12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Горяченко18
2

Плен-конспект индивидуального занятия по формированию мягкого согласного [Л’] в речи детей с ринолалией


План – конспект индивидуального занятия

по формированию мягкого согласного [Л’] в речи у детей с ринолалией.


Горяченко Т.Н. воспитатель I кк., логопед 

г. Арамиль, 2020



Цель: Дифференциация звуков [Л] и [Л’] в речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Учить различать звуки [л] и [л’];

учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

учить образованию слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, родительного падежа, числительных прилагательных

продолжать  обучать звуковому анали­зу слов;

учить определять позицию звука [Л’] в словах.

2. Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух;

развивать зрительную, слуховую память и внимание;

развивать артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

формировать доброжелательность, контроль над собственной речью.

Ход занятия:


- Сегодня в гости к нам пришла девочка Полина со своим другом Лисёнком.

Им нужна наша помощь. Полина мне уже рассказала свою историю, а теперь я расскажу ее тебе, чтобы мы вместе придумали, как помочь друзьям.


Артикуляционная гимнастика


 – Посмотри, язычок тоже приготовился послушать. Он лёг на нижнюю губу, показывает, какой он внимательный и послушный (упражнение «Лопатка»). Очень хочется язычку послушать историю Полины и Лисёнка, и от нетерпения он - то выглядывает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варенье»).

!!- Накажем непослушный язычек: Положить язык между губами – пошлепать губами по языку – пя-пя-пя. Тянуть кончик языка к носу, к подбородку. Дотянуться кончиком языка до правого угла рта, до левого угла рта (губы в улыбке). Провести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания), по нижней губе. Протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы спинка языка касалась верхних резцов. Покусывание зубами боковых краев языка. Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно. Пощелкивание языком как “лошадки”.


Бегает язычок, ищет местечко поудобнее (упражнение «Индюк»). Устроился на диване (ребёнок упирается широким язычком в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение «Бочки» - воздушная струя направляется в щёки).


Полина гуляла по лесу, где росли Клён, Липа, Ольха, Ель , Лиственница.

Полина собирала ягоды: малину, землянику, калину.

И под клёном девочка увидела маленького Лисёнка. Он горько плакал: ле-лё-лю! Ле-лё-лю (повторяем плач Лисёнка)

Лисёнок гулял по лесу вместе с мамой Лисой, побежал за мотыльком и потерялся. Нам нужно помочь найти ему дорогу домой. А поможет нам в этом звук [л’].

- Давай покажем как летает мотылек (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).

-После каждого задания будем класть кленовый листочек на тропинку, по которой Лисенок вернется домой.

Характеристика звука

Расскажи, что ты знаешь о звуке [л’]?
Звук [л’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (синим)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (зеленым)

Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [л’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?

Звуковой анализ слов

-Ты помнишь под каким деревом Полина нашла Лисенка?

Правильно, под клёном. А еще там рядом рос небольшая липа.

Давай разберем эти слова.

Используются слова: клён, липа.

-Давай подробно разберем из каких звуков состоят слова ЛИПА и КЛЁН.

«ЛИПА»
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (зеленой)
Почему? (Потому что это мягкий звук.)
Какой второй звук в этом слове? («и»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)

Кладем первый листочек на тропинку.


Аналогично со словом КЛЁН.

Кладем второй листочек на тропинку.


- Какие деревья еще были влесу, где гуляла Полина? Тополь, Ель , Лиственница.

Выкладываются картинки деревьев.



Родительный падеж

Игра «Чего не стало?»

С числительными понятиями – один – много - 2,3,4,5.

Тополь-тополей, ель-елей, лиственница-лиственниц.

Кладем третий листочек на тропинку.


- Чтобы положить еще один листочек, надо размять наши пальчики и выполнить небольшую зарядку .


Пальчиковая гимнастика:

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

Кладем четвертый листочек на тропинку.


-Давай вспомним какие ягоды собирала Полина в лесу: малину, землянику, калину.

Какой сок получится из ягод малины? (малиновое)

Какой сок получится из ягод земляники? (земляничный)

Какой сок получится из ягод калины? (калиновый)

(Образование прилагательных)

Кладем пятый кленовый листочек на тропинку.


!!!-Давай выполним упражнение «Язычки-дразнилки»


Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент: Лё-ле-ле-Ле-лю-лю-Ля-ли-ли-ли-Ле-ли…

Ребенок, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Вместо «язычка» можно дать свистки, дудочки или бубны.

-Молодец! Кладем шестой кленовый листочек на тропинку.

- Поиграем еще в одну в игру «Поймай звук».

Как только услышишь звук [л’] будешь хлопать в ладоши. (ЛИСА, ЗЕЛЁНЫЙ, пОЛЕ, ЛОЖКА, СТАЛЬ, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ЛЕСКА, ШПИЛЬКА, ЛАСКА, ЛИСТОК).

-Определи позицию звука [л’] в словах.

ЛИСА, ЗЕЛЁНЫЙ, поле, СТАЛЬ, листок, шпилька.

-Молодец! Кладем седьмой кленовый листочек на тропинку.

-Чтобы положить последний листочек на тропинку и прийти к дому, Лесенку надо позвать маму. Кто его мама? Правильно Лиса. А как мы назовем ее ласково? Лисонька, Лисичка. (Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)


Кладем последний восьмой листочек клена на тропинку.

Вот и нашел Лисёнок свой дом. Лисенок и Полина говорят нам спасибо!

И танцуют от радости и поют :Ля-Ли-Ля-!Ле-Лю-Ля!

Давай повторим с ними эту песенку!


Рефлексия.

Ты сегодня большой молодец! Ты справился со всеми заданиями и помог друзьям!

Какой звук тебе сегодня в этом помогал? Звук [л’]

Что тебе понравилось сегодня больше всего?

А может что то было трудно выполнить?



Домашнее задание:

1.Выучить скороговорку:

Тополиный пух

Над калиной, над малиной, пух летает тополиный.
Ивы, клёны, пихты, ели, дуб и липы побелели.

2. Раскраска предметов со звуком [л’].









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.