План занятия «Участие в интеллектуальной видеоигре среди школьных команд "Борису Балтеру — 100 лет"»

1
0
Материал опубликован 31 January 2020 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник»

города Евпатории Республики Крым»

План занятия

Детское объединение: клуб  интеллектуальных игр «Мудрая сова»

Педагог:  Резник Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей категории.

Дата: 27.04.2019                 Время проведения: 13.00

Группа № 1                                  Год обучения: 3

Целевая аудитория (участники занятия): учащиеся д/о 10-13 лет.

Раздел: Участие в соревнованиях различного уровня

Тема: Участие в интеллектуальной видеоигре среди школьных команд «Борису Балтеру – 100 лет».

Тип занятия:  Занятие применения знаний, умений и навыков на практике.

2. Продолжительность занятия – 2 академических часа

3. Реализуемые педагогические технологии: - технология использования в обучении игровых методов; обучение в сотрудничестве (командная работа);

информационно-коммуникационные технологии.

Цель занятия: патриотическое воспитание учащихся путем проведения  интеллектуальной видеоигры, посвященной евпаторийскому писателю и журналисту Борису Балтеру.

Задачи

Обучающие:

- способствовать формированию навыков стратегии и тактики команды в интеллектуальных играх;

- способствовать формированию навыков по психологической устойчивости и совместимости членов команды.

- способствовать формированию навыков по практическому использованию законов создания нового – видеть проблему во взаимосвязи с окружающей реальности,

Развивающие:

- способствовать развитию творческой активности, стремления к самообразованию;

- развивать организаторские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения;

- развивать эрудицию, логику, фантазию;

Воспитательные:

- привить любовь к работе с книгой и другими источниками знаний;

- приобщать подрастающее поколение к истинным культурным ценностям;

-повысить мотивацию к обучению, получению новых знаний;  

- формировать гражданско-нравственную позицию, чувство патриотизма;

- формировать общую культуру личности.

Методы обучения и проведения занятий:  словесные  (объяснение), наглядные, игровые.

Форма работы: коллективная.

Материально-техническое оснащение:

1. Учебно-методическое  оснащение:

- видеофильм и вопросы турнира, разработанные Т. А.Корабленко;  раздаточный материал для игры (ответные карточки, протоколы), портрет Бориса Балтера, призы и грамоты для победителей.

2. Оборудование:

- актовый зал с вместимостью до 16 команд, соответствующий санитарным нормам;

-- стол для жюри и экспертов,

- 96 стульев для детей;

- усиливающая аппаратура (музыкальный центр, микрофоны и радиомикрофоны (4-6 шт.);

- ноутбук;

- видеопроектор, экран;

-трибуна для ведушего.

Ход занятия

  1. Организационная часть: приветствие, проверка состава команд согласно заявок, регистрация команд в протоколе игры.

Объявление темы занятия:

        Кому приходилось в юности, открыв номер журнала и начав читать новую повесть, вдруг сразу, с первых строк, понять, что повествование ведется о твоём незнаменитом провинциальном городе, а ты сам поэтому становишься чуть ли не одним из героев?..

«Я любил наш город. По ночам он задыхался от душного дыхания цветов, а днём зной улиц продувало сквозными ветрами. И днём и ночью он отдавал себя, свои пляжи и парки, свои дома и стёртые плиты тротуаров, своё солнце и тёплую прохладу моря тысячам людей, которые искали в нём короткое и лёгкое пристанище. Я любил его и знал его душу, потому что сам был частью этой души». Это слова из известной и горячо любимой евпаторийцами повести «До свидания, мальчики!» Бориса Балтера.

     Борис Исаакович Балтер (1919-1974) — русский советский писатель, переводчик и сценарист. В школьные годы проживал в Евпатории. Выпускник Литературного института имени М. Горького, во время обучения занимался в семинаре Константина Паустовского, которому посвятил автобиографическую повесть «До свидания, мальчики!». Действие повести, принесшей писателю широкую известность, разворачивается в городе, в котором угадывается Евпатория, где Балтер провел школьные годы. Фильм с одноименным названием вышел на экраны в 1964 году.

Татьяна Анатольевна Корабленко, педагог гимназии имени Ильи Сельвинского, создала для вас интеллектуальную видеоигру «Борису Балтеру – 100 лет», посвященную этому мужественному и замечательно скромному человеку.

В игре принимают участие команды:

…….

II. Основная часть:

  1. Актуализация опорных знаний учащихся:

Прежде чем мы окунемся в мир Балтера, я хочу предоставить слово эксперту нашей игры  - председателю «Комитета по увековечению памяти писателя Бориса Балтера» Якову Владимировичу Фоменко из г. Москва.

2. Правила интеллектуальной видеоигры:

1 Интеллектуальная видеоигра «Борису Балтеру – 100 лет» проходит в формате игры «Что? Где? Когда?»:

1.1. Все команды играют на одни и те же вопросы. Задача команд – дать как можно больше правильных ответов письменно.

1.2. Время обсуждения вопроса – 1 минута.

1.3. Ответ считается неправильным, если:

   - Не раскрывает суть вопроса с достаточной степенью конкретизации.

  -  Форма ответа не соответствует форме вопроса.

  -  Команда дала два и более вариантов ответа.

   - В ответе допущены грубые ошибки (неправильно названы имена,  фамилии, названия, даты, способ действия и т.д.), искажающие или меняющие суть ответа.

2. Ряд вопросов разыгрывается в формате игры «Реалии»:

2.2. Вопрос разгадывается по частям – с пяти попыток. Ведущий зачитывает первый вариант, у команд есть 20 секунд, чтобы обдумать ответ, поднять руку, заполнить ответную карточку и сдать.

2.3.  Если ответ дан правильный, команда получает 5 очков, если нет – лишается права играть на этот вопрос дальше.

2.4. Команда, ответившая со второй попытки, получает 4 очка, с третьей – 3 очка, с четвертой – 2 очка, с пятой -1 очко.

2.5. Можно рисковать и отвечать сразу, а можно дождаться большего количества информации и гарантированно получить одно-другое очко.

2.6. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.

3. Также будут вопросы формата игры «Эрудит-лото»,  где необходимо будет выбрать один из вариантов ответа.

II. Практическая часть – проведение непосредственно интеллектуальной игры.

III. Заключительная часть. Подведение итогов игры, награждение команд.

Подарком для участников игры станет  просмотр фильма «Балтер и Евпатория. Возвращение», созданного Т.А. Корабленко и А.В. Роскошным, педагогами гимназии им. И.Л. Сельвинского.

      Нашу встречу я хочу завершить словами евпаторийского писателя Евгения Никифорова: «Возможно, процесс становления мальчика, превращение его в молодого мужчину он так детально описывает в книге потому, что все ребята проходят через это. Когда, наконец, к ним начинают относиться иначе, взрослые и говорят: ты — ​взрослый, ты должен действовать по-другому, как взрослый. И одновременно мысль, что все впереди, все будет замечательно, все проблемы решатся. Это состояние эйфории и ожидания счастья. Оно, наверное, сопровождает каждого молодого человека. А потом происходит столкновение с реальностью. И Балтер его не описывает, не нагнетает, но в книге оно проходит штрихом. Может, в том и прелесть, что каждый домысливает сам, что происходит в результате этого столкновения». Желаю вам своих открытий в творчестве Бориса Балтера и в жизни!

Приложение:


Видеоигра Борису Балтеру - 100 лет
JPG / 7.13 Мб

/data/files/z1580459641.jpg (Видеоигра Борису Балтеру - 100 лет)

​​​​​​​Турнир знатоков «Борису Балтеру – 100 лет»

        

1.Возьмите украинский национальный овощной суп, преобразуйте его в сосновый русский лес и смешайте с тем, без чего невозможен узбекский плов, и вы получите имя человека, жизнь которого связана с  названными странами, сделавшего известным Евпаторию всему миру.

(Борщ – бор – рис  = Борис)

2.  Этот старый одноэтажный дом с печными трубами, что скромно расположился на улице Краевского 11, подобен многим другим старым домам в Евпатории.  И как многие из них, он тоже хранит свою историю. «Глазастые» прохожие  могут заметить на его фасаде скромную памятную доску, гласящую, что именно в этом доме проживал человек, ставший всемирноизвестным писателем. Назовите имя этого человека.

(Борис Балтер)

3. Родился  Борис Балтер  в одном из древнейших городов мира.

По одному из  преданий   этот город был выстроен по приказу Александра Македонского и назван в честь его возлюбленной красавицы Самар.  По другой версии поселение появилось в память о трагической любви юноши Самара и девушки Канд.

Этот  город был столицей империи Тамерлана, а сегодня это административный центр Узбекистана.

В 1989 году, журнал «Юность» посмертно опубликовал незаконченную повесть Бориса Балтера, которую он назвал именем Этого города.

Назовите этот город и вы…

(Самарканд)

4. Об этом городе Балтер писал: «Я любил наш город. По ночам он задыхался от душного дыхания цветов, а днём зной улиц продувало сквозными ветрами. И днём, и ночью он отдавал себя, свои пляжи и парки, свои дома и стёртые плиты тротуаров, своё солнце и тёплую прохладу моря тысячам людей, которые искали в нём короткое и лёгкое пристанище. Я любил его и знал его душу, потому, что сам был частью этой души». В каком городе Балтер оставил  часть своей души?

(Евпатория)

5. В Евпатории Борис Балтер жил  в 1932-1936 годах. Он  учился в фабрично-заводской образцовой школе №2 имени Постышева.  Как сейчас называется эта школа?

(«Гимназия им.И.Сельвинского»)

6. Согласно «Повести Временных Лет»  Этот город на холмах основали три брата и сестра. И назвали его  именем старшего брата. Николай Гоголь говорил, что редкая птица долетит до  середины его реки. С города этого берёт начало  земля русская.

В этом городе отец Балтера спас семью будущей жены от еврейского погрома,  а сам Борис заканчивал учёбу в военном училище. 

Что это за город?

(Киев)

7. Закончите предложение:

«В фе­в­ра­ле 1942 го­да под Но­во­рже­вом 357-я стрел­ко­вая ди­ви­зия по­па­ла в ок­ру­же­ние. В этой об­ста­нов­ке са­мой боль­шой опас­но­с­ти под­вер­га­лись ком­му­ни­с­ты, вой­ско­вые раз­вед­чи­ки и ев­реи. Я был на­чаль­ни­ком раз­вед­ки ди­ви­зии и ев­ре­ем. Тя­же­ло ра­нен­ный, я всту­пил в_____________________»

(партию)

8.Если вы соедините весенний месяц цветения сирени и  о-о-очень громкий крик человека или животного, то узнаете воинское звание Бориса Балтера 

 (майор)

9. В 1612 году Она была освобождена от поляков, в 1812 сожжена французами, а в 1942   битвой за Неё был развеян миф о непобедимости немецкой армии. От захватчиков Её оборонял и  кадровый офицер Борис Балтер. В Ней находится единственный в стране литературный институт, в котором учился будущий писатель Борис Балтер. Назовите Её.

(Москва)

10.    Название  всемирно известной книге Бориса Балтера дала строчка из посвящённой ему песни Булата Окуджавы о войне. Назовите ее, выбрав один из вариантов:

  • А) «Прощай, любимый город»
  • Б) «До свидания, мальчики!»
  • В) «До свидания, девочки!»

11.    Первоначальное название повести Б.Балтера «До свидания, мальчики!» включало в себя два числа: количество главных героев и объединяющее начало, предлог «из» и нарицательное имя  населённого пункта. Восстановите это название.

( « Трое из одного города»)

12.  Книгу Б.Балтера «До свидания, мальчики!» перевели на 17 языков. Японец и немец, француз и американец, англичанин и болгарин читали о евпаторийских мальчишках и девчонках.

Вспомнив правила словообразования, превратите БАЛТЕРа  в жителя Поморья и вы узнаете в нём представителя коренного населения  этого края, который читал  книгу «До свидания, мальчики!» на своём  родном языке.

(Балтер – суффикс ер  + приставка при + прибалт)

13. По повести  Б.Балтера был снят фильм «До свидания, мальчики!» Съёмки его проходили в Евпатории. Из предложенной подборки найдите кадры из этого фильма. (1,3,5,6)

14. Одни  Это называют игрой, другие – видом спорта. Для одних Это досуг, для других – тяжёлый умственный труд. В Это играют парами и дети и старики. По Этому проводят соревнования и даже чемпионаты мира. Этим увлекался и Б.Балтер. Назовите Это…

 ( Шахматы)

15. К 90-летию со дня рождения писателя детская литературная студия им.Бориса Балтера выпустила очередной номер детского альманаха, посвятив его Балтеру. В своём названии этот  журнал содержит небесное светило и персонажа с лёгкостью превращающегося то в героя мультфильма «Ну, погоди!»,  то в персонажа русской народной сказки про избушку лубяную и ледяную, то в отсвет зеркальца, слепящий  глаза. Как назывался этот журнал?

(«Солнечный зайчик»)

16.  Есть в Евпатории культурный объект, связанный с именем Балтера и героями его книги «До свидания, мальчики!».   Он установлен там, где часто мальчишкой бегал на пляж Балтер, а сегодня так любят гулять жители и гости Евпатории. А однажды здесь побывала даже первая в мире женщина-космонавт. Назовите этот объект и место, где он расположен.

(закладной камень на месте будущего памятника писателю Борису Балтеру, набережная им.В.Терешковой)

17. Найдите на представленных фото - изображение Бориса Балтера  (1,5,6)

18. Если вы внимательно следили за ходом игры, то легко перечислите все городские объекты, хранящие память о писателе Борисе Балтере. Назовите их.

(Дом, где жил; гимназия им.И.Сельвинского, литературная студия им.Б.Балтера,   Закладной камень будущего памятника)


Педагог дополнительного образования                                 Е,А,Резник



Комментарии
Комментариев пока нет.