Планирование по экологическому образованию дошкольников 6–7 лет
Пояснительная записка к планированию по экологическому образованию дошкольников 6-7 лет
Составитель: Ванюкова Светлана Леонидовна,
Воспитатель «Финно-угорский детский сад
комбинированного вида № 20 «Лумикелло»,
г. Петрозаводск
Данное планирование разработано для детей 6-7 лет на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Основной образовательной программы детского сада, примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2016 г.). Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основными задачами экологического воспитания детей подготовительной к школе группы являются:
- Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях.
- Конкретизировать представления детей об условиях жизни и способах размножения комнатных растений.
- Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
- Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних и диких животных, особенностях их приспособления к окружающей среде.
- Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, насекомых.
- Учить обобщать и систематизировать представления о временах года, о различных явлениях природы.
- Формировать представления о переходе веществ из твердого состоянияв жидкое и наоборот.
- Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
- Объяснить, что в природе все взаимосвязано.
- Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле вомногом зависит от окружающей среды.
- Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Экологическое воспитание и развитие детей седьмого года жизни в соответствии с данным планированием реализуется в различных видах деятельности, таких как, игровая, речевая, продуктивная и исследовательская.
Игровая деятельность подразумевает: дидактические игры, игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, инсценировки, театрализации, решение игровых проблемных ситуаций, творческие игры, музыкальные игры, образовательные ситуации.
Речевая деятельность осуществляется через составление экологических рассказов по картинкам, по опорным словам, с опорой на личный опыт, заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о природе и явлениях, чтение и заучивание стихотворений, самостоятельное составление описательных загадок о природе, чтение и пересказ сказок, рассказов экологического содержания, различные речевые игры.
Полученные знания детей по экологии будут, лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности. В данном планировании приведено следующее содержание видов занятий продуктивной деятельности: аппликации из бумаги и природных материалов, рисование с помощью традиционных и нетрадиционных техник, поделки из природных материалов, конструирование из бумаги, создание стенгазеты по экологической тематике, лепка из пластилина и соленого теста, различные коллективные работы: панно, коллажи, плакаты, макеты, и изготовление объектов для их оформления, изготовление книжек-малышек, карточек-схем о влиянии людей на планету, игры домино экологического содержания.
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка, тем успешнее реализуются его способности». Это тезис находит подтверждение в данном календарно-тематическом планировании посредством исследовательской деятельности. В планировании преобладают активные формы деятельности: практическая работа, экскурсии, наблюдения, опыты и эксперименты, поиск и сбор материала для создания совместных альбомов.
Педагог, реализуя планирование, решает следующие задачи:
- повышает уровень экологических представлений дошкольников;
- дети будут активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных;
- у дошкольников формируются практические навыки экспериментальной деятельности с объектами природы;
- дети приобретут навыки бережного, созидательного отношения к природе и результатам труда взрослых.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Реализация экологического образования в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности
Месяц | Неделя | Тема недели | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Продуктивная деятельность | Познавательно-исследовательская деятельность |
Сентябрь | 1 | До свидания, лето | Подвижная игра «Земля, вода и воздух» | Обсуждение и заучивание пословиц и поговорок про лето | Аппликация из природных материалов «Летние деньки» | Экспериментирование с объектами неживой природы (воздух) |
2 | Безопасная улица | Игра-драматизация «Один день в деревне» | Составление рассказа «Чистый город» | Конструирование из бумаги «Озеленим родной город» | Исследовательская деятельность «Деревья около детского сада» или посадка деревьев, кустарников на территории детского сада, прилегающей территории | |
3 | Здравствуй, детский сад | Инсценировка по мотивам сказки «Куда делась вода после дождика» А. Дитрих | Чтение стихотворения В. Орлова «Живой букварь» | Рисование «Украсим территорию детского сада растениями» | Исследовательская деятельность «Где живут капли воды в детском саду» | |
4 | Дары осени | Подвижные игры «Хитрые грибы», «Огород» | Составление описательных рассказов об осенних дарах | Поделки из природных материалов по замыслу детей | Рассматривание и сравнение овощей и фруктов. | |
Октябрь | 1 | Осенние явления природы | Дидактические игры «Времена года» «Чудесный мешочек» | Составление описательных загадок о явлениях природы осенью | Коллективная работа. Коллаж «Осенний пейзаж» | Пересадка садовых растений в цветочные горшки. «Продлим растению жизнь» |
2 | Откуда хлеб пришел | Сюжетно-ролевая игра «Пекарня», «Комбайнеры» | Заучивание стихотворения С. Погореловского «Вот он, хлебушек, душистый!» | Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий для игровой деятельности. Приготовление печенья из песочного теста | Исследовательская деятельность (Опыты) «Проростки пшеницы» | |
3 | Периоды осени | Игра-КВН «Осенние сюрпризы» | Составление рассказов о периодах осени | Рисование «Путешествие в осенний лес» | Сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации об осени) для создания альбомов «Осень разная бывает…» | |
4 | Земля – наш дом родной | Дидактическая игра «Экологическая пирамида» | Разучивание стихотворения Я. Акима «Планета Земля» | Рисование «Природоохранные знаки» | Исследовательская деятельность «Что необходимо для жизни на Земле» | |
Ноябрь | 1 | Моя страна – Россия | Подвижные игры разных народов | Чтение и пересказ сказки «Теплый хлеб» | Конструирование из бумаги «Мой любимый питомец»» | Составление совместного альбома «Домашние животные» |
2 | Моя Карелия | Образовательная ситуация «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» | Обсуждение карельских пословиц, поговорок о природе. Загадывание карельских загадок о природе. | Аппликация-коллаж «Моя Карелия» | Изготовление самодельной Красной книги Карелии | |
3 | Петрозаводск | Дидактическая игра «Экологический марафон» | Составление описательных рассказов о растительном мире Карелии | Коллективная работа. Составление макета (объемная лепка) «В карельском лесу» | Экспериментирование с объектами неживой природы | |
4 | Перелетные птицы | Подвижная игра «Стайка» Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию» | Речевая игра «В мире птиц» Рассказывание о птицах по мнемотаблице | Рисование «Перелетные птицы» | Исследовательская деятельность «Загрязнение природы и птицы» (опыты) | |
Декабрь | 1 | Явления природы зимой | Театрализованная игра «Хлопья снежные кружат» | Словесная игра «Зимние слова» | Аппликация из нетрадиционного материала шерстяные нитки, соль «Падающий снег» | Наблюдение «Такой пушистый снег» Экспериментирование со снегом |
2 | Свойства металлов | Магнитный театр «Зимовье зверей» | Чтение стихотворения С. Михалкова «Мусорная фантазия» | Изготовление совместной стенгазеты «Сохраним природу!» | Исследовательская деятельность «Металл и проблемы окружающей среды» (опыты с металлами) | |
3 | Новогодние праздники | Дидактическая игра «Экологическая карусель» | Рассказ произведения А. Сожан «Сказка о ёлочке, которую не срубили» | Поделка из подручных материалов «Сделаем елочку своими руками» | Исследование-наблюдение за елью, сосной на территории детского сада, посадка семян сосны в группе. | |
4 | Новогодние праздники | Игра-ситуация «Еловая летопись» | Речевая игра «Наряжаем елку» | Изготовление украшений на елку из вторсырья | Исследование на прогулке «Зимние приметы» | |
Январь | | | | | | |
2 | Зимние развлечения | Игра-КВН «Нужна ли нам зима?» | Составление загадок о зимних развлечениях | Изготовления совместного макета «Веселая зима» | Создание совместного альбома из собственных фотографий детей «Зимние забавы» | |
3 | Зимующие птицы | Подвижная игра «Ястреб и птицы» Дидактическая игра «Пищевые цепочки» | Обсуждение пословиц и поговорок о птицах | «Птичья галерея» рисование и лепка птиц | Наблюдение за птицами, обустройство кормушки, заготовка корма для птиц | |
4 | Мир вокруг нас (три состояния воды) | Дидактическая игра «Вечная слава воде» | Чтение стихотворения С. Погореловского «Родник иссяк, ручей ослаб» | Изготовление панно «Водоем», изготовление знаков «Правила поведения на воде» | Экспериментирование с водой «Удивительные приключения капельки» | |
Февраль | 1 | Транспорт | Сюжетно-ролевая игра «Экологи в городе» | Рассказ стихотворения В. Иришина «Прогулка по городу» | Фантазийное рисование «Экотранспорт» | Наблюдение за транспортом в городе, создание папки «Экология транспорта» |
2 | Военные профессии | Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант» | Пересказ экологической сказки Н.А. Рыжовой «Волшебница вода» | Рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают» | Экспериментирование со светом и тенью | |
3 | Защитники Отечества | Решение игровых проблемных ситуаций «Что бы вы сделали, если бы увидели» | Пересказ рассказа В. Бианки «Лесная газета» | Рисование «Какую пользу я принёс планете?» | Сбор материала, создание книг самоделок «Защитники природы» | |
4 | Предметный мир (Эволюция) | Дидактическая игра «Кто кем был раньше» | Рассказ по картине «Белая медведица с медвежатами» (описательный рассказ того, что изображено, что предшествовало моменту, что могло быть после) | Изготовление коллажа «Как растет живое» | Поиск информации и составление совместного альбома «Этапы развития живых организмов» | |
Март | 1 | Мамин день | Дидактическая игра «Польза-вред» | Чтение и пересказ рассказа Ю. Коваля «Заячьи тропы» | Лепка из соленого теста и раскрашивание «Цветы для мамы рвать не буду, я их лучше смастерю» | Пересадка комнатных растений, составление паспорта комнатных цветов |
2 | Профессии | Инсценировка экологической сказки «Уроки Айболита» | Заучивание стихотворения С. Маршака «Ледоход» | Изготовление карточек-схем для занятий «Влияние людей на природу» | Исследовательская деятельность «Влияние профессий людей на природу» | |
3 | Народная культура Карелии | Игра по станциям «Край родной люби и знай» | Составление рассказа «Лес в беде» | Рисование «Береги природу родного края» | Исследовательская деятельность «Кора от разных деревьев» | |
4 | Домашние животные | Музыкальная игра «Угадай животное» | Чтение и обсуждение информации энциклопедии «Мир домашних животных» | Изготовление объектов и животных для создания макета «Домашние животные» | Исследовательская деятельность «Сравнение домашних и диких животных» | |
Апрель | 1 | Весна | Дидактическая игра «Загадки цветов» | Разучивание стихотворения Ф.Троицкий «От чего зацвел цветок?» | Изготовление панно «Оживление природы» | Посадка ноготков, астр для последующего озеленения участка |
2 | День космонавтики | Образовательная ситуация «Планета Земля в опасности!» | Обсуждение мультфильма «Загрязнение космоса» | Изготовление книжек – малышек про планету солнечной системы на тему «Сказка про планету…» | Исследовательская деятельность «Космические» опыты» | |
3 | Предметный мир (ткани) | Обыгрывание ситуаций «Лес просит помощи» | Речевая игра «Придумай рифму» | Изготовление карточек для игры «Экологическое домино» | Исследовательская деятельность по получению природного красителя «Красим ткани природными красками» | |
4 | Животные и птицы весной | Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» | Чтение и обсуждение Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», | Коллективная аппликация «Первые гости» | Исследование на прогулке – повадки птиц (сходство и различия повадок воробья, вороны, голубя, сороки, синицы и др.) | |
Май | 1 | День Победы | Театрализация сказки «Иван-да-Марья» | Составление экологической сказки «Приключения в лесу» | Поделки с использованием природного материала (плодов растений) «Лесовичок» | Исследование «Что спряталось внутри плода» |
2 | Насекомые | Дидактическая игра «Шестиногие малыши» | Чтение и обсуждение рассказов В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?» | Изготовление моделей насекомых | Исследовательская деятельность «Полезные подземные жители – дождевые черви» или «Что будет если исчезнут насекомые» | |
3 | До свидания, детский сад! | Игровая ситуация «Вышли дети в сад зеленый» | Словесная игра «Я природе помогу» | Составление фотогазеты «Я и природа» | Исследовательская деятельность «Что нас окружает» | |
4 | Здравствуй, школа! | Образовательная ситуация «Земля – живая планета» | Составление рассказов «Жалобная книга природы» | Изготовление плаката «Мир, в котором я живу» | Целевая прогулка по территории детского сада: «Растет ли у нас саксаул?» |
Список использованной литературы
Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя группа) / Н.В. Алешина – М.: Перспектива, 2008. - 128 с.
Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников// Дошкольная педагогика. – 2007.– № 1.–С. 10–12.
Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
Казаручик, Г.И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 19-24.
Кобзева, Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке: подготовительная группа / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Д.С. Александрова. - М: Издательство «Учитель», 2015. – 329 с.
Коломина, Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий / Н.В. Коломина. – М.: Сфера, 2010. – 144 с.
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. (6-7 лет). Подготовительная к школе группа / Т.С. Комарова. –М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 112 с.
Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2011. – 208 с.
Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О.В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
Николаева, С.Н. Парциальная программа система работы «Юный эколог» в подготовительной к школе группе детского сада (6-7 лет). ФГОС / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 208 с.
Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева – М.: Мозайка-синтез, 2013. – 120 с.
Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова–М.: ГНОМ и Д, 2009. – 100 с.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368 с.
Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.
Рыжова, Н.А. Не просто сказки / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2012. - 102 с.
Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа: для занятий с детьми 6-7 лет / О.А. Соломенникова. - Москва: Мозаика-синтез, 2017. – 104 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
Шорыгина, Т.А. Зеленые сказки / Т.А. Шорыгина. – М.: Книголюб, 2011. - 44 с.
Яриго, Л.А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 4. - С. 32-37.
Используемые интернет-источники: