12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сысолятина Алиса Игоревна180
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
1

План урока по обществознанию на День единого текста в 10 классе Тема урока: «Семья в современном обществе».

План урока по обществознанию на День единого текста в 10 классе

Разработала: учитель истории и обществознания Сысолятина А.И. (филиал МАОУ Червишевской СОШ «Акияровская СОШ»).

Тема урока: «Семья в современном обществе».

Тип урока: комбинированный.

Предметные цели урока:

- определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности

- развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

- способствовать воспитанию культуры и повышению грамотности устной речи;

- способствовать формированию логического мышления.

Метапредметные цели урока:

- формирование читательской грамотности: работать с текстом, используя различные виды чтения (просмотровое, изучающее, рефлексивное);

- извлекать информацию в том объеме, который необходим для выполнения задания;

- ставить познавательную задачу, определять цель деятельности на уроке;

- оформлять мысли в устной и письменной форме, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- обобщать, классифицировать, анализировать информацию.


Планируемые результаты:

1. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать.

- Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, гипотезы и их проверять.

- Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, в том числе с помощью компьютерных средств, осуществлять обработку, хранение, защиту и использование информации.

- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

- Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов.

- Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

- Подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство действия постановки и решения проблем.

- Постановка и формулирование проблемы.

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи.

- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

- Определять и формулировать цель деятельности, позволяющую решать учебные задачи; учитывать правила планирования и находить контроль способа решения; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации.

- Уметь различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять контроль по результату и по способу действия; проявлять инициативу действия в учебной деятельности.

- Коррекция своих действий.

- Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, а также элементов волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию, к преодолению препятствий.

- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.


4. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- Умение слушать и вступать в диалог, учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выстраивание продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

- Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Виды деятельности: самостоятельная работа, практическая работа.

Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, диалог).

Средства и формы оценивания: диагностическая работа (Приложение 3).

Материально-техническое обеспечение: раздаточный материал (текст).


Ход урока


Этап урока

Приемы смыслового чтения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Этап мотивации и целеполагания (3 минуты)


Просмотровое чтение текста

Мотивирует учащихся на работу с текстом. Организует беседу.



С каким текстом вы, ребята, работали на предыдущем уроке?

О чем был этот текст?

Как можно сформулировать главную мысль этого текста?

Какое отношение имеет содержание текста к обществознанию?

Почему предмет обществознание должен изучать эту проблему?

Какую цель мы можем сформулировать для урока обществознания?


Включаются в беседу, обращаются к содержанию текста, отвечают на вопросы учителя.


Формулируют и записывают в тетради цели и тему урока.

Учащиеся мотивированы на работу. Сформулирована цель урока:

Охарактеризовать проблемы современной молодежи в создании счастливой семьи.

Изучение нового материала


Этап визуализации содержания текста (абзаца) (5 минут)

Составление опорной схемы по содержанию текста

Обратимся к тексту. Для визуализации понятия Семья составим кластер.

Что для вас семья?

Назовите ваши ассоциации с этим словом.

Ориентируясь на кластер, давайте каждый из вас попробует составить определение слову СЕМЬЯ.

Теперь соберем с вами все ваши высказывания и сформулируем понятие СЕМЬЯ и запишем его в тетрадь.

Итак, семья - это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.


Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?


Правильно, семья выполняет воспитательную, репродуктивную, хозяйственно – экономическую,

эмоционально-психологическую,

социально-статусную.


Виды семей:

А) расширенные (многопоколенные) объединяют два-три поколения людей;

Б) нуклеарные – пары с одним или двумя детьми;

В) полные;

Г) неполные;

Д) традиционная или патриархальная – предполагает главенство мужчины, такая семья объединяет три поколения, женщина зависит от мужчины;

Е) партнерская или эгалитарная – справедливое распределение семейных обязанностей, эмоциональная насыщенность.


Приводят свои ассоциации, составляют кластер в тетради.

Каждый учащийся формирует свое определение слово СЕМЬЯ, высказывает его, по итогу составляется одно общее определение – записывается в тетрадь.















Учащиеся обсуждают семью как малую социальную группу.










Составлен кластер СЕМЬЯ, сформировано определение семьи.



























Приходят к выводу, что семья – это воспитание детей, поддержка, забота, уважение, любовь, передача знаний, традиций, правила поведения.






Этап анализа текста (10 минут)

Структурное понимание текста.

Опираясь на текст, попробуем с вами определить, в чем разница между традиционной и современной семьей.







Используя текст, составьте классификацию систем ценностей, приведенных в области социальной психологии и социологии.

Находят в тексте точки зрения ученых по вопросу изменения семейных ценностей и определяют, что их объединяет.






Работая в парах – составляют классификацию систем ценностей.

Приходят к выводу, что происходит трансформация семейных ценностей, но так как семья - часть социальной структуры и является важнейшей ценностью государства – то проходи процесс приспособления к ним.

Составлена классификация систем ценностей:

Историческая, культурная, общественная, нравственная, религиозная.

Этап извлечения информации из текста и ее применения. (10 минут)

Выбор нужной для подтверждения информации в тексте.

Анализируя текст, мы с вами выяснили, что современная молодежь по другому относится к созданию семьи и семейным ценностям. Почему?

Высказывают свои предположения.

Приходят к выводу, что для современной молодежи – стоит выбор между карьерой и семьей, достатком в материальном плане.

Приведите аргументы из текста в пользу того, что современная молодежь выбирает карьеру, а не семью.


Приводят аргументы.

Составьте два словесных портрета супруги, которой должна быть девушка, по мнению студентов 1 (составляют Данияр и Денис) и 4 (составляют Дима и Карина) курса.

Работают в парах над портретом, готовятся выступать.



Составлен словесный портрет.

Этап закрепления полученных знаний (5 минут)

Смысловое понимание текста.

Проанализируйте суждения, и опираясь на текст, докажите верно ли каждое из них.

А) Взаимосвязь семьи и общества значительно ослабла, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом.

Б) Развод или уход из семьи осуждается обществом.

В) Происходит приспособление семьи к новым условиям, и обостряется противоречие между семейными ценностями.

Г) Создание карьеры и высокого достатка дает дополнительную возможность создать семью.


Каждый учащийся выбирает себе одно суждение, анализирует его, доказывает верно оно, или нет (с опорой на текст).

Составлены аргументы в верности или нет каждого суждения.

Этап подведения итогов (5 минут)


Возвращаясь к поставленной цели в начале урока, какие проблемы современной молодежи в создании семьи мы с вами сформулировали?

Как, по вашему мнению, должна выглядеть современная семья?

Какие ценности должны составлять семью?

Отвечают на вопросы.


Рефлексия (2 минуты)



Учащимся предлагается заполнить анкету (приложение 2).







Приложение 1.

ВЫБОР СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА

Семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей. Каждый человек, так или иначе, стремится завести семью. В современной ситуации экономических и социальных проблем молодые люди, желающие создать семью, должны решать порою чрезвычайно сложные проблемы, определяющие саму возможность существования этой семьи.

Тема отношения современной молодежи к вопросам семьи и брака в настоящее время является очень актуальной. Исследования в области социальной психологии и социологии показали, что в представлениях современной молодежи семья, к сожалению, уже не имеет той значимости, которая определялась исторической, культурологической и общественной системой ценностей, нравственными и религиозными канонами.

Исследования семьи, брака, рождаемости ведутся в социологии, психологии, демографии, этнографии, других общественных науках. Многие из классиков социологии считали семью частью социальной структуры, рассматривали её как фактор изучаемых ими процессов, но не исследовали институты брака и семьи специально (М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, В. Парето).

В психологии проводились фундаментальные исследования, направленные на изучение развития личности, даны ее основные характеристики, необходимые для формирования установок на репродуктивное здоровье. Так ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Я. Леонтьев, Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, Э.Г. Эйдемиллер раскрыли психологические особенности семьи и психология семейных отношений.

На современном этапе развития общества семья является важнейшей ценностью государства, которое заинтересованно в сохранении своего народонаселения. Именно положение семьи, а также тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране. В последние десятилетия взаимосвязь семьи с общества значительно ослабла, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое испытывает потребность в восстановлении прежних семейных ценностей, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

Сравнивая отношение к семейным ценностям прошлого поколения молодежи и нынешнего, можно констатировать, что современная семья теряет свою ценность. Ранее считалось, что брак должен быть один в жизни каждой пары, развод или уход из семьи осуждался обществом. Современное поколение стало менее ценить семью, предпочитает сожительство, молодые люди с легкостью разрывают отношения и начинают новые. Молодежь ценит «свободные отношения», но никто не отдает себе отчета в том, что, вступая в такие отношения, молодое поколение теряет те ценности, которые имели огромное значение для наших предков.

В последнее десятилетие жизненные приоритеты кардинально меняются, в том числе и семейные ценности. Эти изменения одни ученые называют кризисом семейных ценностей (А. Антонов, В. Медков), другие трансформацией института семьи (Е. Здравомыслова), но очевидно, что происходит приспособление семьи к новым условиям, и обостряется противоречие между семейными ценностями. Многие современные девушки решают связать свою судьбу с удачным продвижением по служебной лестнице или созданием собственного бизнеса еще до замужества. Работа полностью поглощает их, на семью просто не хватает времени. Совместить карьеру и семью – дело непростое и удается далеко не каждому.

Учитывая актуальность данной проблемы, нами было проведено исследование с целью изучения представления студентов педагогического факультета «о счастливой семье». Для диагностики мы провели анкетирование среди студенток первого и четвертого курса, включающее в себя восемь вопросов: Ваши планы в ближайшие 5 лет? Когда Вы планируете создание семьи? Где, по вашему мнению, будет жить ваша семья? Сколько Вы планируете иметь детей? В какой профессиональной сфере Вы видите своего будущего супруга? Какую женскую роль вы предпочтете, как будущая супруга? Перечислите 3-5 личностных качеств, которыми, по Вашему мнению, должен обладать супруг. Перечислите 3-5 личностных качеств, которыми, по Вашему мнению, должна обладать супруга. При проведении исследования испытуемым предлагалось следующее задание: ответить на заданные вопросы, выбрав подходящий вариант ответа ли предложив свой ответ. Все респонденты успешно справились с выполнением задания.

t1648010597aa.png

По результатам диагностики мы пришли к выводам, что если студентки первого курса больше думают о профессиональном самосовершенствовании и карьере (45,96 %), чем о создании семьи (43,32 %) (см. график 1), то студентки четвертого курса в первую очередь задумываются о создании крепкой семьи (45,96 %), а не о карьерном росте (35,12 %) (см. график 2).

По мнению первокурсниц, супруг должен быть отзывчивым, сильным. А студенты четвертого курса ценят верность и честность. Обе группы респондентов считают важными доброту, заботливость и ум.

Что касается личностных качеств, которыми должна обладать супруга, студентки первого курса придерживаются мнения, что супруга должна быть умной и отзывчивой. А студентки четвертого курса считают важными такие качества, как

честность, хозяйственность. Обе группы испытуемых сошлись во мнении, что супруга должна быть верной, доброй и заботливой.

В ходе проведенного анкетирования и полученных нами результатов, мы пришли к выводу, что сегодня на самом деле существует проблема, которая связана с выбором между семьей и карьерой. Несомненно, семья является важной ценностью, не только для каждого человека, но и для государства, однако большое количество молодежи выбирают карьеру. Не работать сегодня – значит отказаться от дополнительного дохода для своей семьи, в то же время необходимость работать не дает современной молодежи выполнять в полной мере традиционные семейные функции. Мы считаем, что данная проблема является актуальной, малоизученной и требует дальнейшего исследования.

(Корсак М.В., Мойсевич А.)

Приложение 2.

t1648010597ab.jpg

Приложение 3

Задания для диагностической работы «День единого текста». Обществознание

Ф.И. ______________________

Задание №1. Определите, о каких функциях семьи идет речь в стихотворении:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

Ответ:





Задания №2. Результаты диагностики опроса «представления о счастливой семье» студентов 1 и 4 курса составлено два графика. Анализируя графики, выберите верные суждения о них.

, мы пришли к выводам, что если студентки первого курса больше думают о профессиональном самосовершенствовании и карьере (45,96 %), чем о создании семьи (43,32 %) (см. график 1), то студентки четвертого курса в первую очередь задумываются о создании крепкой семьи (45,96 %), а не о карьерном росте (35,12 %) (см. график 2).


t1648010597aa.png


Студенты первого курса больше думают о профессиональном самосовершенствовании и карьере.

Большая часть опрошенных думают, что создание семьи должно стоять выше повышения по карьерной лестнице.

Студенты четвертого курса ставят перед собой сначала создание крепкой семьи, а уже потом карьеру.

Число студентов, ставящих на первое место карьеру, а не семью – меньше с первого курса.

Большая часть студентов четвертого курса считает, что повышение по карьерной лестнице – основа семейной жизни.


Ответ: ______________



Задание №3. Дополните схему.

Тенденции в развитии современной семьи

t1648010597ac.gift1648010597ac.gift1648010597ac.gift1648010597ac.gift1648010597ac.gift1648010597ac.gif


__________________ Разделение институтов семьи и брака


Рост неполных семей ____________________ __________________________


_____________________________



Ключ для диагностической работы «День единого текста». Обществознание

Фt1648010597ac.gif .И. ______________________

Задание №1.

Эмоциональная, духовная, нравственная, хозяйственная, воспитательная, культурная,

репродуктивная.



Задания №2. 13


Задание №3.

Тенденции в развитии современной семьи

t1648010597ac.gift1648010597ac.gift1648010597ac.gift1648010597ac.gift1648010597ac.gif


Рост влияния женщины Разделение институтов семьи и брака


Рост неполных семей Рост разводов Уменьшение количества законных браков


Рост повторных браков



t1648010597ab.jpgt1648010597ab.jpgt1648010597ab.jpg

Задания для диагностической работы «День единого текста». Обществознание

Ф.И. ______________________

Задание №1. Определите, о каких функциях семьи идет речь в стихотворении:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

Ответ:





Задания №2. Результаты диагностики опроса «представления о счастливой семье» студентов 1 и 4 курса составлено два графика. Анализируя графики, выберите верные суждения о них.

, мы пришли к выводам, что если студентки первого курса больше думают о профессиональном самосовершенствовании и карьере (45,96 %), чем о создании семьи (43,32 %) (см. график 1), то студентки четвертого курса в первую очередь задумываются о создании крепкой семьи (45,96 %), а не о карьерном росте (35,12 %) (см. график 2).


t1648010597aa.png


Студенты первого курса больше думают о профессиональном самосовершенствовании и карьере.

Большая часть опрошенных думают, что создание семьи должно стоять выше повышения по карьерной лестнице.

Студенты четвертого курса ставят перед собой сначала создание крепкой семьи, а уже потом карьеру.

Число студентов, ставящих на первое место карьеру, а не семью – меньше с первого курса.

Большая часть студентов четвертого курса считает, что повышение по карьерной лестнице – основа семейной жизни.


Ответ: ______________



Задание №3. Дополните схему.

Тенденции в развитии современной семьи

t1648010597ac.gift1648010597ac.gift1648010597ac.gift1648010597ac.gift1648010597ac.gif

t1648010597ac.gif

__________________ Разделение институтов семьи и брака


Рост неполных семей ____________________ __________________________


_____________________________




Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.