12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильина Анна Юрьевна663
Педагог-психолог в детском саду.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
5

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»



УТВЕРЖДАЮ

директор ГБДОУ

«Детский сад «Солнышко»

___________ ФИО

__________________2021г.





ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

педагога-психолога Ильиной Анны Юрьевны

на 2021-2022 учебный год


Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»


У детей 4-8 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) плохо развита ручная моторика, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

Известно, что речью управляет центральная нервная система (ЦНС). Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Удивительная работа по освоению речи проходит втайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Цель: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровья через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

1.Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

2.Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

3.Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи.

Приоритетные направления работы:

-Диагностическое.

-Коррекционно-развивающее.

-Консультативное.

-Просветительское и профилактическое.

Виды (направления) деятельности

Сентябрь

Дети

Педагоги

Родители

Самообразование

1

2

3

4

5

Диагностика

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей.



Изучение методической, теоретической, практической литературы по теме «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Коррекция и развитие

Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»



Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр, изготовление дидактических игр.

Профилактика и просвещение



Консультации, планы на учебный год

Оформление стендов «Уголок психолога» по теме: «Пальцы помогают говорить»


Консультирование



«Учим ребенка общаться»


Организационно-методическая работа

Подготовка диагностического материала


Подготовка информации к консультациям, стендовой информации.


Октябрь

Диагностика


Анкета «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Анкета «Мелкая моторика»




Коррекция и развитие

Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»



Просмотр видеоматериалов с основными приемами развития мелкой моторики.

Профилактика и просвещение



Оформление стендов «Уголок психолога» по теме: Рекомендации «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Изучение методической литературы для подбора рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников.

Консультирование


«Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»


Изучение литературы для подбора нужного материала к консультации.

Организационно-методическая работа



Подготовка и оформление стендовой информации


Ноябрь

1

2

3

4

5

Диагностика








Коррекция и развитие

Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»



Просмотр видео интересных идей пальчиковых игр.

Профилактика и просвещение








Консультирование


Пластилинография как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

Консультации (динамика развития детей)

Просмотреть разнообразные техники работы с пластилином.

Организационно-методическая работа


Подготовка и оформление лекций, консультаций.

Подготовка информации для консультаций.


Декабрь

Диагностика








Коррекция и развитие

Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рекомендации «Проведение игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ»


Изучение литературы для подбора нужного материала к консультации.

Профилактика и просвещение



Оформление стендов «Уголок психолога» по теме: Рекомендации «Проведение игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ»


Консультирование


Консультации по запросу

Консультации по запросу


Организационно-методическая работа

Подготовка методического материала

Подготовка информации

Подготовка стендовой информации.


Январь

1

2

3

4

5

Диагностика








Коррекция и развитие

Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»



Участие в конкурсах по «Развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Профилактика и просвещение








Консультирование







Консультации по запросу


Организационно-методическая работа

Подготовка к занятиям

Изучение и подготовка информации

Подготовка к консультациям


Февраль

Диагностика







Коррекция и развитие

Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»




Профилактика и просвещение



Оформление стендов «Уголок психолога» по теме: «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»

Просмотр литературы для подбора информации для стенда.

Консультирование







Организационно-методическая работа

Подготовка и оформление материала, подготовка к занятиям.




Март

Диагностика








Коррекция и развитие

Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»




Профилактика и просвещение








Консультирование


Консультации (динамика развития детей)

Консультации (динамика развития детей)


Организационно-методическая работа

Подготовка и оформление материала, подготовка к занятиям

Подготовка информации

Подготовка информации


Апрель

1

2

3

4

5

Диагностика

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей.



Поиск и подбор доступного материала для проведения диагностики с детьми.

Коррекция и развитие

Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»




Профилактика и просвещение





Консультирование








Организационно-методическая работа



Подготовка и оформление материала для консультации


Май

Диагностика







Коррекция и развитие

Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»




Профилактика и просвещение





Консультирование



Консультации по результатам диагностики


Организационно-методическая работа

Подготовка и оформление материала, подготовка к занятиям


Подготовка информации













Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 22.10.22 в 21:53 0Ответить Пожаловаться
Анна Юрьевна, благодарю за актуальную разработку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.