План-конспект НОД в старшей и подготовительной группе «Балет» из цикла «Площадь искусств»
Занятие из цикла «Площадь искусств». (Старшая и подготовительная группы)
Тема: Что такое балет
Цель занятия: ввести детей в мир балетного искусства
Задачи:
1. Рассказать детям о древнем искусстве танца
2. Познакомить детей с историей рождения балета
3. Рассказать о том кем и как создаются балеты
4. Познакомить детей с теми, кто балет исполняет и где этому учатся
5. Познакомить с самыми известными балетами
План занятия:
1. Краткое повторение основных понятий из темы «Что такое искусство».
2. Экспресс опрос по теме «Балет»
3. Рассказ с показом презентации, балетных артефактов и отрывков из балетов
4. Диалог с детьми
5. Опорные слова по теме
6. Домашнее задание
Краткий конспект занятия.
Здравствуйте, ребята!
Прошлый раз мы с вами разговаривали о том, что такое искусство. Кто хочет мне сказать, как он понимает это слово?
Я напомню вам, что мы сравнивали слова «вкусно» и «искусство».
Что нашим ушкам вкусно слушать? Верно - пение птиц, журчание ручейка, красивую музыку!
Что нашим ручкам вкусно делать? Верно – рисовать, лепить, конструировать, играть, вышивать…
Что нашим глазкам вкусно смотреть? Верно - картины, природу, цветы, закаты, облака…
А есть еще кое-что красиво и интересное, на что нашим глазкам очень вкусно смотреть.
Это-балет!
И сегодня я вам расскажу об этом виде искусства.
Вы любите танцевать? А когда вы танцуете? Какие танцы вы любите – быстрые или меленные?
Но сначала представим, что нет вокруг нас больших домов, детских садиков и машин, нет телевизоров, компьютеров и планшетов. А есть только природа, небо, дикие животные, простые дома-шалаши и посуда, сделанная из дерева и растений.
Мы с вами на несколько минут решим, что мы древние люди и собрались своим большим племенем, чтобы порадоваться хорошему урожаю, или тому, что пошел отличный дождь, который напоит все травы и растения в диком лесу.
Вот примерно так мы с вами будем танцевать:
(включаю видео африканских танцев).
А теперь переместимся в далекую Азию, на остров Бали. Если бы мы были жителями этого острова, мы бы вот так с вами танцевали:
(показываю балийские танцы)
А если бы наши девочки жили в древнем Китае, то они непременно бы могли танцевать этот чудесный танец с веерами:
(показываю танец с веерами).
Так как мы увидели и многими другими способами, люди выражали свое настроение, свою благодарность природе, свое поклонение богам.
Но есть еще один удивительно красивый вид танца. Его не танцуют у костра, не танцуют его на траве, не танцуют его без подготовки.
Этот танец исполняется на театральной сцене специально бученными танцовщиками. Этот танец называется - балет.
Родился балет в солнечной Италии. А известным стал во Франции.
Этот танец прославил сам французский король! Он очень любил танцевать. Постоянно устраивал балы. И однажды он попросил, чтобы его танцмейстер - это человек, который распоряжался на балах танцами и придумывал их – придумал ему очень длинный и очень красивый танец. И ни придумали такой танец. В нем французский король, а звали его Людовик XIV, танцевал, конечно же, главную роль – Солнце. А сам спектакль шел целых 5 часов! Так сильно король любил танцевать, что нисколечко не уставал, а все танцевал и танцевал.
А после повелел открыть в своем государстве – Франции – самую первую и самую настоящую школу балета, чтобы не только одни король мог танцевать на сцене, а и другие люди ему помогали.
Так и прозвали это чудного короля-танцора Король - Солнце.
Прошло не так уж много времени, и балетное искусство стало известно в России. Стали приезжать известные балетмейстеры – это люди, которые придумывают, сочиняю балеты. И кончено же, в Россию приезжали самые лучшие, самые известные и талантливые танцовщицы.
Русские цари тоже очень полюбили балет, и как французский Король-Солнце повелели открыть балетную школу для мальчиков и девочек, чтобы русские артисты танцевали на сценах русских театров. Так, с самого начала, балет стал королевским искусством во Франции, Дании, Англии, а в России - императорским. На королевские и императорские динги строили очень красивые театры, учили балету мальчиков и девочек, платили артистам, балетмейстерам, все, кто обеспечивал работу балетного театра.
Сейчас балет уже не королевский и не императорский, но по-прежнему он исполняется в самых красивых театрах мира, в очень красивых костюмах, под замечательную музыку, а балерины и танцовщики по-прежнему получают огромные букеты цветов и бурю аплодисментов.
Кто знает, что такое аплодисменты?
А давайте с вами окажем эту самую бурю аплодисментов!
Знаете, что кричат зрители, если им очень понравилось, как балерина танцует?
Они кричат: «Браво!Браво! Брависсимо!»
Я вам сейчас покажу маленький отрывок из балета и есть он вам понравится, вы как настоящие балетоманы, будете очень громко аплодировать, и кричать «Браво! Брависсимо!»
(Показываю отрывок из балета Дон Кихот)
Как легко балерина кружилась и танцевала на одной ножке?
Как вы думаете просто или легко балерине так танцевать?
Конечно же непросто. Вот чтобы так замечательно танцевать, так легко порхать по сцене, девочки и мальчики учатся в балетной школе много лет.
В балетной школе их учат носить пачки и юбки- шопенки, танцевать на пуантах. Мальчики, мужчины не танцуют в пачках, они танцуют в трико и мягких балетных тапочках, похожих на ваши чешки.
Пачка – это пышная короткая балетная юбочка.
(вот как она выглядит)
А шопенка – это пышная и легкая длинная юбка (она вот какая)
Пуанты - это специальные балетные туфли, в которых балерина может стоять, кружиться, и бегать на носочках. В них не ходят по улице или по дому, в них только танцую на сцене.
Посмотрите на ваши ножки: у вас есть тапочек или сандалик с правой ножки, и есть с левой ножки. Иногда можно легко перепутать на какую ножку какой сандалик надевать!
А у балерины новые пуанты совсем одинаковые – нет ни правого, ни левого. Чтобы ее туфельки пришлись по ноге, балерина должна в них несколько часов потанцевать, порепетировать. И только тогда они станут правым и левым. Но это нисколько не означает, что пуанты станут такими же удобными как ваши сандалики. Чтобы балерина твердо и прочно стояла на пальчиках, носочек балетной туфли делают очень твердым. Это конечно помогает танцовщице создавать красивый танец, но от этого у нее очень болят пальцы на ногах.
(Вот какими могут быть уставшие и натруженные пальчики балерины).
По многу часов балетные артисты занимаются в классах, помногу часов готовят и репетируют свои роли. Это очень и очень тяжелый труд быть балериной, но зато потом, когда они выходят на сцену, показывают нам свое искусство балета, мы получаем большое удовольствие и мы очень благодарны им за ту красоту, которую было вкусно смотреть нашим глазкам и вкусно сопереживать нашим сердцам.
Вы знаете кто такой композитор?
Да, это человек, который сочиняет музыку, в том числе и балетную.
И вы знаете уже кто такой балетмейстер. Балетмейстер – мастер балета! Он мастерит, делает, сочиняет балет.
Так вот много композиторов и балетмейстеров сочинило балеты специально для детей.
Я вам назову некоторые, самые известны детские балеты, которые вы моете посмотреть с родителями.
А где, скажите мне, смотрят балет? Точно – в театре!
А какой балетный театр есть на Площади Искусств? Верно – Михайловский! (вот как он выглядит – запоминайте, потом покажете родителям, когда пойдете гулять по городу)
Вот именно там идут детские балеты: «Чиполино», «Золушка», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
(Показываю отрывок из «Чиполино» и «Спящей»)
Понравилось вам как танцуют артисты балета?
Тогда как нужно реагировать на танец, если вам было его вкусно смотреть, если вы получили удовольствие от балетного искусства?
Верно – аплодисментами и криками «Браво!»
Кроме балетов «Чиполино», «Золушка», «Спящая красавица», «Щелкунчик», есть еще детские балеты «Белоснежка и семь гномов» «Три толстяка», «Бэмби», «Дюймовочка», «Синяя птица», «Питер Пен», «Принцесса на горошине»…
И несколько слов о том, как нам понять о чем балетный спектакль? Артисты же не говорят ничего, они только танцуют. О
В театре всегда продают программку. Кто видел такую маленькую книжечку?
В ней написаны артисты, которые выступают в этот день, написана фамилия дирижера, композитора, балетмейстера, тех, кто готовил костюмы для артистов и конечно же содержание спектакля.
В музыкальных спектаклях, оно называется либретто. В либретто как раз подробно и описана вся сказка, которую танцуют артисты. Вам мамы или папы могут прочитать либретто и будет все очень понятно.
А теперь давайте повторим главные слова нашего занятия об искусстве балета:
1. Король-Солнце
2. Балет
3. Балетмейстер
4. Либретто
5. Пуанты
6. Пачка
7. Юбка-Шопенка
8. Трико
9. Сцена
10. Аплодисменты
11. Браво! Брависсимо!
12. Репетиция
13. Михайловский театр
Домашнее задание
Сделать коллаж - аппликацию на тему «Балет».
Прочитать первоисточники произведений к 4-5 балетам:
1. Щелкунчик
2. Чиполино
3. Спящая красавица
4. Синяя птица
5. Бэмби
6. Спящая красавица
Посмотреть отрывки из балетов
Адажио «Щелкунчик» https://www.youtube.com/watch?v=DPDIfesM3cI
Па де-де «Лебединое озеро» https://www.youtube.com/watch?v=MqeBBNHu_OI
Танец маленьких лебедей «Лебединое озеро» https://www.youtube.com/watch?v=rDdcw_p3eJg&index=2&list=RDMqeBBNHu_OI
«Умирающий лебедь» майя Плисецкая https://www.youtube.com/watch?v=SC0XLmowi2o
Маленькие балерины Шапковская Вера «Эсмеральда» https://www.youtube.com/watch?v=ijsY_td_UPg
Наташа Фурман «Пахита»
https://www.youtube.com/watch?v=kbuMbe1wgjk
Лада Сартакова «Щелкунчик»
https://www.youtube.com/watch?v=Poe4i4BP24k
Фильм про пуанты «Зачем балерине молоток»
https://www.youtube.com/watch?v=Xm1CMIBxthQ
вальс «Спящая красавица» https://www.youtube.com/watch?v=zg5lc1zPxgg