План урока русского языка с технологической картой «Основные единицы синтаксиса»

1
0
Материал опубликован 20 October 2017 в группе

План лекции учебного занятия

Дата 7.10.17

1 курс, гр. МД 16-1

   

Преподаватель Сюбаева Марина Ильинична

Наименование дисциплины русский язык

Тема урока Основные единицы синтаксиса

Дидактическая цель формирование понятий «словосочетание», «предложение; умение определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; умение выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, систематизация знаний и отработка навыков

Воспитательная цель формирование интереса к русскому языку и будущей профессии; формирование навыков контроля и самоконтроля.

Развивающая цель формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций, умение работать в паре, в коллективе.

Междисциплинарные связи «Русский язык», «Маркшейдерское дело»

Тип урока Урок изучения нового материала

Вид урока комбинированный

Оборудование Ноутбук, экран, проектор, телевизор. Герасименко, Н. А. Русский язык [Текст] : учебник / Н. А. Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева и др. – 5-е изд., испр. – М., 2012.

Методическая цель- показать интерактивную технологию в формировании общих компетенций студентов.

(слайд 1)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация студентов. Эмоциональный настрой на работу.

2. Актуализация знаний студентов

А ) Орфографическая 5-ка

Студенты смотрят видеоролик «Говорим без ошибок» ( тема: «ь- знак после шипящих»).

( слайд 2)

Самостоятельное определение уровня собственных знаний, работа с сигнальными карточками

Плащ..

Отреж...

Горяч..

Строиш...

Из груш..

Назнач...те

Замуж..

Рож...

Сплош..

Делаеш...

Свеж.. Невтерпёж..

Б) Синтаксическая пятиминутка.

Игра «Собери предложение» (студенты составляют предложение из данных слов- профессиональная направленность)

Маркшейдерские работы .... на промышленной площадке при строительстве горных предприятий, тоннелей и метрополитенов.

( слайды 3, 4 )

- Какие разделы науки о языке позволяют восстановить текст?

(Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.)

ПРОБЛЕМА: Почему это выражение не предложение? Докажите!

3. Решение проблемной ситуации.

Итак, определим тему урока: “ Основные единицы синтаксиса ”. Запишем тему урока в тетрадь. (слайд 5)

Цели: (слайд 6) - зачитать

Дидактическая цель _ формирование понятий «словосочетание», «предложение»; умение определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; умение выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, систематизация знаний и отработка навыков

Воспитательная цель __ формирование интереса к русскому языку и будущей профессии; формирование навыков контроля и самоконтроля.

Развивающая цель _ формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций, умение работать в паре, в коллективе.

4. Объяснение нового материала.

Запись на доске терминов:

Фонетика

корень

Синтаксис

Морфология

ПРОБЛЕМА: - Какой термин относится к нашему уроку? Докажите!

( слайд 7)

Один из принципов русской пунктуации называется с и н т а к с и ч е с к и м.

Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – слова, словосочетания и предложения. ( или изучающий строй связной речи и включающий в себя 3 основные части: слово, словосочетание и предложение)

ПРОБЛЕМА: Кто заметил ошибку?

Б) ( слайд 8)

Докажите , что эти названия терминов верные и относятся к синтаксису

Раздать схемы (работа со схемой)

В) ( слайд 9)

Студенты записывают под диктовку со слайда

- Что такое словосочетание? ( Это соединение 2 и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)

- Чем оно отличается от слова?

- По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нём различают главное слово и зависимое. )

Строительство дома (сущ+сущ)

- Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?

По главному и по зависимому словам!!!

(слайд 10)- читают студенты

( слайд 11 -12) Связь какая пропущена?!

4) Связь по главному слову: коллективная работа

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:

ИМЕННЫЕ: гл. слово- имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Например, каменный уголь(гл. сл.- сущ.)

ГЛАГОЛЬНЫЕ: гл. слово- глагол, причастие, деепричастие. Например, смотрит вдаль (гл. сл.- глагол)

НАРЕЧНЫЕ: гл. слово- наречие. Например, вместе с директором (гл. сл.- наречие)

(Слайд 13)-списали

- Назовите виды связи между словами в словосочетаниях.

5) Работа с учебником (самостоятельная работа в парах- составление схемы видов связи по зависимым словам)

- согласование;

- управление;

- примыкание.

С места называют части речи в графу- зависимые слова

(Итоги на слайде 14)

Виды словосочетаний по зависимому слову:

1.Согласование-вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже (завис .сл . -имя прилагательное ,местоимение ,порядковое числительное ,причастие), напр.,безопасное колесо.

2.Управление--вид подчинительной связи ,при котором главное слово требует определенной падежной формы от зависимого слова(завис. сл.- имя существительное и другие слова с предметным значением), напр., шофёр с пассажирами.

3.Примыкание- вид подчинительной связи, при котором зависимость одного слова от другого передается порядком слов и интонацией подчинения( завис. сл.- наречие ,деепричастие ,неопределенная форма глагола ,сравнительная степень прилагательного), напр., быстро ехать.

5. Закрепление изученного материала.

(Слайд 15)

А) выходят по цепочке, записывают примеры и разбирают

Став студентом

Строительство дома

Пойти на объект

Горный инженер

Геометрические измерения

При разведке месторождений

Работать быстрее

Мастер считал (предложение!)

Проблемная ситуация!

Б) Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

(Слайд 16)

- сочетание самостоятельного слова со служебным: около карьера;

- сочетание слов в составе фразеологизмов: висеть на телефоне;

- подлежащее и сказуемое: пришла весна;

- однородные члены предложения: железные и бетонные

6. Рефлексивный

(слайд 17)

- Обобщение полученных знаний (тестирование),

- Работа в парах (взаимопроверка)

( слайд № 18)

- (слайд 19) самооценка (смайлик нарисовать )

7. Подведение итогов

- что узнали?

- чему научились?

- где будем применять?

Выставление оценок

(слайд 20)

Запись дом. задания

1. Выучить конспект в тетради

2. Произвести синтаксический разбор 15 словосочетаний

( используя профессиональную лексику)


 

Технологическая карта урока:

п/п

Структурный элемент

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности студентов

Время

1

Организационный момент

Взаимные приветствия преподавателя и обучающихся ,фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности обучающихся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания ( слайд № 1)


 

Положительный настрой на урок.

2

2

Актуализация знаний студентов

Проверка готовности студентов к работе:

Орфографическая 5-ка

( слайд № 2)


 


 


 


 

Синтаксическая 5-ка

(слайд № 3, 4)

Студент смотрит видеоролик ( орфограмма «Правописание ь-знака после шипящих» 6.36 мин) и “вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний, работа с сигнальными карточками

Игра «Собери предложение» (студенты составляют предложение из данных слов- профессиональная направленность)

10


 


 


 


 


 


 

5

 

Решение проблемной ситуации

Сообщение темы и целей занятия

Направлена на вызов у студентов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

( слайд № 5)

Записывает в тетрадь тему урока.

1

3

Объяснение нового материала

1.Проверка готовности студентов к работе: фронтальный опрос по теории


 

2. Работа с терминологией

Проблемная ситуация (схема - слайд № 6)


 

3.Запись лекционного материала ( слайд № 7)


 


 

4.Краткое изложение теории по теме (идет графическая систематизация материала)

( слайд № 8)


 

5.Работа с учебником

( составление схемы) и защита ( слайд № 9)


 

Студент “вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний.


 

Коллективная работа с терминами. Определение совокупности понятий и их связи.


 

Записывают со слайда понятия по синтаксису. Дополнение схемы с учетом того нового, что мы узнали.


 

Студенты внимательно слушают, дополняют, записывают. Коллективное составление графической схемы на доске


 


 

Студенты работают с учебником, составляют графическую схему-конспект.

Проверка на слайде

3


 


 


 


 

2


 


 


 

5


 


 


 


 

15


 


 


 


 

20

 

Закрепление изученного материала

Выполнение практических заданий на основе изученной информации

А) Работа у доски (по цепочке) ( слайд № 10)


 


 

Б) Проблемная ситуация- что не является словосочетанием

( слайд № 11)


 


 


 

Применение на практике полученной информации. Синтаксический разбор словосочетаний.


 

Находят выход из проблемной ситуации. Восстанавливают информацию: что не является словосочетанием (слайд)


 


 


 

10


 


 


 

5

 

Рефлексивный

Обобщение полученных знаний (тестирование),

Работа в парах (взаимопроверка)

( слайд № 12)

+ самооценка

Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Студенты выполняют тест, взаимопроверка, выставление оценок одногруппнику.


 

Оценка своей деятельности ( смайлик)

20

 

Подведение итогов

Выводы по лекции, выставление оценок, запись домашнего задания ( слайд № 13)

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Запись домашнего задания

5


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации