План занятия «Участие в интеллектуальной видеоигре среди школьных команд "Борису Балтеру — 100 лет"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества «Ровесник»
города Евпатории Республики Крым»
План занятия
Детское объединение: клуб интеллектуальных игр «Мудрая сова»
Педагог: Резник Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей категории.
Дата: 27.04.2019 Время проведения: 13.00
Группа № 1 Год обучения: 3
Целевая аудитория (участники занятия): учащиеся д/о 10-13 лет.
Раздел: Участие в соревнованиях различного уровня
Тема: Участие в интеллектуальной видеоигре среди школьных команд «Борису Балтеру – 100 лет».
Тип занятия: Занятие применения знаний, умений и навыков на практике.
2. Продолжительность занятия – 2 академических часа
3. Реализуемые педагогические технологии: - технология использования в обучении игровых методов; обучение в сотрудничестве (командная работа);
информационно-коммуникационные технологии.
Цель занятия: патриотическое воспитание учащихся путем проведения интеллектуальной видеоигры, посвященной евпаторийскому писателю и журналисту Борису Балтеру.
Задачи
Обучающие:
- способствовать формированию навыков стратегии и тактики команды в интеллектуальных играх;
- способствовать формированию навыков по психологической устойчивости и совместимости членов команды.
- способствовать формированию навыков по практическому использованию законов создания нового – видеть проблему во взаимосвязи с окружающей реальности,
Развивающие:
- способствовать развитию творческой активности, стремления к самообразованию;
- развивать организаторские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения;
- развивать эрудицию, логику, фантазию;
Воспитательные:
- привить любовь к работе с книгой и другими источниками знаний;
- приобщать подрастающее поколение к истинным культурным ценностям;
-повысить мотивацию к обучению, получению новых знаний;
- формировать гражданско-нравственную позицию, чувство патриотизма;
- формировать общую культуру личности.
Методы обучения и проведения занятий: словесные (объяснение), наглядные, игровые.
Форма работы: коллективная.
Материально-техническое оснащение:
1. Учебно-методическое оснащение:
- видеофильм и вопросы турнира, разработанные Т. А.Корабленко; раздаточный материал для игры (ответные карточки, протоколы), портрет Бориса Балтера, призы и грамоты для победителей.
2. Оборудование:
- актовый зал с вместимостью до 16 команд, соответствующий санитарным нормам;
-- стол для жюри и экспертов,
- 96 стульев для детей;
- усиливающая аппаратура (музыкальный центр, микрофоны и радиомикрофоны (4-6 шт.);
- ноутбук;
- видеопроектор, экран;
-трибуна для ведушего.
Ход занятия
- Организационная часть: приветствие, проверка состава команд согласно заявок, регистрация команд в протоколе игры.
Объявление темы занятия:
Кому приходилось в юности, открыв номер журнала и начав читать новую повесть, вдруг сразу, с первых строк, понять, что повествование ведется о твоём незнаменитом провинциальном городе, а ты сам поэтому становишься чуть ли не одним из героев?..
«Я любил наш город. По ночам он задыхался от душного дыхания цветов, а днём зной улиц продувало сквозными ветрами. И днём и ночью он отдавал себя, свои пляжи и парки, свои дома и стёртые плиты тротуаров, своё солнце и тёплую прохладу моря тысячам людей, которые искали в нём короткое и лёгкое пристанище. Я любил его и знал его душу, потому что сам был частью этой души». Это слова из известной и горячо любимой евпаторийцами повести «До свидания, мальчики!» Бориса Балтера.
Борис Исаакович Балтер (1919-1974) — русский советский писатель, переводчик и сценарист. В школьные годы проживал в Евпатории. Выпускник Литературного института имени М. Горького, во время обучения занимался в семинаре Константина Паустовского, которому посвятил автобиографическую повесть «До свидания, мальчики!». Действие повести, принесшей писателю широкую известность, разворачивается в городе, в котором угадывается Евпатория, где Балтер провел школьные годы. Фильм с одноименным названием вышел на экраны в 1964 году.
Татьяна Анатольевна Корабленко, педагог гимназии имени Ильи Сельвинского, создала для вас интеллектуальную видеоигру «Борису Балтеру – 100 лет», посвященную этому мужественному и замечательно скромному человеку.
В игре принимают участие команды:
…….
II. Основная часть:
- Актуализация опорных знаний учащихся:
Прежде чем мы окунемся в мир Балтера, я хочу предоставить слово эксперту нашей игры - председателю «Комитета по увековечению памяти писателя Бориса Балтера» Якову Владимировичу Фоменко из г. Москва.
2. Правила интеллектуальной видеоигры:
1 Интеллектуальная видеоигра «Борису Балтеру – 100 лет» проходит в формате игры «Что? Где? Когда?»:
1.1. Все команды играют на одни и те же вопросы. Задача команд – дать как можно больше правильных ответов письменно.
1.2. Время обсуждения вопроса – 1 минута.
1.3. Ответ считается неправильным, если:
- Не раскрывает суть вопроса с достаточной степенью конкретизации.
- Форма ответа не соответствует форме вопроса.
- Команда дала два и более вариантов ответа.
- В ответе допущены грубые ошибки (неправильно названы имена, фамилии, названия, даты, способ действия и т.д.), искажающие или меняющие суть ответа.
2. Ряд вопросов разыгрывается в формате игры «Реалии»:
2.2. Вопрос разгадывается по частям – с пяти попыток. Ведущий зачитывает первый вариант, у команд есть 20 секунд, чтобы обдумать ответ, поднять руку, заполнить ответную карточку и сдать.
2.3. Если ответ дан правильный, команда получает 5 очков, если нет – лишается права играть на этот вопрос дальше.
2.4. Команда, ответившая со второй попытки, получает 4 очка, с третьей – 3 очка, с четвертой – 2 очка, с пятой -1 очко.
2.5. Можно рисковать и отвечать сразу, а можно дождаться большего количества информации и гарантированно получить одно-другое очко.
2.6. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.
3. Также будут вопросы формата игры «Эрудит-лото», где необходимо будет выбрать один из вариантов ответа.
II. Практическая часть – проведение непосредственно интеллектуальной игры.
III. Заключительная часть. Подведение итогов игры, награждение команд.
Подарком для участников игры станет просмотр фильма «Балтер и Евпатория. Возвращение», созданного Т.А. Корабленко и А.В. Роскошным, педагогами гимназии им. И.Л. Сельвинского.
Нашу встречу я хочу завершить словами евпаторийского писателя Евгения Никифорова: «Возможно, процесс становления мальчика, превращение его в молодого мужчину он так детально описывает в книге потому, что все ребята проходят через это. Когда, наконец, к ним начинают относиться иначе, взрослые и говорят: ты — взрослый, ты должен действовать по-другому, как взрослый. И одновременно мысль, что все впереди, все будет замечательно, все проблемы решатся. Это состояние эйфории и ожидания счастья. Оно, наверное, сопровождает каждого молодого человека. А потом происходит столкновение с реальностью. И Балтер его не описывает, не нагнетает, но в книге оно проходит штрихом. Может, в том и прелесть, что каждый домысливает сам, что происходит в результате этого столкновения». Желаю вам своих открытий в творчестве Бориса Балтера и в жизни!
Приложение:
Видеоигра Борису Балтеру - 100 лет
JPG / 7.13 Мб
/data/files/z1580459641.jpg (Видеоигра Борису Балтеру - 100 лет)
Турнир знатоков «Борису Балтеру – 100 лет»
1.Возьмите украинский национальный овощной суп, преобразуйте его в сосновый русский лес и смешайте с тем, без чего невозможен узбекский плов, и вы получите имя человека, жизнь которого связана с названными странами, сделавшего известным Евпаторию всему миру.
(Борщ – бор – рис = Борис)
2. Этот старый одноэтажный дом с печными трубами, что скромно расположился на улице Краевского 11, подобен многим другим старым домам в Евпатории. И как многие из них, он тоже хранит свою историю. «Глазастые» прохожие могут заметить на его фасаде скромную памятную доску, гласящую, что именно в этом доме проживал человек, ставший всемирноизвестным писателем. Назовите имя этого человека.
(Борис Балтер)
3. Родился Борис Балтер в одном из древнейших городов мира.
По одному из преданий этот город был выстроен по приказу Александра Македонского и назван в честь его возлюбленной красавицы Самар. По другой версии поселение появилось в память о трагической любви юноши Самара и девушки Канд.
Этот город был столицей империи Тамерлана, а сегодня это административный центр Узбекистана.
В 1989 году, журнал «Юность» посмертно опубликовал незаконченную повесть Бориса Балтера, которую он назвал именем Этого города.
Назовите этот город и вы…
(Самарканд)
4. Об этом городе Балтер писал: «Я любил наш город. По ночам он задыхался от душного дыхания цветов, а днём зной улиц продувало сквозными ветрами. И днём, и ночью он отдавал себя, свои пляжи и парки, свои дома и стёртые плиты тротуаров, своё солнце и тёплую прохладу моря тысячам людей, которые искали в нём короткое и лёгкое пристанище. Я любил его и знал его душу, потому, что сам был частью этой души». В каком городе Балтер оставил часть своей души?
(Евпатория)
5. В Евпатории Борис Балтер жил в 1932-1936 годах. Он учился в фабрично-заводской образцовой школе №2 имени Постышева. Как сейчас называется эта школа?
(«Гимназия им.И.Сельвинского»)
6. Согласно «Повести Временных Лет» Этот город на холмах основали три брата и сестра. И назвали его именем старшего брата. Николай Гоголь говорил, что редкая птица долетит до середины его реки. С города этого берёт начало земля русская.
В этом городе отец Балтера спас семью будущей жены от еврейского погрома, а сам Борис заканчивал учёбу в военном училище.
Что это за город?
(Киев)
7. Закончите предложение:
«В феврале 1942 года под Новоржевом 357-я стрелковая дивизия попала в окружение. В этой обстановке самой большой опасности подвергались коммунисты, войсковые разведчики и евреи. Я был начальником разведки дивизии и евреем. Тяжело раненный, я вступил в_____________________»
(партию)
8.Если вы соедините весенний месяц цветения сирени и о-о-очень громкий крик человека или животного, то узнаете воинское звание Бориса Балтера
(майор)
9. В 1612 году Она была освобождена от поляков, в 1812 сожжена французами, а в 1942 битвой за Неё был развеян миф о непобедимости немецкой армии. От захватчиков Её оборонял и кадровый офицер Борис Балтер. В Ней находится единственный в стране литературный институт, в котором учился будущий писатель Борис Балтер. Назовите Её.
(Москва)
10. Название всемирно известной книге Бориса Балтера дала строчка из посвящённой ему песни Булата Окуджавы о войне. Назовите ее, выбрав один из вариантов:
- А) «Прощай, любимый город»
- Б) «До свидания, мальчики!»
- В) «До свидания, девочки!»
11. Первоначальное название повести Б.Балтера «До свидания, мальчики!» включало в себя два числа: количество главных героев и объединяющее начало, предлог «из» и нарицательное имя населённого пункта. Восстановите это название.
( « Трое из одного города»)
12. Книгу Б.Балтера «До свидания, мальчики!» перевели на 17 языков. Японец и немец, француз и американец, англичанин и болгарин читали о евпаторийских мальчишках и девчонках.
Вспомнив правила словообразования, превратите БАЛТЕРа в жителя Поморья и вы узнаете в нём представителя коренного населения этого края, который читал книгу «До свидания, мальчики!» на своём родном языке.
(Балтер – суффикс ер + приставка при + прибалт)
13. По повести Б.Балтера был снят фильм «До свидания, мальчики!» Съёмки его проходили в Евпатории. Из предложенной подборки найдите кадры из этого фильма. (1,3,5,6)
14. Одни Это называют игрой, другие – видом спорта. Для одних Это досуг, для других – тяжёлый умственный труд. В Это играют парами и дети и старики. По Этому проводят соревнования и даже чемпионаты мира. Этим увлекался и Б.Балтер. Назовите Это…
( Шахматы)
15. К 90-летию со дня рождения писателя детская литературная студия им.Бориса Балтера выпустила очередной номер детского альманаха, посвятив его Балтеру. В своём названии этот журнал содержит небесное светило и персонажа с лёгкостью превращающегося то в героя мультфильма «Ну, погоди!», то в персонажа русской народной сказки про избушку лубяную и ледяную, то в отсвет зеркальца, слепящий глаза. Как назывался этот журнал?
(«Солнечный зайчик»)
16. Есть в Евпатории культурный объект, связанный с именем Балтера и героями его книги «До свидания, мальчики!». Он установлен там, где часто мальчишкой бегал на пляж Балтер, а сегодня так любят гулять жители и гости Евпатории. А однажды здесь побывала даже первая в мире женщина-космонавт. Назовите этот объект и место, где он расположен.
(закладной камень на месте будущего памятника писателю Борису Балтеру, набережная им.В.Терешковой)
17. Найдите на представленных фото - изображение Бориса Балтера (1,5,6)
18. Если вы внимательно следили за ходом игры, то легко перечислите все городские объекты, хранящие память о писателе Борисе Балтере. Назовите их.
(Дом, где жил; гимназия им.И.Сельвинского, литературная студия им.Б.Балтера, Закладной камень будущего памятника)
Педагог дополнительного образования Е,А,Резник