», «Запрещенное движение», | |
Согласованность действий Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. | Ноябрь II неделя | Игровые занятия Игры: «Сороконожка», «Лепим скульптуры», «Составные фигуры», «Живые картины» |
Ноябрь III-IV Неделя | Игровые занятия Игры: «Работаем вместе», «Слепой и поводырь», «На тропинке», «Мостик», «Лабиринт», «Путанка», «Продолжи движение», «Божья коровка». | |
Январь III-IV неделя | Игры: «Часы», «Заводные игрушки», «Змейка», «Сиамские близнецы», «Весы», «Перетягивание каната», «Марионетки» | |
Общие переживания Цель: учить детей объединять не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. | Февраль I-II неделя | Игры: «Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке», «Кто смешнее засмеется», «Заблудившиеся дети», «Шпионы», «Две страны», «Обнималки», «Курица с цыплятами». |
Взаимопомощь в игре Цель: формировать у детей чувство взаимопомощи, способности сопереживать и радоваться друг за друга. | Февраль III неделя | Игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника», «Гномики», «День помощника», |
Добрые слова и пожелания Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. | февраль IV неделя | Игры: «Обзывалка», «Спящая красавица», «Пожелания», «Добрые волшебники», «Комплименты», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов», «Связующая нить» |
Март II неделя | «Царевна-Несмеяна», «Если бы я был королём», «Садовники и цветы», «Я хотел бы быть таким же как ты» | |
Март III неделя | «Праздник вежливости», «Открытки в подарок», «Волшебные ожерелья» | |
Помощь в совместной деятельности Цель: учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности. | Март IV неделя | «Закончи рисунки», «Рукавички», «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина». |
Развитие чувств, желаний, взглядов. Цель: учить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, взглядов, выражению их таким образом, чтобы они были понятны другим, учить понимать чувства и желания других, быть восприимчивыми к их мнениям и взглядам. | Март IV неделя | Смелость и робость. Когда ты бываешь смелым и решаешься попробовать что-нибудь сделать, а когда нет? Чтение книг «Рассказ о неизвестном герое», «Филиппок», «Живая шляпа» «Кресло рассказчика» (ребенок, сидя в кресле, рассказывает о своем смелом поступке перед всей группой) |
Апрель I неделя | Сердиться или нет. Когда ты бываешь сердитым, что ты тогда делаешь? Что делаешь, когда сердятся другие? Разучивание веселых стихов и песен по желанию детей. | |
Апрель II-III неделя | Как ты можешь видеть. Когда ты бывал грустным или счастливым? Как ты можешь узнать, что чувствует другой человек? Как другие узнают, что чувствуешь ты? Игра: «Экран настроения». Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов». Психогимнастика на выражение различных эмоций. Работа с пиктограммами «Нарисуй свое настроение» | |
Формирование социальных навыков Цель: показать, как возникают конфликтные ситуации в твоем окружении и какие существуют возможные пути их разрешения; подвести к пониманию, что причинами конфликтов могут быть противоположные интересы, чувства и мнения | Апрель IV неделя Май I неделя | Ссоры. Ссоришься ли ты иногда? По поводу чего бывают ссоры? Как ты можешь разрешить ссору? Умеешь ли ты предотвращать ссоры и как? Чтение рассказов Э.Мошковской «Ссора с бабушкой», «Обида». Сочинение детьми «мирилок». Разыгрывание конфликтных ситуаций. Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда». |
Май II-III неделя | Помириться. Каким образом ты добиваешься примирения после ссоры? Что ты чувствуешь и что делаешь, если видишь, как ссорятся другие? Невербальные способы примирения – игры «Обнималки», «Улыбнись». Разучивание песенки «Ссориться не смейте». Чтение Осеевой «Волшебное слово» |