Конспект открытого логопедического занятия «Гость с другой планеты» для учащихся с ЗПР (1 класс)
Конспект
открытого логопедического занятия
«Гость с другой планеты»
для учащихся с ЗПР (1 класс)
Учитель-логопед Чернышева Елена Валерьевна
Цель занятия:
Развивать звуковой анализ и синтез на уровне звука, на уровне слога, на уровне слова, на уровне предложения.
Выделять ударный гласный звук в словах.
Способствовать развитию памяти и внимания.
Закрепить беспредложные падежные конструкции единственного числа существительных.
Формировать зрительно-моторную координацию; развивать тонкую моторику пальцев рук; учить соотносить слово с движением.
Оборудование.
1. Таблички со словами, поделенные на слоги. 2. Схематичные записи слов (только гласные буквы). 3. Схемы звукового анализа слов. 4. Схемы предложений. 5. Сюжетные картинки. 6. Предметные картинки. 7. Тетрадь. 8. Карандаш.
Ход занятия.
I. Орг. момент. Закрепить понятия "звук" и "буква". Закрепить гласные и согласные звуки и буквы.
II. Приход инопланетянина Снупика. Снупик прилетел к нам с другой планеты. Он не умеет говорить. Снупик хочет научиться говорить как мы. Он очень любит учиться и быстро учиться. Снупик произносит только звуки. Закрепить понятие "слово". Слово обязательно что-нибудь называет.
Каждое слово называет что-то одно. Ребенок составляет слово из звуков. Некоторые звуки не соединяются в слова. Они ничего не называют. Слово не получается.
Ж У К (жук). СОК (сок), М Г А (мга).
III. Составление слов из слогов. Кто-то разделил слова на части (слоги). Снупику трудно составить слова из частей. Ребенок помогает Снупику составить слова из частей (слогов).
IV. Подбор картинок к схематичным записям слов. Записаны только гласные буквы. Снупик научился составлять слова и делить его на части (слоги). Снупик загадывает загадки ребенку.
Рыба (ыа), радуга (уа).
V. Постановка ударения в словах. Снупик оценивает работу ребенка. Но при назывании картин неправильно произносит ударение. Слова не получается. Закрепить понятие ударение. Ребенок находит ударный гласный звук в слове. Слово что-то называет.
VI. Физкульт. минутка. На планете Снупика круглый год одно время года. А у нас их четыре. Ребенок рассказывает Снупику какие на планете земля есть времена года. Закрепление текущего времени года.
Пальчиковая гимнастика с называниями времен года.
Наши пальцы упражняем и слова запоминаем.
Старичок - годовичок, Этот сынок-осень,
Быстро сыночков назови, Этот сынок-зима,
Никого не пропусти. Этот сынок-весна.
Этот сынок-лето, Вот и вся моя семья.
Закрепить правильную очередность времен года, начало года (зима, весна, лето, осень).
VII. Подбор картинок к схемам слов со звуковым анализом. Снупик просит ребенка подобрать картинку к схеме со звуковым анализом. Постановка ударения в слове. Снупик дает задание ребенку.
VIII. Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
Рама, кот, дерево, чашка.
Игра "Назови все правильно".
Снупик дает ребенку задание вспомнить название четырех картинок. Назвать какая картинка пропала. Какие картинки поменялись местами. Повторить на слух название четырех слов. Назвать какое слово пропало. Какие слова поменялись местами.
IХ. Закрепить понятие "предложение". Предложение - это когда много слов и все понятно. Снупик говорит все слова вразнобой. Ничего непонятно. Ребенок составляет предложение так, чтобы было все понятно.
Снупик читать книга. (Снупик читает книгу).
Снупик рад книга. (Снупик рад книге).
X. Составление предложений по сюжетной картинке с опорой на вопрос взрослого. Разные слова в предложении произносятся раздельно. Если есть такое слово, то все звуки произносятся вместе. Между разными словами можно вставить слово или его убрать.
Составление схемы предложения. Разные слова в предложении чертятся раздельно. Между разными словами можно вставить слово или его убрать. Первое слово в предложении обозначается уголком.
В конце предложения ставится точка. Это необходимо, чтобы не забыть где начало и конец предложения.
Ребенок учит Снупика составлять предложения. Учит чертить схему предложения.
Мальчик красит забор. Мальчик моет посуду. Мальчик чинит колесо велосипеда. Мальчик рисует машину карандашом.
XI. Подбор предложений к схеме. Снупик научился составлять схемы предложений. Ребенок называет предложения с опорой на вопрос взрослого. Снупик показывает схему предложения. Ребенок подбирает предложение к схеме. Ребенок называет предложение. Называет слова по порядку. Называет сколько всего слов в предложении.
Папа несет воду. Бабушка вяжет красный шарф. Девочка моет окно. Мама шьет.
XII. Итог занятия. Закрепить понятие слово. Слово обязательно что-нибудь называет. Слова мы составляем из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Слова мы делим на части (слоги). Чтобы было понятно, что мы говорим, мы из слов составляем предложение. Предложение - это когда много слов и все понятно. Прощание с инопланетянином Снупиком!