План урока обществоведения в 9 классе на тему «Введение»
План урока обществоведения в 9 классе
Урок №1 «Введение»
Тип урока: урок введения (изучение нового материала)
Цели урока:
Сформировать представление об изучаемом курсе «обществоведение»
Познакомить учащихся с целями, задачами и особенностями изучения курса
Сформировать представление о понятии «Общество»
Познакомить с примерами и фактами наиболее актуальных проблем развития современного общества
Задачи урока:
Содействовать навыкам работы с текстовым материалом (развивать компетенции читательского мастерства) по средствам выделения главной мысли из текста;
Содействовать формированию понимания особого статуса этого предмета среди других общешкольных наук
Развивать умение анализировать и сравнивать отдельные факты
Учебно-методическое обеспечение урока: карточки с дополнительным материалом (статистические данные относительно отдельных стран и отдельных слоев население), рабочая тетрадь, письменные принадлежности иллюстративный материал.
Дополнительно: материал дистанционного курса: «Обществоведение 9 класс. 2018/2019 учебный год» - http://dimakrb4.beget.tech/course/view. php?id=2
Ход урока:
Организационный момент (10 мин).
На данном этапе учитель приветствует учащихся, знакомит их с требованиями к уровню готовности и работы на уроках, проверяет готовность к уроку, содействует формированию положительного эмоционального настроения, подписывает с учащимися тетради (допустимо использовать наклейки либо шаблон, прикрепленный в приложении к плану урока – приложение 2). Знакомит со структурой учебного пособия.
Целемотивационный этап (2-3мин):
Учитель озвучивает тему и предлагает поразмышлять над названием предмета и его целями (мозговой штурм).
Записывает на доску тему и план урока.
Изучение новой темы:
Проблема – человека ключевая проблема современности
Науки о человеке и науки об обществе
Понятие общества
Проблема человека – ключевая проблема современности (10 мин).
При изучении данного пункта важным является содействовать развитию компетенции анализа с опорой на собственные знания полученные из других предметов и жизненного опыта.
Педагог предлагает учащимся подумать какие основные достижения были совершены человечеством и когда их количество было больше в средние века или в современности (предполагаемые ответы учеников на данный вопрос: появление интернета, развитие компьютерных технологий, создание вакцин от большого количества болезней, развитие техники и науки, рост продолжительности жизни).
После простого перечисления достижений учитель делает краткий вывод: о том, что современное общество характеризуется большим количеством позитивных тенденций быстрый рост научных открытий, технологий, рост уровня жизни и так далее). При этом плавно подводит к идее о том, что есть и проблемные стороны развития современного общества.
После формирования идеи о некоторых негативных моментах развития общества и переключения внимания на них педагог предлагает учащимся прочесть два отрывка из статистических данных (приложение 1) (целесообразно в рамках развития навыков чтения и выделения главной мысли дать эти тексты по вариантам, после прочтения их одним и вторым вариантом два ученика по собственному желанию озвучат основную идею текста всему классу).
Текст будет соответствовать одной и той же стране (на примере Индии), но будет характеризовать разницу в развитии бедного и богатого населения страны. После, учащимся будет предложено подумать о каких странах идет речь. Как итог учитель озвучивает верный ответ, что это одна и та же страна – Индия и предложит подумать о какой проблеме развития человечества идет речь (большой разрыв между бедными и богатыми), размещает на доске изображение бедняков и богатых людей индии.
После учащимся озвучивается ряд вопрос: Какие проблемы современного населения можно заметить из этого текста? (голод, грязь, болезни).
Учитель подводит итоги называет в дополнение к указанным проблемам глобальные вооруженные конфликты, эпидемии болезней.
Физкульт минутка (2 мин)
Науки о человеке и науки об обществе (5 мин).
Учитель подчеркивает, что таких наук много, осуществляет простое перечисление наук и просит учащихся подумать изучением чего они занимаются (политология, социология, культурология, история, обществоведение, психология, экономика). Учитель знакомит учащихся с целями и задачами курса.
Понятие общество (5 мин)
Работа с текстом учебного пособия с 36-37.
Записать в тетрадь подходы к определению понятия общества и чем они отличаются.
Закрепление изученного – блиц опрос (5 мин)
Подведение итогов урока (5 мин): выставление отметок, информация о домашнем задании: введение, вопросы с.7, §5 с. 36-37, вопрос 1 (с.42)
Приложение 1
Отрывок 1 «О жизни бедных людей»
Прочтите текст. Выделите в нем главную мысль. Как вы думаете, о какой стране идет речь?
Центрального горячего водоснабжения нет нигде. В самых дешёвых гостиницах и мотелях горячей воды не в принципе. В некоторых её могут приносить утром в бачке. Ну а в более продвинутых отелях есть бойлеры. Впрочем, чего уж говорить о горячей воде, если в половине домов этой страны нет даже туалетов. К тому же туалетной бумагой индусы тоже не пользуются. Вместо неё в хороших отелях рядом с унитазом висит небольшой душик, а в более простых местах — кран с водой и ковшик.
Удивительный парадокс: последние несколько лет на севере страны сохраняются рекордные урожаи зерна, но оно просто гниёт на складах в то время как люди умирают без еды. И это не преувеличение. Да, в в этом месте нет голода, но есть проблемы с недоеданием, а это не одно и то же. Только вдумайтесь: согласно статистике ежедневно в стране около 3 тысяч детей умирают от болезней, связанных с недоеданием. И в это же самое время миллионы тонн зерна просто гниют на складах, съедаемые грибком, насекомыми и крысами. А всё из-за отвратительной системы организации и ужасающего уровня коррупции.
За чертой бедности в стране живут около 270 миллионов человек, около 300 миллионов не имеют доступа к электричеству, 100 миллионов — к чистой воде. Санитарно-гигиенические условия проживания более чем половины населения — около 800 млн человек — не соответствуют международным стандартам.
По итогам выборов 2014 года в нижней палате парламента около 30% членов имели криминальное прошлое. По уровню доверия населения к власти страна находится на 115 месте из 143 возможных.
Отрывок 2 «О жизни богатых людей»
Прочтите текст. Выделите в нем главную мысль. Как вы думаете, о какой стране идет речь?
По некоторым подсчетам средняя зарплата в этой стране достигает 2700 долларов США.
В архитектуре достаточно часто можно встретить особняки с позолоченными колонами, бассейнами, красивыми садами и даже диковинными животными.
Некоторые жители получают до нескольких миллионов в месяц.
Богатые делятся на скромных богатых и нескромных богатых. Зачастую по скромным даже не скажешь, что у них много денег. Так как живут они по потребностям, чтят традиции, поддерживают связи с местным обществом и не стремятся выделиться или что-то кому-то продемонстрировать. Например, у человека есть сеть ресторанов в Японии, несколько крупных отелей, молл и сеть ювелирных магазинов. Он владелец земель, прилегающих к аэропорту (очень дорогих по стоимости). Его счета просто ломятся от денег. Сам он делами уже почти не занимается и живет в родном городке. Довольно большой, но вполне обычный дом в традиционном стиле. Внутренний двор, с белыми оштукатуренными стенами, из которого двери ведут в комнаты. Небольшой сад. Слуги и работники, конечно, есть, но они есть и у большинства людей среднего достатка. Из признаков богатства – красивые мраморные полы, кондиционеры и плазменные телевизоры. Нет ни современной техники, ни дизайнерской мебели, ни какого-нибудь антиквариата.
Приложение 2
Шаблон для подписи тетради
Тетрадь для работ по обществоведению учащего(й)ся __ «__» класса средней школы №2 г. Марьина Горка ______________________________ |
Тетрадь для работ по обществоведению учащего(й)ся __ «__» класса средней школы №2 г. Марьина Горка ______________________________ |
Тетрадь для работ по обществоведению учащего(й)ся __ «__» класса средней школы №2 г. Марьина Горка ______________________________ |
Тетрадь для работ по обществоведению учащего(й)ся __ «__» класса средней школы №2 г. Марьина Горка ______________________________ |
Тетрадь для работ по обществоведению учащего(й)ся __ «__» класса средней школы №2 г. Марьина Горка ______________________________ |
Тетрадь для работ по обществоведению учащего(й)ся __ «__» класса средней школы №2 г. Марьина Горка ______________________________ |
Тетрадь для работ по обществоведению учащего(й)ся __ «__» класса средней школы №2 г. Марьина Горка ______________________________ |
Тетрадь для работ по обществоведению учащего(й)ся __ «__» класса средней школы №2 г. Марьина Горка ______________________________ |
Тетрадь для работ по обществоведению учащего(й)ся __ «__» класса средней школы №2 г. Марьина Горка ______________________________ |
Тетрадь для работ по обществоведению учащего(й)ся __ «__» класса средней школы №2 г. Марьина Горка ______________________________ |