12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ганеева Алена Викторовна70
Я учитель начальных классов в МБОУ СОШ №1 с.Чекмагуш
Россия, Башкирская респ.
1

План работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

План работы

с детьми, оставшимися без попечения родителей


Разработала: Ганеева Алёна Викторовна,

классный руководитель 4 б класса

2021 год

Циклограмма работы классного руководителя:

1раз в четверть:

оформление карты социально - педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей;

информация на учащегося об отношении к учебной деятельности;

справки о посещении семьи либо акт жилищно - бытовых условий;

табель оценок учащегося;

меры, принимаемые классным руководителем в целях устранения выявленных проблем (успеваемость, посещаемость и др.)

1 раз в год:

- педагогическая характеристика учащегося.



План работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.


(2021 2022 г.)


Содержание работы

Исполнитель

Сроки

1

Изучение положения в семьях и социального состава учащихся класса и новичков; уточнение списка детей, находящихся под опекой

(попечительством) в семьях граждан.

Классный руководитель, социальный педагог

Сентябрь

2

Посещение опекаемых детей с целью выяснения подготовки их к новому учебному году, обеспеченность одеждой и обувью, школьными

принадлежностями, учебниками.

Классный руководитель, социальный педагог

Сентябрь

3

Патронаж семьи с целью обследования жилищно - бытовых условий

проживаний семьи.

Классный руководитель, социальный

педагог

В течение года

4

Родительские собрания для

родителей - опекунов

Администрация,

Социальный

Ноябрь - май


«Особенности воспитания в

опекаемых и приёмных семьях».

педагог


5

Контроль посещения школы и успеваемости опекаемых учащихся.

Классный руководитель, социальный

педагог

В течение года

6

Помощь выпускникам в подготовке к поступлению в учебные заведения.

Классный руководитель, социальный

педагог

Сентябрь - май

7

Индивидуальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Классный руководитель,

социальный педагог

Постоянно

8

Социально - педагогическое консультирование замещающих родителей.

Классный руководитель, социальный педагог

Постоянно

9

Организация внеурочной занятости детей, оставшихся без попечения родителей.

Классный руководитель,

социальный педагог

Постоянно

10

Взаимодействие с отделом опеки и попечительства Динского района (отчёты,

акты, документация).

Классный руководитель Социальный

педагог

Постоянно

11

Анализ успеваемости детей

оставшихся без попечения родителей.

Классный руководитель

По окончанию

учебных четвертей и года

12

Оформление карт социально - педагогического сопровождения детей

оставшихся без попечения родителей.

Классный руководитель, социальный педагог

Постоянно

13

Анкетирование замещающих родителей для определения актуальных проблем и потребностей во взаимодействии с приемными

детьми.

Классный руководитель, социальный педагог

Октябрь

14

Круглый стол

«Профессиональная замещающая семья. Права и обязанности приемных

Классный руководитель, социальный

Ноябрь



родителей».

педагог


15

Беседа-диалог «Возрастные особенности детей».

Классный руководитель, социальный педагог

Декабрь

16

Собрание - диспут для замещающих родителей

«Нарушение эмоциональных взаимоотношений с детьми, и как воспитывать детей без

физического наказания».

Классный руководитель, социальный педагог

Январь

17

Тренинг общения «Развитие навыков эффективной коммуникации».

Классный руководитель, социальный педагог

Февраль

18

КТД «Семейные традиции на Масленицу».

Классный руководитель, социальный педагог

Март

19

Тематическое занятие

«Подросток: трудности взросления».

Классный руководитель, социальный педагог

Апрель

20

Праздник, посвященный Дню семьи «В кругу друзей».

Классный руководитель, социальный педагог

Май

21

Ведение классным руководителем социального паспорта.

Классный руководитель

Сентябрь



Выявление: Выявляются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей через изучение личных дел, социального паспорта класса, где обучается ученик. Налажена тесная взаимосвязь, сотрудничество с социальным педагогом школы, психологом, классными руководителями, учителями – предметниками, инспектором по охране детства.


Сопровождение: 1. Создание учителем естественной, доброжелательной обстановки, в которой будет развиваться личность ребенка. 2. Учет возрастных возможностей, опора на интересы ученика. 3. Ведение классным руководителем социального паспорта на каждого подростка. 4. Контроль посещаемости школьных занятий, факультативов, элективных курсов, кружков по интересам, спортивных секций. 5. Индивидуальные и коллективные беседы и консультации по интересующим подростков вопросам. 6. Привлечение опекунов, родственников к решению проблем успеваемости. 7. Создание и своевременная корректировка Банка данных учащихся оставшихся без попечения родителей. 8. Патронаж и консультирование родителей по оптимизации воспитательной среды семьи.

9. Беседы с несовершеннолетними и их родителями по повышению уровня правовой грамотности, пропаганде здорового образа жизни, особенностях подросткового возраста. 10. Вовлечение несовершеннолетних и их родителей в социально – значимую деятельность. 11. Содействие включению родителей в учебно – воспитательный процесс.

Поддержка и обучение: Изучение интересов и склонностей детей - сирот и вовлечение их в кружки, спортивные секции. Проведение индивидуальных собеседований, тематических мероприятий. Обеспечиваю учеников психолого-педагогической и правовой поддержкой. Оказываю помощь в построении взаимоотношений подростка и среды его нахождения. Формирую качества, необходимые для позитивной жизнедеятельности, прежде всего толерантного отношения к окружающим. Развиваю мотивацию к успеваемости, к здоровому образу жизни через организацию досуга. Развиваю творческую и общественную активность, способности к самопознанию и самореализации.

Применение психолого педагогических технологий: Применение информационных технологий, здоровьесберегающих технологий, дифференцированного подхода в обучении, личностно-ориентированного подхода в обучении детей - сирот на уроках биологии. Для повышения мотивации обучения у детей - сирот и детей и оставшихся без попечения родителей разрабатываю индивидуальную траекторию развития через индивидуальные творческие задания.

Эффективность работы: 1. Наблюдается положительная динамика мотивации: увеличилось количество учащихся с высоким уровнем мотивации обучения (на 3 %) и средним (на 5 %) уровнем мотивации обучения; на 2 % увеличилось количество школьников, у которых учебные мотивы активно реализуются в поведении. 2. Повышение уровня удовлетворенности жизнью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 46% до 78%). 3. Понизился уровень тревожности.

Повышение качественных показателей успеваемости учащихся:

1. Наблюдается положительная динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий. 2.Значительно повысился уровень познавательной мотивации. 3. Охват досуговой деятельностью детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей составляет 100%.

Диагностический инструментарий в работе классного руководителя с детьми, оставшимися без попечения родителей


Тест «Наедине с самим собой» (об отношениях с родителями):


Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?


Говоришь ли ты со старшими «по душам», советуешься ли ты по «личным делам»?


Интересуешься ли ты работой своих родителей?


Знают ли родители твоих друзей?


Бывают ли они у вас дома?


Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?


Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свое свободное время вне дома?


Есть ли у тебя общение со старшими, занятия и увлечения?


Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?


А «Детские праздники»- предпочитаешь ли ты чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?


Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?


А телевизионные передачи и фильмы?


Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?


Участвуете ли вы в прогулках, туристских походах?


Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?


Утвердительный ответ оцени двумя очками. Если ответ выражается словом

«отчасти», «иногда» - одним очком. Если он отрицателен - ноль. Подсчитай, сколько очков ты набрал.


Если более 20 очков - твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными.

Если от 10 - 20 отношения можно оценивать как удовлетворительные. Но недостаточно многосторонние; подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.


Если менее 10 - твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

Тест «Незаконченное предложение» (Н.Е. Щуркова).


Цель: определить отношение ребенка к своей семье.


Ребенку предлагается ряд незаконченных предложений, конец которых он должен придумать сам. Он должен вести себя свободно и говорить все, что приходит ему в голову. Нельзя обсуждать ответы.



Предложение


Ответ ребенка



1. Каждый день я должна




2. Когда я сердита, то я




3. Если бы вы знали меня.




4. Моя мама всегда




5. Мой отец часто





6. Для меня самое лучшее время





7. Когда я иду домой




8. Мне кажется мой брат




9. Мне нравится, когда все семья





10. Семейный праздник - это



Анкета «Семья глазами ребенка»




Анкета позволяет получить представление о взглядах школьника на собственную семью, информированности в семейных делах, внутрисемейных отношениях.



Фамилия, имя





Вопросы

Ответы

1.

Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то, свойственное только вашей семье?


2.

Уезжал (а) ли ты из дома надолго и что ты тогда чувствовала?


3.

Интересуются ли родители твоими учебными делами?


4.

Интересуются ли родители твоими отношениями с товарищами в классе?


5.

Посещают ли они школу?


6.

Помогают ли они школе, классному руководителю?


7.

Как, по-твоему, они относятся к школе и пед. коллективу?


8.

Довольны ли они своей работой, своей специальностью?


9.

Устраивает ли родителей заработная плата и совместный семейный бюджет?


10.

Охарактеризуйте свою семью одним словом.


11.

Какие праздники в семье ты любишь больше всего?


12.

Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие?


13.

Есть ли у тебя бабушка или дедушка?


14.

Каковы твои отношение с ними?


15.

Что, по-твоему, ждет тебя в будущем?


16.

Каким, по-твоему, обещает быть твое будущее?


17.

На кого ты надеешься?


18.

По-твоему, ты будешь счастлив?



Анкета для оценки уровня школьной мотивации



Ответь на вопросы анкеты, подчёркивая выбранный Вами вариант ответа.

Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень б) нравится в) не нравится

Утром, когда ты просыпаешься, всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

Если бы учитель сказал: «Завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома». Ты пошел бы в школу или остался бы дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу

Тебе нравится, когда у Вас отменяют уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашнего задания?

а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

У тебя в классе много друзей?

а) мало б) много в) нет друзей

Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся б) не очень в) нравятся



Рекомендации по обработке:

Анкета, по выявлению уровня школьной мотивации выявляет 5 уровней:

уровень - высокая школьная мотивация, учебная активность 25 30 баллов

уровень нормальная школьная мотивация 20 24 балла

уровень положительное отношение к школе, но школа больше привлекает не учебной деятельностью 15 19 баллов

уровень низкая школьная мотивация 10 14 баллов

уровень негативное отношение к школе, дезадаптация менее 10 баллов

1 и 2 уровень = адаптация

3 и 4 уровень = возможная дезадаптация 5 уровень = дезадаптация

КЛЮЧ



а

б

в

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Анкета по выявлению жестокого обращения с учащимися


Дорогой друг! Будем признательны тебе за искренние и полные ответы!


Количество уч-ся 5-11 классов


Количество уч-ся, принявших участие в анкетировании


Из них: девушки


юноши


1. По твоему мнению, насилие это:

Унижение одного человека другим


Причинение физического вреда другому человеку


Подчинение себе другого человека


2. Как ты относишься к насилию?


Осуждаю насилие


Отношусь нейтрально


Допускаю, что в некоторых случаях оно возможно


Решительно отстаиваю права детей, женщин, мужчин, пожилых людей


3. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?

Физическое насилие


Психологическое насилие (пренебрежение нуждами и потребностями другого члена семьи, игнорирование мнения, высмеивание поступков и высказываний и пр.)


Экономическое насилие


другое


4. Ты считаешь, наказание детей в семье это насилие?

Да


Скорее да, чем нет


Скорее нет, чем да


Нет


5. Какое наказание ты расцениваешь, как насилие над ребенком?

Оскорбление словами


Физическое воздействие (побои, порка ремнем,

шлепки, нанесение телесных повреждений и т.п.)


Лишение удовольствия (карманных денег, прогулки с

друзьями)


Запрет на деятельность, приносящую удовлетворение


Другое (укажи, что именно)


6. Что, по твоему мнению может быть, причиной насилия в семье?

Жизненные проблемы


Неурядицы на работе


Демонстрация насилия в печатных и телевизионных

СМИ


Склонность личности к насилию


Неуравновешенность эмоциональной сферы

(эмоциональные срывы)


Ситуация безысходности и отчаяния


Алкоголизм родителей


Другое (укажи, что именно)


7. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?

Да


Скорее да, чем нет


Скорее нет, чем да



нет


8. Какому виду насилия ты подвергался и где?


Физическое насилие


Психологическое насилие


Экономическое насилие


Другое (укажи, что именно)


9. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье?


Да


Нет


10. По твоему мнению, есть ли у нас в школе какие- либо виды насилия? (перечисли)


Психологическое,


Физическое


11. Если есть насилие в школе, то кто или что является его источником?


Одноклассники


Старшеклассники


Учителя


Классный руководитель


Другое (укажи)


12.Куда или к кому, по твоему мнению, можно

обратиться за эффективной помощью, если произошло любое из видов насилия в школе?


К классному руководителю


К психологу /социальному педагогу


К родителям



К инспектору



Анкетирование «Взаимоотношения в семье»

(для учащихся 5-11 классов)

Часто ли тебя хвалят родители?

Да

Нет

Иногда

Как часто у родителей появляется желание обнять, поцеловать и похвалить тебя?

Часто

Иногда

Никогда

Считаешь ли ты своих родителей строгими?

Да

Нет

Что чаще всего делают родители, когда ты их не слушаешься?…

Ругают ли родители тебя?

Да

Нет

Родители чаще ругают тебя

Несправедливо

справедливо

Не ругают

Часто ли наказывают тебя родители?

Да

Нет

Применяют ли родители к тебе наказание?

Физическое

Психологическое

Экономическое

Сексуальное

Какие меры наказания применяют к тебе родители


Анкета для родителей «Наказание ребенка в семье»

Уважаемые родители! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да, Нет (подчеркнуть).

Если «Да», то ответе, пожалуйста, на следующие вопросы:


Наказание происходит потому, что


Мне приходится наказывать ребенка, когда


Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть): пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое

Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку?



Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку?




Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка?


Повысить на него голос?


За что, в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка?


Что раздражает Вас в вашем ребенке?


Что раздражает Вас в самом себе?


Кто из родителей заполнил анкету? Мама, Папа, Бабушка (Подчеркнуть)

Тест для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку




Описание теста: Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.


Шкала суждений:

категорически не согласен;

мне трудно с этим согласиться; 3 – может быть, это и верно;

4. – совершенно верно. Я с этим согласен.



Утверждения теста



Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.

Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.

Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.

У ребенка не должно быть тайн от родителей.

Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.

Любовью родителей ребенка не испортить.

Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.

Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.

Мать - главное лицо в доме.

Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»

Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.

Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.


Итоги:

40 баллов и выше - Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были в семье надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать ею протест, так как чрезмерная опека вашей стороны чревата последствиями. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25 - 40 баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов - Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения. Однако такое отношение к своему ребенку может привести к проблемам во взаимоотношениях с деть

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.