Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО
«ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ФГОС ДО»
Выполнил
Тихонова Елена Николаевна
Старший воспитатель
МКДОУ – детский сад «Золотой ключик»
Новосибирск
2020
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов вносит значительные изменения в действующую организационно-педагогическую документацию.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является комплексно-тематический план, план образовательной деятельности на день и конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Единых правил ведения этих документов нет, поэтому они могут быть составлены в любой удобной для педагога форме.
Разработка комплексно-тематического планирования (далее – КТП) образовательной деятельности осуществляется с учетом Образовательной программы ДОО. Предлагаемое в Программе «От рождения до школы» комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонента, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.
Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Предлагаем модель комплексно-тематического планирования образовательной работы в ДОУ.
| Неделя | Целевые ориентиры | Тема | Содержание работы (виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) | Формы работы с детьми | Материалы и оборудование | Варианты итоговых мероприятий |
сентябрь | 1 | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | |
Календарный план содержит взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности с учётом части программы, формируемой участниками образовательных отношений, включая время для
– ННОД (не связанной с одновременным проведением РМ), осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, изобразительной и др.);
– образовательной деятельности, осуществляемой в ходе РМ (во время утреннего приёма детей в ДОУ, прогулки, подготовки к приёмам пищи, дневному сну и т.п.);
– самостоятельной деятельности детей;
– взаимодействия с семьями детей по реализации ООП ДО.
Такой подход к организации образовательного процесса позволяет выстроить тесное и взаимодополняющее взаимодействие всех участников образовательной деятельности: педагогов, специалистов, родителей, представителей социума.
Педагоги выбирают задачи из перспективных планов на неделю и дополняют их актуальными задачами, из не решённых ранее. При этом педагог должен:
– проанализировать содержание программы за предыдущий отрезок времени;
– определить уровень усвоения детьми программы;
– сделать анализ программы на предстоящий отрезок времени;
– сформулировать цели и задачи предполагаемой деятельности;
– продумать задачу для каждого занятия из системы;
– определить пути и средства решения поставленных целей и задач (выбор методов, приёмов, форм);
– составить все части плана так, чтобы образовалось единое целое;
– приступить к реализации плана и осуществить контроль за его выполнением.
На этом этапе у педагогов формируется субъектная позиция в деятельности, которая носит проектировочный характер. Педагоги активно пользуются разработанными материалами, свободно компонуют их в зависимости от поставленных целей и задач с учётом возрастных особенностей дошкольников. А главное – видят результат своей деятельности, которого должны достичь дети, и способствуют этому. Важно подчеркнуть, что результат совместной деятельности детей, а он складывается из результатов каждого ребёнка, способствует формированию основ их социальной и жизненной адаптации.
Предлагаем модель планирования образовательной деятельности (на день) и конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ Б, В).
Примерная структура
ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на день)
Группа______________________________________________
Тема________________________________________________
Цель ________________________________________________
День недели | Режим (Образовательная деятельность в режимных моментах) | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными, художественными школами, общеобразовательными учреждениями). | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Утро: утренняя гимнастика, дежурство, утренний круг, завтрак. | Указываются образов. области, задачи которых реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми | Игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная | На основе педагогической диагностики | Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. [6, п.3.3.4] | Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность [6, п.3.2.5] Консультативная поддержка родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей [6, п.3.2.6] Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [6, п.1.6] Формирование социокультурной среды. Соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [6,п.1.6] |
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность | Игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная. музыкальная | |||||
Подготовка к прогулке. Прогулка. | Игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная, познавательно-исследовательская | На основе педагогической диагностики | Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения [6, п.3.3.2] | |||
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед. | Коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд | | | |||
Подъем, воздушные, водные процедуры, подготовка к полднику/ужину, полдник/ужин | Игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная | | | |||
Непрерывная непосредственно образовательная деятельность[6,п.3.2.9] | | Игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная, музыкальная | ||||
| Дополнительные образовательные услуги (кружки, секции) Вечерний круг | | Игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная, музыкальная | |||
| Прогулка. | | Игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная, познавательно-исследовательская | | Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей [6, п.3.3.4] | |
| Вечер | | | На основе педагогической диагностики | | |
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в __________группе
по теме (указать тему)
Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее – ННОД):
(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)
Приоритетная образовательная область: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие (п. 2.6 ФГОС ДО)
Интеграция с другими образовательными областями: прописываются области и их задачи, которые решались в интеграции с приоритетной образовательной областью [6, п.2.6]
Как учитывается в предметно-пространственной развивающей среде тема ННОД: [6, п. 2.8; 3.3.3; 3.3.5]
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) [6, п. 2.6; 3.2.1; 3.2.5]
Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности [6, п. 2.6; 2.7] | Формы реализации Программы [6, п.2.11.2] | Средства реализации ООП [6, п. 2.11.2] | Образовательные задачи [6, п. 2.6] | Целевые ориентиры [6, п. 4.6] |
| | | | | |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности [6, п. 2.6; 2.7] | Формы реализации Программы [6, п.2.11.2] | Средства реализации ООП [6, п. 2.11.2] | Образовательные задачи [6, п. 2.6] | Целевые ориентиры [6, п. 4.6] |
| | | | | |
Заключительная часть (рефлексивный этап) (п. 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)
Содержание ННОД | Образовательная область, вид деятельности [6, п. 2.6; 2.7] | Формы реализации Программы [6, п. 2.11.2] | Средства реализации ООП [6, п. 2.11.2] | Образовательные задачи [6, п. 2.6] | Целевые ориентиры [6, п. 4.6] |
| | | | | |