Урок на тему «Разряды местоимений. Обобщение»

0
0
Материал опубликован 16 January 2020

Арутюнова Майра Ураковна,

 учитель русского языка и литературы МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ»


Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), введение которого оговорено в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273, ст. 11), предъявляет новые требования к результатам ООП ООО. Согласно ФГОС, основной результат образования - развитие личности на основе усвоения УУД, познания и освоения мира.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т.к. развитие личности возможно только при деятельностном подходе к организации образовательного процесса. Всё, выше перечисленное, ставит перед педагогами новые профессиональные задачи: обеспечение и реализация только субъектной позиции учителя и ученика в образовательной деятельности; разработка учителем на базе ООП школы рабочих программ, учитывающих особенности классов, а также индивидуальные психологические и физиологические особенности учащихся этих классов; формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов образования на уроках и во внеурочной деятельности; оценка метапредметных и личностных результатов образования учащихся; обязательное обучение детей проектной и исследовательской деятельности.

Для успешного решения этих задач в деятельности педагога должен произойти ряд кардинальных изменений. Приведу лишь некоторые из них. При подготовке к уроку учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения в отличие от жестко структурированного конспекта. Педагог на уроках организует преимущественно групповую, парную и/или индивидуальную работу, а не фронтальную, учитывает индивидуальные психологические и физиологические особенности, уровень обученности и обучаемости учащихся. Для организации образовательного процесса педагог использует современные педагогические технологии, в том числе игровые с использованием ИКТ.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усвоение знаний становится более качественным и прочным, значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Построение образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы, а именно: обоснование выбора методов, технологий, форм, способов и приёмов обучения напрямую зависит от индивидуальных особенностей обучающихся конкретного класса. Исходя из возрастных, индивидуальных психолого-педагогических особенностей обучающихся данного класса предлагаю проект урока русского языка в 6 классе по теме «Разряды местоимений. Обобщение» по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. на основе технологии развивающего обучения и технологии смешанного обучения (модель «Перевернутый класс»).


Модель «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии смешанного обучения используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала. Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами, активное использование средств ИКТ). Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

Проект урока на основе игровой технологии с использованием ИКТ.

Тема урока «Разряды местоимений. Обобщение». Урок проводится после изучения темы «Местоимение».

Игровая ситуация заключается в том, что обучающиеся предстают в роли туристов, которым необходимо во время путешествия необходимо показать знание обычаев, традиций, нравов и законов посещаемого города. При всём этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи. Игра используется для решения комплексных задач систематизации изученного материала, развития творческих способностей, формирования УУД.

Тип урока: обобщающий.

Форма работы: групповая.

Цель урока: Повторение  и обобщение  знаний о части речи – местоимении; знание грамматических  признаков местоимений, его  синтаксической роли  в  предложении  и  правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений.  


Планируемые результаты:


Познавательные УУД:

-- осознание познавательной задачи;

-- осуществление операций анализа, синтеза, классификации;

-- умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

-- умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

-- способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;

-- осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Личностные УУД:

-- пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

-- осознание себя как индивидуальности одновременно члена общества;

-- способность к адекватной самооценке своих поступков, действий.

Регулятивные:

-- умение принимать и сохранять учебную задачу;

-- планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Ресурсы для проведения урока:

Информационные_ресурсы для домашней_работы:  (см.Приложение 1);

Информационные ресурсы для работы в классе:

Баранов, М.Т. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением в электронном носителе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014;

Ефремова, Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2016;

Электронное приложение у учебнику – М.: Просвещение, 2014.

Инструменты и средства: ноутбук, проектор, экран, доска, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры.

Проект урока разработан поэтапно.

Этап подготовки: изучение источников, разработка сценария, разработка раздаточных материалов для учащихся, подготовка материального обеспечения.

Этап проведения: информирование о домашнем задании (Приложение 1), проверка выполнения домашнего задания, ввод в игру, организация работы обучающихся, выполнение итоговых  работ группами.

Этап анализа и обобщения: взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов, рефлексия, рекомендации по выполнению домашнего задания.


Сценарий урока

1.Организация рабочего пространства класса

В классе одновременно работает три группы. В классе:

-  три рабочие зоны: «круглых стола» (по две составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)».

1.Организация урока и помощи учащимся в работе

Функции учителя-фасилитатора:

- поддержка организованного проведения урока,

- оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе - по организации их деятельности;

Примечание. Помощь не носит характера прямой подсказки.

- общее наблюдение за процессом работы групп.

  1. Организация деятельности учащихся

Учитель вводит детей в игру и делит их на 3 группы по 5-6 человек в каждой группе. Группы составляются на основе диагностики психолого-педагогических особенностей учащихся класса для успешной работы и достижения оптимального результата. За правильные ответы, правильно выполненные задания участники игры получают жетоны. Выигравшей считается та команда, чьи игроки набрали большее количество жетонов. Каждый участник игры может рассчитывать на высокую оценку и в личном зачёте.

  1. Организационный этап (эмоциональный настрой).
  2. Этап мотивации и целеполагания (ввод в игру).

Учитель.

- Сегодня, ребята, мы работаем под девизом:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна, 
Я заменяю имена!

(Девиз на экране)

- Ребята, мы завершаем сегодня тему «Местоимение». Как вы думаете, что мы с вами будем делать на уроке?

Цель нашего занятия – обобщить и закрепить полученные знания об этой части речи. Местоимение – часть речи необычная, и урок у нас сегодня пройдет не совсем обычно: мы с вами отправимся в путешествие в город «Местоимений», и как бывалые туристы начнем со сборов рюкзаков и дорожных сумок. Мы с вами собираем в чемоданы багаж знаний о местоимениях.

Как знающие путешественники, мы должны все знать о стране, в которую предстоит ехать: обычаи, традиции, нравы и законы.



  1. Актуализация знаний

Команды отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ получают жетоны.

- Дайте, пожалуйста, определение местоимению.

- На какие части речи похоже по грамматическим признакам местоимение?

  • На существительное, так как указывает на предмет и отвечает на вопросы кто? что?; изменяется по падежам.
  • На прилагательное, так как указывает на признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?, каков? Изменяется по родам, падежам, числам.
  • На числительное, так как указывает на количество предметов сколько?, столько, несколько.

- Как реализуется местоимение на синтаксическом уровне?

  • Когда оно указывает на предмет (т.е.заменяет существительное) может быть в предложении подлежащим (в И.П.) или дополнением (в косвенных падежах).
  • Когда указывает на признак предмета (т.е. заменяет прилагательное) – определением.
  • Когда указывает на количество предметов, тот вместе с существительным может быть или подлежащим или дополнением.

Делаем вывод: синтаксические признаки зависят от того, какую часть речи местоимение заменяет.

  • - Мы говорили об изменяемых признаках местоимения, а каковы постоянные признаки этой части речи?
  • - Посмотрите! На экране Город Местоимений. Обратите внимание на количество зданий в этом городке. Их 9, почему? (Разрядов местоимений тоже 9.) Давайте познакомимся поближе: личные, возвратное «себя», относительные, вопросительные, отрицательные, неопределенные, указательные, притяжательные, определительные.
  • - Обратите внимание на этажность зданий. Сколько этажей? Почему? Посмотрите, каковы названия этажей? Почему одно из зданий пятиэтажное? (Возвратное местоимение себя не имеет формы И.П.)
  • - А почему два здания скреплены между собой? (Это относительные и вопросительные местоимения как близнецы братья, но как у всех близнецов, несмотря на внешнюю схожесть, имеют характеры: вопрос и его отсутствие.)
  • Перечисляем с примерами всех жителей городка.


  1. Реализация домашнего задания.

 «Золотая полка – это та, на которую ставят любимые книги», – сказал писатель Ю. Олеша.

- Какие бы книги вы на полку поставили? Почему?

 - Ребята, дома вы самостоятельно изучили тему «Морфологический разбор местоимения»  и сегодня нужно представить результаты вашей работы.

 -  Найдите местоимения в предложении. Какие дома Города Местоимений мы  посетили? Произведите морфологический разбор двух местоимений.

 Разбор местоимений производится группами, затем команды обмениваются работами, проводят взаимопроверку.

    V. Применение знаний и умений

1. Прочитаем текст С.Я.Маршака.

Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? Встретиться с ними не так уж трудно. Я могу вам дать их точный адрес. Он очень короткий: библиотека. 
Все самое важное и интересное, о чем могли бы рассказать вам эти писатели, вы найдете в их книгах. В библиотеке, где книги стоят рядами на полках, всегда бывает очень тихо. Но если внимательно прислушаться, книги заговорят с вами. 

Из книг вы узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. 

Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник - книга. С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар.

- Как бы вы озаглавили этот текст?

- Определите основную мысль этого текса.

- Мы уже достаточно хорошо ориентируемся в Городе местоимений, и нам будет несложно назвать все местоимения и правильно распределить их по домам.

2.Игра «Фразеологизмы»

 - Ребята, местоимения ведут активный образ жизни – они часто встречаются в пословицах и поговорках, загадках, фразеологизмах. В русском языке есть немало примеров, когда речь можно сделать яркой с  помощью фразеологизмов. Командам необходимо привести примеры фразеологизмов с местоимениями. За каждый фразеологизм команда получает жетон. Если затруднитесь, воспользуйтесь фразеологическим словарём (и нашим и вашим; ни то ни сё; все или ничего; сам не свой).

  VI .Рефлексия

Учитель:

– Наше знакомство с Городом Местоимений подошло к концу.  Думаю, что жители города были счастливы встретиться с такими всезнающими туристами. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Ребята из команды, набравшей наибольшее количество жетонов, получают отметки «пять». Другим командам предлагаю  назвать лидеров из вашей группы, заработавшим жетоны - они тоже заслужили высокую оценку. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка.


VII. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Милее книги в мире друга нет».



В результате работы в таком режиме отмечаю положительные стороны применения игровой технологии и смешанного обучения (модели "Перевернутый класс"):

- обучающиеся получили возможность не только прочесть в учебнике материал параграфа 87, но и посмотреть видеофильм и выполнить задания в рабочей тетради.

- нетрадиционный формат домашнего задания способствовал привлечению внимания школьников к дальнейшему изучению предмета;

-  небольшой по объему фильм не требовал долгого просиживания школьников у компьютера, а задания к нему способствовали смене учебной деятельности в процессе выполнения обучающимися домашнего задания, что является основой здоровьесберегающих технологий;

- игровая технология способствовала созданию соревновательной мотивации внутри игрового коллектива между командами, осознанию ответственности каждого участниками за общий результат.


Список источников.

1.Баранов, М.Т. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением в электронном носителе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014;

2. Ефремова, Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2016;

3. Электронное приложение у учебнику – М.: Просвещение, 2014.


Приложение 1

Домашнее задание для обучающихся

  1. Посмотри видео-урок «Морфологический разбор местоимения»

https://interneturok.ru/russian/6-klass/bmestoimenieb/morfologicheskiy-razbor-mestoimeniya?seconds=0&chapter_id=142

  1. Прочитай о порядке морфологического разбора местоимения в параграфе 87 учебника.
  2. Выполнить в рабочей тетради упр.96.
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.