Фамилия, имя, отчество: Курбатова Надежда Витальевна
Тема: Обращение ,5 класс
Методическая цель | продемонстрировать применение на уроке метода шестиугольного обучения(гексогонов) |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Учебные цели | познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи |
учить видеть обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; ставить знаки препинания в предложения с обращением; строить схемы предложений с обращением; выразительно читать предложения с обращениями. | |
работать над развитием следующих УУД: находить информацию в тексте, устанавливать аналогии с помощью учителя и самостоятельно, учить отличать подлежащее от обращения; представлять информацию в развернутом виде (схеме): (регулятивные ): выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе; оценивать степень успешности, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; (коммуникативные): излагать свое мнение, аргументировать, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать другого в группе, в паре; (личностные): пользоваться правилами поведения | |
Планируемые результаты | Умение определять тему урока, формулировать цель, ставить задачи |
Умение находить в предложении обращения, расставлять запятые верно. | |
Умение работать с текстом, находить нужную информацию |
Этапы | Содержание | Методы, приемы | Формы |
Мотивация | Семён, какое число? Софико, с каким настроением ты пришла на урок? Дима, ты готов к уроку? Арина, ты хорошо меня слышишь? Семён, Лиза, Софико, почему отвечали именно вы, а ребята молчали? (Какие слова использовала?) | Приветствие | |
Актуализация знаний | Есть предположения, о чём пойдет речь на уроке? Тема знакомая? Что вам известно про обращения?(Ответы детей) | Определение темы | коллективная форма |
Целеполагание | Какие задачи поставим на этом уроке? -Чем выражается О.? -Какое место в предложении занимает О? - Какие выделить обращение в устной и письменной речи? - Какие знаки препинания ставятся при О.? | Формулировка целей и задач | Коллективная работа |
Решение поставленной проблемы. | Обратимся к 1 заданию в рабочих листах. Сравнить предложения. Что общего? В чём различие? Выйти на способы выражения, синтаксическую роль, знаки препинания. Это зимушка-зима в гости к нам явилась. -Здравствуй, зимушка -зима! Очень ждали мы тебя. Вывод: обращение можно спутать с подлежащим, потому что одинаково выражаются: существительным в именительном падеже. Обращения выделяются в письменной речи запятыми и !. | Сравнительный анализ предложений. | Создание проблемной ситуации |
Коррекция знаний | Обратимся к заданию 2. Работа с текстом в группах. Внимательно прочитайте задание и выполните его. После прочтения текста ребята складывают гексогоны, обобщая информацию, полученную в тексте. - Группа, первой выполнившая задание, собирает схему на доске. Затем рассказывает о полученной информации. Почему остались лишние гексогоны. Оцените работу с текстом ??? Прочитать определение обращения в учебнике. | Дифференцированное задание, направленное на формирование читательской грамотности Работа с учебным материалом | групповая работа |
Первичное закрепление. | -Ребята, обращаю ваше внимание на 3 задание. Его выполняете в парах, используя этикетные формулы пригласите друг друга к сотрудничеству. Давайте вспомним этикетные слова- просьбы. Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1 Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас (Приложение, задание 3) - Кто выполнил задание? Что получилось? Оцените работу. | Тестовое задание | работа в парах обучающиеся могли сформулировать и записать свое мнение по предлагаемой задаче. Оценивание работы (самооценка) |
Объяснение домашнего задания. | . Прочитать материал п.41. Принести новогодние открытки, завтра будем писать письмо Деду Морозу. | Подготовка к творческому заданию на следующий урок(использование обращений в письме, поздравительной открытке) | Комментирование д.з |
Рефлексия | Ребята, обратите внимание на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока. Удалось ли вам найти на них ответы? Напишите СМС маме, папе, бабушке о том, как прошёл урок, чему научились, что нового узнали. | Выполнение задания 4 на рабочем листе. Рефлексивное задание с использованием обращений | Проверка знаний (практическая значимость знаний) |
Средства обучения:
1.Интерактивная доска
2.Учебник
3.Рабочий лист(приложение 1)
4.Дидактический материал – гексогоны (приложение2)
Рабочий лист ученика 5 Б класса
1. Задание. Сравните предложения: укажите сходства и различия. Какие выводы можете сделать из наблюдений?
1) Это зимушка-зима в гости к нам явилась.2) Здравствуй, зимушка-зима! Очень ждали мы тебя.
2.Работа с текстом. Прочитайте текст, найдите соответствия с утверждениями, составьте гексогон.
Обращения в русской культуре имеют долгую и интересную историю. Они отражают отношения между людьми. Обращения используются для обозначения уважения, близости. Они называют того, к кому мы обращаемся с речью.
В древнерусском языке люди обращались друг к другу по имени или отчеству, добавляя слово “государь” или “батюшка” для обозначения уважения. В разное время в русском языке употреблялись разнообразные обращения. Например, “господин”, “госпожа” и “сударыня”. В эпоху Петра I были введены обращения “ваше благородие” и “ваше высокопревосходительство”. В советской эпохе были введены новые формы обращений, такие как “товарищ” и “гражданин”, которые отражали равенство.
Обращение, как и подлежащее, стоит всегда в именительном падеже. Обращение не является членом предложения. Оно может стоять в начале, в середине и в конце предложения. На письме обращение всегда выделяется знаками препинаниями (запятыми, восклицательным знаком), а в речи - звательной интонацией. Звательная интонация — это интонация призыва к собеседнику.
Обращение может быть кратким - состоять из одного слова, а может быть выражено словосочетанием. Такое обращение будет распространённым.
Личные местоимения ты и вы чаще всего в предложении являются подлежащими, а не обращениями. Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель.
3. Задание. Работа в парах. Обведите в кружочек буквы предложений, где вы нашли обращения. Запиши эти буквы ниже.
Б. Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи.
Д. Приплыла к нему рыбка, спросила…
Р. Бог с тобой золотая рыбка твоего мне откупа не надо.
Г. Свойство зеркальце имело, говорить оно умело.
А. Ты царица всех умнее, всех румяней и белее.
В. Кушай яблоко мой свет.
Е. И царица хохотать, и плечами пожимать
О. Чего тебе надобно старче?
__________________________
4. Задание. Напиши маме СМС о том, как прошёл твой урок. Обязательно используй обращение
Приложение №2