Индивидуальный образовательный маршрут работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут
работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей
Составитель: Залилова С.Р.,
учитель начальных классов,
классный руководитель 4 а класса
с. Бакалы, 2018
Пояснительная записка
Социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, убеждения, умения, социальные нормы, правила, роли, принятые в данном обществе и его референтной группе посредством собственной активности и чужого влияния. От того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни.
Создание факторов успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения, обеспечивает подготовку своих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. Педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни:
коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации;
умение сделать осознанный и ответственный выбор;
умение работать в группе, коллективе;
универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач);
способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем;
способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др).
Поскольку ИОМ бывает разных типов, то наиболее подходящим для работы с детьми-сиротами нами был выбран ИОМ компенсирующего вида. Суть его заключается в том, что мишенями работы являются те пробелы в знаниях и компетенциях, которые мешают ребенку-сироте успешной социализации. Например, это может быть плохо усвоенный учебный материал, отсутствие умений и компетенций, которые тормозят усвоение предмета. В этом случае основной упор в ИОМ делается на дополнительные занятия по соответствующему предмету.
В свою очередь учебные проблемы усугубляют имеющуюся вследствие тех или иных причин невротизацию ребенка. В этом случае в ИОМ должны включаться дополнительные встречи с психологом, направленные на нормализацию психоэмоционального состояния ребенка.
Цель программы: социальная адаптация подростка к текущим социально-экономическим условиям жизни, при выходе из школы-интернат.
Задачи:
Повысить адаптивность воспитанника, исходя из социального опыта, возможностей и способностей подростка;
Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру.
Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения, повышать стрессоустойчивость;
Профилактика и пропаганда ЗОЖ.
Повысить интеллектуальный и нравственный уровень обучающегося.
План работы с С.К.А., учеником 4 класса
сенсоневральная тугоухость 2ст. , РАС с интеллектуальными нарушениями, сирота.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Результат | Отметка об исполнении | | | |
Организационные мероприятия | | | | | |||
1 | Изучение характеристики ребёнка, составленной классным руководителем и социально-психологической службой школы | Сентябрь | Знакомство педагога с индивидуальными особенностями ребёнка | | | | |
2 | Помощь в выборе образовательного маршрута | Сентябрь | Составление индивидуального образовательного маршрута | | | | |
3 | Встреча с замещающими родителями (опекунами) для составления плана совместной работы или корректировки данного плана | Сентябрь | Знакомство педагога с замещающими родителями. Составление эффективного индивидуального плана работы с ребёнком | | | | |
Педагогическая поддержка детей в учебной деятельности | | | | | |||
4 | Контроль за обеспечением учебниками | Сентябрь | Учащийся обеспечен учебной литературой для организации качественной работы в школе и дома | | | | |
5 | Контроль посещаемости занятий, текущей успеваемости с целью организации дополнительных занятий для ликвидации пробелов в знаниях | В течение года | Обеспечение базового уровня знаний и компетенций по русскому языку и литературе | | | | |
6 | Проведение индивидуальных консультаций, бесед (диалог с учеником) | По мере необходимости | Установление доверительного контакта с ребёнком | | | | |
Организация внеурочной занятости | | | | | |||
7 | Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка | Сентябрь | Выявление интересов ребёнка для определения | | | | |
8 | Вовлечение в работу внеурочных занятий по программе «Искусство быть красноречивым, или школьная риторика» | Сентябрь | Развитие личности ребёнка, его социальная адаптация | | | | |
9 | Активное привлечение к разнообразным школьным мероприятиям: | В течение года | Развитие личности ребёнка, его социальная адаптация, повышение мотивации к учению | | | | |
10 | Участие в олимпиадах и творческих конкурсах | В течение года | Развитие личности ребёнка, его социальная адаптация, повышение мотивации к учению | | | | |
Работа с замещающими родителями | | ||||||
11 | Проведение консультаций для воспитателей, замещающих родителей | В течение года | Осуществление взаимодействия с замещающими родителями для обеспечения более успешной адаптации и социализации ребёнка | | | | |
12 | Выступление на родительских собраниях | В течение года (по плану классного руководителя) | Осуществление взаимодействия с замещающими родителями для обеспечения более успешной адаптации и социализации ребёнка | | | | |
13 | Разработка рекомендаций по выполнению домашних заданий, воспитанию детей | 1 раз в квартал | Обеспечение качественного выполнения домашних заданий, оказание помощи в воспитании ребёнка | | | | |
План работы с С, К, А, учеником 4а класса
(образовательная составляющая)
Вот сюда поставь план из девиантного поведения по устранению пробелов в знании по предметам
Рекомендации психологов
педагогам и воспитателям для эффективного общения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Основные правила для успешного общения с ребенком:
«Опора на положительное». Принимать все качества ребенка, но необходимо акцентировать внимание ребенка на положительных чертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей
«Искать позитив». Не хочется делать то, что не получается. Научите ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении
«Не сравнивать с другими». Каждый ребенок уникален, кроме недостатков, есть еще и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.
«Аффект тормозит интеллект». Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано, прежде всего, с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Только после того, как ребенок обретет стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития.
«Терпение». Получить все и сразу невозможно. Быстро – не всегда значит «хорошо». Когда между взрослым и ребенком сформировалась привязанность, темп развития ребенка начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями.
«Разумные нагрузки». Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка.
«Хвалить за усилия, а не за результат». В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей.
«Верить в ребенка». Вера в ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха. Необходимо помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей, проблемой.
____________________________________________________________________________
Ф.И.О. учащегося, дата рождения
Цель – купирование трудностей сопровождающих учебный процесс и развитие личностных особенностей учащейся.
Психологическая поддержка
Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные, сроки проведения |
1. | Психологическая диагностика особенностей личностного развития | Посещение уроков, с целью наблюдения за уч-ся, его поведением на уроке. Индивидуальная беседа с учителями и воспитателями, с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании. Первичное обследование, с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности, уровня агрессивности. Определение внутрисемейных отношений, особенностей семейного воспитания. | Психолог |
| Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные занятия) с учащимся и родителями. | Занятия по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков). Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Тренинги. Релаксационные занятия, снятие напряжения. Занятия на снижения уровня тревожности и уровня агрессивности. Занятия по развитию коммуникативных навыков | |
| Индивидуальные консультации родителей (опекуна, патронатного воспитателя) по результатам обследования. | Рекомендации | |
| Просветительская работа с родителями и учителями с целью знакомства с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности и т.д | Родительское собрание, памятки, информационные стенды | |
Сурдологическая поддержка.
Цель – коррекция и развитие речи ребенка с нарушением слуха
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные, сроки проведения |
1. | Диагностическая деятельность | Обследование понимание речи; звукопроизношения; фонематического слуха; фонематического анализа и синтеза; лексического запаса; грамматического строя речи; связной речи; Выявление проявлений нарушения письменной речи; нарушения темпа и ритма речи, связная и устная речь. | сурдопедагог |
2. | Консультации родителей (опекуна, патронатного воспитателя), учителей и воспитателей | | |
3. | Организация и проведение коррекционно-развивающей работы | Обогащение активного и пассивного словаря; формирование правильного грамматического строя речи; индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения; развитие фонематического слуха, анализа, синтеза; коррекция нарушений письменной речи; | |
Социальная поддержка (социальное сопровождение)
Цель – ознакомление обучающихся с правами и основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные, сроки проведения |
1. | Диагностика особенностей семейного воспитания уч-ся Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера. | Сбор информации о семьях, через анкетирование, наблюдение, беседы с учителями и воспитателями. Посещение семьи, с целью определения психологического микроклимата в семье (стиль воспитания, влияние семейного воспитания на развитие личности). | Социальный педагог |
2. | Консультации родителей (опекуна, патронатного воспитателя), учителей и воспитателей | дача рекомендаций по устранению или исправлению ошибок, оформлению бумаг | |
3. | Организация и проведение коррекционно-развивающей работы | Вовлечение в трудовую деятельность, организация занятий общественно полезным трудом в школе; Закрепление наставника. | |
4. | Профилактическая деятельность | Совет профилактики, беседы, тематические классные часы, мероприятия направленные на предупреждение дезадаптации учащихся. Контроль за посещением школы (уроков) и внеклассных мероприятий. Организация летней занятости. | |
5. | Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса | Беседы с сотрудниками ПДН, УВД, наркологом, врачом психиатром. Родительские собрания, информационные стенды, тематические классные часы. | |