План работы по самообразованию педагога-психолога
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко»
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБДОУ
«Детский сад «Солнышко»
___________ ФИО
__________________2021г.
ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
педагога-психолога Ильиной Анны Юрьевны
на 2021-2022 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
У детей 4-8 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) плохо развита ручная моторика, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.
Известно, что речью управляет центральная нервная система (ЦНС). Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Удивительная работа по освоению речи проходит втайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Цель: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровья через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи:
1.Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
2.Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
3.Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи.
Приоритетные направления работы:
-Диагностическое.
-Коррекционно-развивающее.
-Консультативное.
-Просветительское и профилактическое.
Виды (направления) деятельности | Сентябрь | |||
Дети | Педагоги | Родители | Самообразование | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Диагностика | Диагностика развития мелкой моторики рук у детей. | | | Изучение методической, теоретической, практической литературы по теме «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья». |
Коррекция и развитие | Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» | | | Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр, изготовление дидактических игр. |
Профилактика и просвещение | | | Консультации, планы на учебный год Оформление стендов «Уголок психолога» по теме: «Пальцы помогают говорить» | |
Консультирование | | | «Учим ребенка общаться» | |
Организационно-методическая работа | Подготовка диагностического материала | | Подготовка информации к консультациям, стендовой информации. | |
Октябрь | ||||
Диагностика | | Анкета «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ» | Анкета «Мелкая моторика» | |
Коррекция и развитие | Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» | | | Просмотр видеоматериалов с основными приемами развития мелкой моторики. |
Профилактика и просвещение | | | Оформление стендов «Уголок психолога» по теме: Рекомендации «Развитие мелкой моторики у дошкольников» | Изучение методической литературы для подбора рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников. |
Консультирование | | «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» | | Изучение литературы для подбора нужного материала к консультации. |
Организационно-методическая работа | | | Подготовка и оформление стендовой информации | |
Ноябрь | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Диагностика | | | | |
Коррекция и развитие | Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» | | | Просмотр видео интересных идей пальчиковых игр. |
Профилактика и просвещение | | | | |
Консультирование | | Пластилинография как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. | Консультации (динамика развития детей) | Просмотреть разнообразные техники работы с пластилином. |
Организационно-методическая работа | | Подготовка и оформление лекций, консультаций. | Подготовка информации для консультаций. | |
Декабрь | ||||
Диагностика | | | | |
Коррекция и развитие | Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» | Рекомендации «Проведение игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ» | | Изучение литературы для подбора нужного материала к консультации. |
Профилактика и просвещение | | | Оформление стендов «Уголок психолога» по теме: Рекомендации «Проведение игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ» | |
Консультирование | | Консультации по запросу | Консультации по запросу | |
Организационно-методическая работа | Подготовка методического материала | Подготовка информации | Подготовка стендовой информации. | |
Январь | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Диагностика | | | | |
Коррекция и развитие | Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» | | | Участие в конкурсах по «Развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» |
Профилактика и просвещение | | | | |
Консультирование | | | Консультации по запросу | |
Организационно-методическая работа | Подготовка к занятиям | Изучение и подготовка информации | Подготовка к консультациям | |
Февраль | ||||
Диагностика | | | | |
Коррекция и развитие | Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» | | | |
Профилактика и просвещение | | | Оформление стендов «Уголок психолога» по теме: «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» | Просмотр литературы для подбора информации для стенда. |
Консультирование | | | | |
Организационно-методическая работа | Подготовка и оформление материала, подготовка к занятиям. | | | |
Март | ||||
Диагностика | | | | |
Коррекция и развитие | Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» | | | |
Профилактика и просвещение | | | | |
Консультирование | | Консультации (динамика развития детей) | Консультации (динамика развития детей) | |
Организационно-методическая работа | Подготовка и оформление материала, подготовка к занятиям | Подготовка информации | Подготовка информации | |
Апрель | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Диагностика | Диагностика развития мелкой моторики рук у детей. | | | Поиск и подбор доступного материала для проведения диагностики с детьми. |
Коррекция и развитие | Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» | | | |
Профилактика и просвещение | | | | |
Консультирование | | | | |
Организационно-методическая работа | | | Подготовка и оформление материала для консультации | |
Май | ||||
Диагностика | | | | |
Коррекция и развитие | Занятия по программе: «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» | | | |
Профилактика и просвещение | | | | |
Консультирование | | | Консультации по результатам диагностики | |
Организационно-методическая работа | Подготовка и оформление материала, подготовка к занятиям | | Подготовка информации | |
Кияйкина Наталья Федоровна