Планирование работы учителя-логопеда по лексической теме «Семья»

3
0
Материал опубликован 19 October 2021

 



Недельное планирование по лексической теме «Моя семья. Я в мире человек» (2-ая младшая группа)

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать общие речевые навыки, формирование способности к диалогу, формирование навыков связного высказывания;

- развивать речемыслительную деятельность;

- развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

- развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.


Словарь по теме (активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений.): семья, члены семьи. родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра.

Коррекция лексико-грамматического строя речи

Примечание (оборудование):

Понедельник:

Стихотворение - на каждый день недели (воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки):

- Я люблю свою семью

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю

И щенка, и кошку Мусю!

Всех, кого я так люблю-

Имеют право на семью.

Пальчиковая гимнастика (переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, воздействие на умственное развитие ребенка. формирование правильного звукопроизношения, через одновременное движение пальцами, развитие подражательности): «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Это вся моя семья.

- загибать пальцы по одному


Дыхание: «Цветочек для мамы» - Учитель-логопед предлагает детям насладиться ароматом чудесного цветка, который папа подарил маме: сделать глубокий вдох через нос и выдох через рот (2-3 раза) на вертушку.

Артикуляционная гимнастика:

Папа, мамочка и я – вместе дружная семья.

Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, показать зубы)

Папа удивляется, мама удивляется, удивляюсь я (поднять брови, губы вытянуть вперёд)

Папочка ругается, мамочка ругается (нахмурить брови, погрозить указательным пальцем, поджать губы)

Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).

Мимические упражнения: «Настроение» - (учить детей понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки; как настроение может влиять на поведение) - Логопед: Ребята! Настроение - какое оно бывает?

Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

- изобразить добродушную маму;

- строгого дедушку;

- рассердившегося папу;

- провинившегося ребенка

- - изобразить непослушного и капризного ребенка;

- жадную сестренку;

- добрую бабушку.

Координация слова с движением (развитие обей моторики; обогащение словаря, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения и интонационной выразительности речи, обучение детей элементам пантомимы, налаживание положительных эмоциональных контактов между детьми в группе): «Три медведя шли домой» -

Три медведя шли домой

Папа был большой – большой

Мама чуть поменьше ростом

А малыш малютка просто

Очень маленький он был,

С погремушками ходил

Дзынь – дзынь – дзынь

С погремушками ходил.

- А где живет каждая семья?

- имитируют ходьбу на месте

- тянут руки вверх

- наклоняются

- приседают


- изображают игру погремушками



- отвечают -дом, квартира

Фонематическое восприятие: «Коробочка гремит» - учить дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые по звучанию и по виду шумовые коробочки с разным наполнением: по одной чайной ложке манки, гречи, гороха. Предложить детям потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят, затем попросить найти две одинаково звучащие коробочки.

Слоговая структура слова: на каждый день недели (развитие у детей речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритм) учитель-логопед предлагает детям повторить за ним с помощью хлопков и отстукивания простой ритмический рисунок.

Рассматривание сюжетной картины: «Семья» (формировать у детей умение рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения; упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.) -

Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

Логопед: Что делает бабушка?

Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

Логопед: Что делает дедушка?

Ребенок: Дедушка читает газету.

Логопед: Чем занимается мама и папа?

Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

Логопед: Чем занимаются брат и сестра?

Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

Дети: Семья!

Речевая игра: «Назови ласково» (обучать построению уменьшительно-ласкательных форм) - глаз - глазик, нос - носик, рот - ротик, уши – ушки и т.д.



Картинка «Семья

















Цветные вертушки на каждого ребёнка.








Эпиграммы («Настроение»)























Шумовые коробочки… .







Картинка «Моя семья»

Вторник:

Дыхание: см. понедельник

Артикуляционная гимнастика: см. понедельник

Мимические упражнения: см. понедельник

Пальчиковая гимнастика: см. понедельник

Координация слова с движением: см. понедельник

Речевая игра: «Я и моя семья» (развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова)

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)







Картинный материал…

Среда:

Слоговая структура слова (заучивание\до конца недели) – «Вся семья вместе - так и душа на месте»

Дыхание: «Водичка, водичка умой мое личико» - вдох, на выдохе дети произносят звук «С». (повтор. 3 раза)

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц «Жуем орехи». Имитация жевания.

Упражнения для щек и губ:

Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.

Малыш, захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.

Конфетка. Поочередно надуваем щеки.

Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».

Упражнения для язычка:

Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).

Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».

Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».

Маятник настенных часов. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.

Малыш сосет соску. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения

Пальчиковая гимнастика: (переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, воздействие на умственное развитие ребенка. формирование правильного звукопроизношения, через одновременное движение пальцами, развитие подражательности): «Дружная семейка»

Раз уселась на скамейке

Наша дружная семейка:

Самой первой села мама,

Рядом — строгий наш отец.

Следом братец и сестрица.

Ну а мне где поместиться?

- сжимают пальцы в кулак


- разгибают большой палец

- разгибают указательный палец

- разогнуть средний и безымянный

- разгибают мизинец

2.Массаж биологически активных точек лица: «Наша доченька проснулась» -

Наша доченька проснулась – кулачками трем глаза

Ручкой вправо потянулась – поглаживают лоб от середины к ушам

Ручкой влево потянулась – поглаживают брови

Солнцу нежно улыбнулась – гладят от уголков рта к ушам.

А потом ладошкой пошлепала немножко – хлопают себя по щекам.

Ай да, доченька, краса! До чего же хороша! – хлопают в ладоши

Координация речи с движением: «Дружная семейка» (обогащение словаря, обучение элементам релаксации, закрепление знаний детей по лексической теме «Семья») -

Дружною семьёй.

Встаём в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева

Я и сам бегу трусцой

И качаю головой

- выполняются движения в соответствии с текстом

Речевая игра «Что куда» - (расширение и активизация словаря; развитие связной речи) (по картинам):

- Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила мяч? (в коробку)

- Где лежит мяч? (Мяч лежит в коробке.)

- Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч? (из коробки)

- Девочка положила ложку в чашку. Куда девочка положила ложку? (в

чашку)

- Где лежит ложка? (Ложка лежит в чашке.)

- Девочка вынула ложку из чашки. Откуда девочка вынула ложку? (из

чашки)

- Девочка поставила цветы в вазу. Куда девочка поставила цветы? (в вазу)

- Где стоят цветы? (Цветы стоят в вазе.)

- Девочка вынула цветы из вазы. Откуда девочка вынула цветы? (из вазы)

- Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (в домик)

- Где сидит девочка? (Девочка сидит в доме.)

- Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (из домика)

- Девочка убрала мишку в шкаф. Куда девочка убрала мишку? (в шкаф)

- Где сидит мишка? (Мишка сидит в шкафу.)

- Девочка достала мишку из шкафа. Откуда девочка достала мишку? (из шкафа)


Картинка «Моя семья»



Картинный материал артикуляционной гимнастики.












































Картинный материал.



















Четверг:

Дыхание: см. среда

Артикуляционная гимнастика: см. среда

Массаж биологически активных точек лица: см. среда

Пальчиковая гимнастика: см. среда

Координация слова с движением: см. среда

Пальчиковая гимнастика см. среда

Речевая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (формировать умение образовывать притяжательные прилагательные) -

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)

Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)

Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)








Картинный материал.

Пятница:

Дыхание: см. среда

Артикуляционная гимнастика: по выбору понедельник, среда

Массаж биологически активных точек лица: по выбору понедельник, среда

Пальчиковая гимнастика: по выбору понедельник, среда

Координация слова с движением: по выбору понедельник, среда

Пальчиковая гимнастика по выбору понедельник, среда

Речевая игра «Договори словечко» (развивать у детей навык самостоятельного изменения слов по грамматическим стереотипам, имеющим определённый тип окончания) -

- Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: всех милее наша...

- Книжки вечером читает и всегда всё понимает, даже если я упряма, знаю, любит меня…Борщ в тарелке вкусный самый, так готовит только…

- Перед сном, надев пижаму, почитать мы просим…

- У слона, гиппопотама тоже добрая есть…




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.