Планирование по экологическому образованию дошкольников 4-5 лет
Пояснительная записка к планированию по экологическому образованию дошкольников 4-5 лет
Составитель: Ванюкова Светлана Леонидовна,
Воспитатель «Финно-угорский детский сад
комбинированного вида № 20 «Лумикелло»,
г. Петрозаводск
Данное планирование разработано для детей 4-7 лет на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Основной образовательной программы детского сада, примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2016 г.). Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основными задачами экологического воспитания детей средней группы являются:
- Расширять представления детей о природе.
- Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся, рыб, птиц. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
- Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
- Расширять представления о фруктах, овощах и ягодах, грибах, деревьях.
- Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, знакомить со способами ухода за ними.
- В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
- Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.
- Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
- Учить детей замечать изменения в природе.
- Рассказывать об охране растений и животных.
- Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Педагог, реализуя планирование, решает следующие задачи:
- повышает уровень экологических представлений дошкольников;
- дети будут активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных;
- у дошкольников формируются практические навыки экспериментальной деятельности с объектами природы;
- дети приобретут навыки бережного, созидательного отношения к природе и результатам труда взрослых.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Реализация экологического образования в средней группе общеразвивающей направленности
Месяц | Неделя | Тема недели | Игровая деятельность | Речевая деятельность | Продуктивная деятельность | Познавательно-исследовательская деятельность |
Сентябрь | 1 | Как я провел лето | Музыкальная игра «Солнышко и дождик», игра-импровизация «Веселая прогулка в лес» (о соблюдении правил поведения в природе), подвижная игра «Журавль и лягушки» | Составление рассказов фантазий о лете, чтение рассказа К. Ушинского «В лесу летом». | Рисование иллюстраций в тематический альбом «Летние впечатления» | Создание альбома «Летние впечатления» (рисунки, фото, плоскостные поделки, коллажи) |
2 | Безопасная улица | Игра-драматизация «Пешеходы и улица», дидактическая игра «Озеленим улицу» | Чтение и обсуждение рассказа Б. Житкова «Что я видел» | Конструирование из бумаги, составление макета «Безопасная дорога» (автомобили, дома, зеленые насаждения) | Исследовательская деятельность «Знакомство с улицей» (обсуждение макета «Безопасная дорога», экскурсия к проезжей части, актуализация имеющихся правил поведения на дороге, влияние деятельности автомобилей на экологию города) | |
3 | Мой любимый детский сад | Дидактические игры «Экологический светофор», «Найди такой же цветок» | Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия», беседа «Мусор Земле не к лицу» | Аппликация «Мы хотим, чтобы от народа не страдала природа» (карточки правила поведения в природе) | Исследовательская деятельность «Цветы на нашем участке», сбор материала для составления гербария «Цветы нашего края» | |
4 | Дары осени | Сюжетно-ролевая игра «В лес по ягоды, грибы», подвижная игра «Грибник и грибы», дидактические игры «Что в корзинку мы берем», «Вершки и корешки», игра-сказка «Фрукты и овощи» | Составление описательных загадок об осенних дарах. Пальчиковая гимнастика «За грибами» | Лепка «Что поспело осенью?» | Исследовательская деятельность «Почему завял цветок», «Изменение вкуса ягод при замораживании» | |
Октябрь | 1 | Явления природы осенью | Дидактические игры «Четвертый лишний» (признаки осени), «Живая-неживая», «Чьи семена» | Заучивание стихотворения В. Берестова «Первый листопад», пальчиковая гимнастика «Осенний букет» | Рисование нетрадиционными техниками «Осенние листья» | Экспериментирование: опыты «Воздух», «Летающие семена» |
2 | Труд взрослых осенью | Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке», сюжетно-ролевая игра «Поход в булочную» | «В какой сказке живет хлеб» (вспомнить с детьми сказки, в которых упоминается хлеб, прочитать отрывки из произведений) | Аппликация из природных материалов «Мельница» | Исследовательская деятельность «Что нам осень принесла» (сбор семян, плодов растений, природного материала для подкормки птиц зимой, использования при изготовлении поделок) | |
3 | Периоды осени | Дидактическая игра «Узнай по описанию», инсценировка сказки А. Сутеева «Яблоко» | Рассказывание сказки «Репка», пальчиковая игра «Ветер северный подул», заучивание песни Е. Железновой «Дождик, дождик кап-кап-кап» | Рисование мелками «Периоды осени» | Создание фотогазеты «Осень золотая» (с использованием семейных фотографий на осенних прогулках) Познавательно-исследовательская деятельность «Морозко» (сезонные изменения воды в природе) | |
4 | Мы растем здоровыми! | Дидактическая игра с панно «Что полезно для здоровья», сюжетно-ролевая игра «Экологическое кафе «Медуница», игровая ситуация «Приходит мальчик с грязными руками» | Отгадывание загадок про спорт, здоровый образ жизни, здоровье; дидактическая игра «Угадай-ка» (по иллюстрациям Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева) – учить детей соотносить содержание потешек с иллюстрациями, закрепить представления детей о связи рисунка в книге с текстом, с объяснением ответа. | Аппликации «Витаминный компот», «Витаминки для зверушек» | Сбор информации и изготовление плаката «Что полезно и что вредно для здоровья»; акция «Чистая улица, чистый двор» - очистка территории детского сада от мусора | |
Ноябрь | 1 | Наша Родина | Дидактическая игра «Кто где живет» (на карте России), строительная игра с использованием конструктора «Зоопарк» | Чтение рассказа «Прогулка в лес» Т. Шорыгина, В. Степанова «Животные наших лесов». | Конструирование из бумаги с последующим раскрашиванием «Хвойный лес» | Исследовательская деятельность: сравнение ели и сосны (шишек, веток, коры деревьев, запаха) |
2 | Мой край | Дидактические игры «Узнай животное по голосу», «Птичий разговор», игра-путешествие «Прогулка по лесу» (решение проблемных ситуаций, связанных с экологией леса), | Заучивание стихотворения П. Н. Воронько «Лучше нет родного края» | Рисование восковыми мелками и акварелью «Мой родной край» | Изготовление газеты «Берегите природу» | |
3 | Моя семья | Настольная игра «Времена года», подвижная игра «Раз! Два! Три! Беги!» (цветы, растения) | Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы и рассказывание о влиянии явлений на растительный и животный мир | Коллективная творческая работа «Наши любимые питомцы» | Экспериментирование с объектами неживой природы | |
4 | Животные готовятся к зиме | Игры-имитации «Белка», «Заяц», «Медведь» и т.д., дидактическая игра «Кто где зимует», подвижная игра «Зайцы и волк» | Речевая игра «Узнай птицу по описанию» Рассказывание о птицах по мнемотаблице | Пластилинография «Перелетные птицы» | Познавательно-исследовательская деятельность «Схема превращения» | |
Декабрь | 1 | Зимушка-зима | Театрализованная игра «Путешествие в сказочный лес» (природа и животные готовятся к зиме) | Словесная игра «Хорошо и плохо» (зимние явления природы) | Рисование методом выдувания из трубочек «Зимнее дерево» | Познавательно-исследовательская деятельность «Нагревание-охлаждение», опыты со снегом |
2 | Одежда зимой | Игра-развлечение «Если в лес пришел гулять» | Речевое упражнение «Назови снег необыкновенно» | Конструирование «На лесной опушке» | Сравнительное наблюдение хвойных деревьев на участке | |
3 | Новый год к нам мчится! | Музыкальная игра с движениями - танец «Снежинки» музыка Т. Ломовой, игры-забавы «Цветные бусы на елочку», «Цветные брызги» | Чтение сказки «Четыре желания» К. Ушинский, речевая игра «Зимой и летом одним цветом» | Поделка из макарон «Экоелочка» | Исследовательское занятие «Измерение глубины снега в разных местах» | |
4 | Новогодние праздники | Разыгрывание чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?» | Речевая игра «Цепочка» (объект-свойство) | Изготовление украшений на елку из подручных материалов | Исследование-наблюдение на прогулке «Какие они снежинки?» | |
Январь | | | | | | |
2 | Зимние забавы | Подвижные игры – забавы: «Снежки», «Снеговик», «Снежинки и ветер», «Берегись – заморожу» | Заучивание стихотворения М. Познанской «Снег идет», беседа по сказке «Почему зимой не бывает дождика, а все снег да снег?» | Изготовление совместного панно «Зимние развлечения» | Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой», украшение кормушек | |
3 | Зимующие птицы | Дидактическая игра «Что надо для гнезда», | Речевое упражнение: «Скажем птицам добрые слова» | Коллективная аппликация «Снегири на рябине» | Экспериментальная деятельность «Почему нужны кормушки», наблюдения за повадками птиц, экологическая акция «Покормим птиц зимой», украсить дерево угощением для птиц | |
4 | Основы безопасной жизнедеятельности | Драматизация сказки «Заюшкина избушка», дидактическая игра «Кто что ест» | Речевая игра «Был. Есть. Будет» | Коллаж «Лесной дом» (пластилиновая живопись с использованием природного материала) | Сбор информации и создание «Жалобной книги природы» | |
Февраль | 1 | Транспорт | Разыгрывание сказки «Зачем зимой снег?» | Рассказ-объяснение «Чтобы вы сделали, если бы увидели…» (разрешение проблемных ситуаций) | Рисование «Снегопад» (ватные палочки, тычок, гуашь) | Исследовательская деятельность «Озеро в опасности» (значение воды для человека, опыты с водой, влияние экологической обстановки на состояние водоемов) |
2 | Профессии | Дидактическая игра «Экологический диск» (человек часть природы, основные свойства живого). | Рассказывание о профессиях человека, помогающим природе (дворник – убирает мусор, пожарный – тушит лес при пожаре, лесник – следит за лесом…) | Аппликация с использованием стружек от цветных карандашей «Узоры на окне» | Исследование-наблюдение «Кому зимой снег нужен», постройка снежных домов для зверят-игрушек | |
3 | День защитника Отечества | Подвижная игра «Воробьи зимой» | Рассказывание сказки «Лесные картинки» И. Соколов – Микитов | Дорисовывание сюжетных картинок-раскрасок «Чем природе помогу» | Исследовательская деятельность: наблюдение «Почему весна близко», опыты со льдом и снегом | |
4 | Предметный мир (Пластмасса, стекло) | Дидактические игры «Природа и человек», «Из чего что сделано» | Обсуждение проблемных ситуаций «Загрязнение природы» (по сюжетным картинкам) | Лепка из соленого теста «Предметы, помогающие людям ухаживать за растениями» | Познавательно-исследовательская деятельность «Выпаривание соли» | |
Март | 1 | Мамин день | Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин» | Заучивание загадок о весне, обсуждение весенних примет | Украшение веток с использованием ватных дисков «Цветок для мамы» | Познавательно-исследовательская деятельность «Испарение», «Конденсация» |
2 | Предметный мир. Мебель | Музыкально – дидактическая игра «Приходи Весна – Красна», | Составление фантазийного рассказа «Вдруг мы увидели медведя…» | Изготовление панно «Для кого дерево дом» | Экспериментальная деятельность «Свойства дерева», наблюдение в природе за деревьями, влияние загрязняющих факторов на растения | |
3 | Домашние животные | Подвижные игры «Лохматый пёс», «Бобик и воробушки» | Беседа «Умеешь ли ты общаться с животными» по рассказу А. Дмитриева «Бездомная кошка» | Рисование «Мой домашний питомец» | Подбор фотографий, рисунков для создания стенгазеты «Наши четвероногие друзья» | |
4 | Весна в лесу | Экологическое кафе «Медуница», подвижная игра «Через ручеек» | Разучивание стихотворения Л. Модзалевского «Появление весны» | Рисование «И подснежник маленький вырос на проталинке» (примакивание, гуашь) | Исследовательская деятельность «Как лес может одевать, кормить, согревать, лечить?» (используя сюжетные картинки). | |
5 | Народная культура | Дидактическая игра «Когда это бывает», игровое упражнение «Появилось солнце яркое» | Речевые игры «Скажи по другому», «Продолжи цепочку слов», рассказывание экологической сказки «Вода-путешественница» | Изготовление поделок из салфеток методом скручивания «Дерево» | Наблюдение за первоцветами на участке детского сада, зарисовывание и изготовление книжек-малышек «Первоцветы» | |
Апрель | 1 | Я в мире человек | Дидактическая игра «Что было бы если исчезли леса», игра – воображение «Мы идём в лес». | Заучивание наизусть стихотворения Н. Матвеевой «Я с утра в лесу гуляю…» | Игра – макетирование «Построй и засели лес» | Исследовательская деятельность «Чем похожи и чем отличаются лес и парк?» |
2 | День космонавтики | Дидактическая игра «Здесь готов и стол и дом» на основе использования дидактического пособия Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы», игра-викторина «Планета Земля» | Разучивание хороводной игры «Травушка - муравушка», чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Звуки весны» | Лепка из солёного теста «Травка, кустик, деревце – все они растеньица» (с последующим раскрашиванием и составление панно). | Исследовательская деятельность: наблюдение за распускающимися ветками березы и тополя в уголке природы | |
3 | Обитатели водоемов | Подвижная игра «Караси и щука» | Речевая игра «Подбери похожее слово», заучивание стихотворения В. Пахомова «Рыбка плавает в воде» | Коллективная работа объемное конструирование «Камыши и лебеди в пруду» | Исследовательская деятельность «Берегите водоемы» (опыты с водой) | |
4 | Комнатные растения | Музыкальная игра «Огородная-хороводная», дидактическая игра «Назови комнатный цветок», игровая ситуация «Степашка пришел с красивым цветком». | Заучивание стихотворения Е. Серовой «Зеленая страна» | Рисование гуашью «Цветы на подоконнике» | Экспериментирование «Огород на окне», опыты с комнатными цветами (растение дышит, растению нужен свет, растение нуждается в воде) | |
Май | 1 | Животные и птицы весной | Подвижная игра «Белки в лесу», дидактические игры «Сложи животное», «Кто чем питается», «Что я за зверь» | Составление рассказа «За что я люблю лес?» | Аппликация «Скворечник для прилетевших друзей» | Рассматривание иллюстраций птичьих гнезд, наблюдение на прогулке «Птичьи домики», совместно со взрослыми развешивание скворечников |
2 | День победы | Игра-инсценировка «Я еду в деревне и беру с собой…», психологический этюд «Представь себя одуванчиком» | Составление рассказа при помощи взрослого «Салат из разных сказок» | Изготовление украшений для участка «Цветущий пень» | Исследовательская деятельность на участках детского сада «Природная аптека на службе человека» | |
3 | Насекомые | Подвижная игра «Жуки», игра – предположение «Могут ли жить насекомые под большим камнем?», игра – инсценировка сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха». | Игровая ситуация «Степашка просит ребят рассказать, каких насекомых они видели на прогулке (с использованием загадок и иллюстраций) | Рисование по мокрому «Бабочки-красавицы» | Исследовательская деятельность «Какие насекомые нас окружают», работа по схеме «Признаки насекомых» |
Список использованной литературы
Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя группа) / Н.В. Алешина – М.: Перспектива, 2008. - 128 с.
Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников// Дошкольная педагогика. – 2007.– № 1.–С. 10–12.
Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет / О.А. Воронкевич. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 16 с.
Казаручик, Г.И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 19-24.
Кобзева, Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке: средняя группа / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Д.С. Александрова. - М: Издательство «Учитель», 2015. – 330 с.
Коломина, Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий / Н.В. Коломина. – М.: Сфера, 2010. – 144 с.
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 104 с.
Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2015. – 144 с.
Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О.В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
Николаева, С.Н. Парциальная программа система работы «Юный эколог» в средней группе детского сада (4-5 лет). ФГОС / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 192 с.
Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева – М.: Мозайка-синтез, 2013. – 120 с.
Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова–М.: ГНОМ и Д, 2009. – 100 с.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368 с.
Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.
Рыжова, Н.А. Не просто сказки / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2012. - 102 с.
Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа: для занятий с детьми 4-5 лет / О.А. Соломенникова. - Москва: Мозаика-синтез, 2017. – 96 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
Шорыгина, Т.А. Зеленые сказки / Т.А. Шорыгина. – М.: Книголюб, 2011. - 44 с.
Используемые интернет-источники:
http://vospitateljam.ru