План-конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса с ЗПР
Логопедическая тема: Грамматическое оформление предложения и его распространение.
Лексическая тема: Осень.
Цель: Научить детей использовать в различных речевых ситуациях предложения, относящиеся к лексической теме «осень».
Задачи:
Образовательные:
Развивать грамматически правильную, лексически развернутую речь.
Совершенствование морфемного анализа слов и способов словообразования.
Распознавание и выделение структурных элементов производных слов, понимание их значений и семантики слова в целом.
Коррекционные:
Обогащение словарного запаса за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования
Закрепление функций фонематического анализа и синтеза.
Развитие слухового и зрительного внимания.
Воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии.
Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные карточки с заданиями, конверты с заданиями для работы в группах, презентация к уроку, содержащая наглядный материал (картинки, схемы), учебники.
I Введение
II Основная часть
1.Логопед: Составьте из слов предложения, расположив слова в нужном порядке (порядок задается цифрами).
Редко, солнце, светит.
2,3,1. (Солнце светит редко.)
Далее логопед предлагает подобрать подходящую картинку-символ к составленному предложению. Все картинки-символы представлены на интерактивной доске.
Тучи, на, серые, небе.
2, 4, 3, 1. (На небе серые тучи.)
Дождь, идет, часто.
3, 2, 1. (Часто идет дождь.)
Завяла, и, трава, пожелтела.
3, 4, 2, 1. (Трава пожелтела и завяла.)
Листья, опадают, деревьев, с.
2, 1, 4, 3. (Опадают листья с деревьев.)
Края, улетают, теплые, в птицы.
5, 2, 4, 3, 1. (Птицы улетают в дальные края.)
Логопед задает вопросы, используя картинки-символы из предыдущего задания.
Какая погода осенью, если светит солнце? (солнечная)
Какая погода осень, если на улице пасмурно? (пасмурная)
Какая погода осенью, если идет дождь? (дождливая)
Логопед: О каком времени года составлены эти предложения? (об осени)
2.Логопед читает стихотворение под видеоряд картинок.
Затем предлагает составить рассказ об осени, используя схемы из первого упражнения.
3.Логопед: Поиграем, я буду называть признаки разных времен года, а вы выбирайте только те, которые бывают осенью, и говорите «Да». Если этого осенью не бывает, говорите «Нет»
Ярко светит солнце (нет)
Снегопад (нет)
Деревья стоят голые (да)
Моросит дождь (да)
Птицы вьют гнезда (нет)
Дует холодный ветер ((да)
Птицы улетают на юг (да)
Сохнет и желтеет трава (да)
Солнце светит, но не греет (да)
Летают бабочки и жуки (нет)
Голубеет небо (нет)
Люди собирают урожай (да)
Распускаются почки на деревьях (нет)
Листопад (да)
А что такое листопад?
4.Логопед раздает конвертики с заданиями.
Логопед: Достаньте из конвертиков листочки, догадайтесь с каких деревьев эти листья.
(На доске изображения деревьев.)
Дети вместе с логопедом выполняют задание устно.
Береза ...- березовый лист
Дуб ...- дубовый лист
Клен ...- кленовый лист
Тополь ...- тополиный лист
Рябина ...-рябиновый лист
Ива ...- ивовый лист
Липа...-липовый лист
Далее логопед предлагает выполнить задание на карточках письменно.
Береза дубовый
Дуб березовый
Клен липовый
Ива кленовый
Липа ивовый
5.Физ.минутка (речь с движением)
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял,
Повертел их, покрутил
И на зюмлю опустил.
6.Игра «Родственники».
Логопед раздает индивидуальные карточки с заданием
«Листлистопадлистиклисточеклиствамелколистный»
Логопед: Отделите слова друг от друга.
Как называются слова, имеющие одинаковую часть? (однокоренные). Выделите корень слова.
Логопед: Запишите слова в тетрадь, выделите гласные в словах, разделите слова на слоги. Поставьте ударение в словах. Составьте звукослоговые схемы слов.
7.Пальчиковая игра.
Стихотворение сопровождается движениями пальцев рук.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
8. Игра «Вставь пропущенный слог»
- Логопед раздает тексты и предлагает прочитать их. Дети читают текст, выясняют, что в некоторых словах не хватает слогов, и по очереди предлагаю варианты пропущенных слогов. Эти слоги записываются на доске.
Когда текст полностью восстановлен, кто-нибудь из детей читает его.
Прогна осень жаре лето. Зала место и дает распожения. Листьям понять окраску, пти собраться в стаи и летать на юг. Живот в лесу готовиться ходам.
Текст запишите в тетради.
9.Работа в парах.
Каждой группе дается свой конверт с заданием (на карточке записаны слова вразнобой, которые соединены стрелками в нужном порядке. По стрелкам дети читают предложение). Каждая пара составляет одно предложение.
В конце работы предложения соединяются, и получается загадка.
Логопед: Соберите слова, отгадайте загадку.
В парках листья пожелтели,
Птицы к югу полетели,
Дождь холодный бьет в окно...
Что за время к нам пришло? (Осень)
III Итог урока.
-рефлексия