План-конспект НОД в старшей и подготовительной группе «Балет» из цикла «Площадь искусств»

1
0
Материал опубликован 21 February 2019

Занятие из цикла «Площадь искусств». (Старшая и подготовительная группы)

Тема: Что такое балет

Цель занятия: ввести детей в мир балетного искусства

Задачи:

1.                  Рассказать детям о древнем искусстве танца

2.                  Познакомить детей с историей рождения балета

3.                  Рассказать о том кем и как создаются балеты

4.                  Познакомить детей с теми, кто балет исполняет и где этому учатся

5.                  Познакомить с самыми известными балетами

План занятия:

1.                  Краткое повторение основных понятий из темы «Что такое искусство».

2.                  Экспресс опрос по теме «Балет»

3.                  Рассказ с показом презентации, балетных артефактов и отрывков из балетов

4.                  Диалог с детьми

5.                  Опорные  слова по теме

6.                  Домашнее задание

 

Краткий конспект занятия.

Здравствуйте, ребята!

Прошлый раз мы с вами разговаривали о том, что такое искусство. Кто хочет мне сказать, как он понимает это слово?

Я напомню вам, что мы сравнивали слова «вкусно»  и «искусство».

Что нашим ушкам вкусно слушать? Верно -  пение птиц, журчание ручейка, красивую музыку!

Что нашим ручкам вкусно делать? Верно – рисовать, лепить, конструировать, играть, вышивать…

Что нашим глазкам вкусно смотреть? Верно - картины, природу, цветы, закаты, облака…

А есть еще кое-что красиво и интересное, на что нашим глазкам очень вкусно смотреть.

Это-балет!

И сегодня я вам расскажу об этом виде искусства.

Вы любите танцевать? А когда вы танцуете? Какие танцы вы любите – быстрые или меленные?

Но сначала представим, что нет вокруг нас больших домов, детских садиков и машин, нет телевизоров, компьютеров и планшетов. А есть только природа, небо, дикие животные, простые дома-шалаши и посуда, сделанная из дерева и растений.

Мы с вами на несколько минут решим, что мы древние люди и собрались своим большим племенем, чтобы порадоваться хорошему урожаю, или тому, что пошел отличный дождь, который напоит все травы и растения в диком лесу.

Вот примерно так мы с вами будем танцевать:

(включаю видео африканских танцев).

А теперь переместимся в далекую Азию, на остров Бали. Если бы мы были жителями этого острова, мы бы вот так с вами танцевали:

(показываю балийские танцы)

А если бы наши девочки жили в древнем Китае, то они непременно бы могли танцевать этот чудесный танец с веерами:

(показываю танец с веерами).

Так как мы увидели и многими другими способами, люди выражали свое настроение, свою благодарность природе, свое поклонение богам.

Но есть еще один удивительно красивый вид танца. Его не танцуют у костра, не танцуют его на траве, не танцуют его без подготовки.

Этот танец исполняется на театральной сцене специально бученными танцовщиками. Этот танец называется  - балет.

Родился балет в солнечной Италии. А известным стал во Франции.

Этот танец прославил сам французский король! Он очень любил танцевать. Постоянно устраивал балы. И однажды он попросил, чтобы его танцмейстер  - это человек, который распоряжался на балах танцами и придумывал их – придумал ему очень длинный и очень красивый танец. И ни придумали такой танец. В нем французский король, а звали его Людовик XIV, танцевал, конечно же, главную роль – Солнце. А сам спектакль шел целых 5 часов! Так сильно король любил танцевать, что нисколечко не уставал, а все танцевал и танцевал.

А после повелел открыть в своем государстве – Франции – самую первую и самую настоящую школу балета, чтобы не только одни король мог танцевать на сцене, а и другие люди ему помогали.

Так и прозвали это чудного короля-танцора Король - Солнце.

Прошло не так уж много времени, и балетное искусство стало известно в России. Стали приезжать известные балетмейстеры – это люди, которые придумывают, сочиняю балеты. И кончено же, в Россию приезжали самые лучшие, самые известные и талантливые танцовщицы.

Русские цари тоже очень полюбили балет, и  как французский Король-Солнце повелели открыть балетную школу для мальчиков и девочек, чтобы русские артисты танцевали на сценах русских театров. Так, с самого начала, балет стал королевским искусством во Франции, Дании, Англии, а в России -  императорским. На королевские и императорские динги строили очень красивые театры, учили балету мальчиков и девочек, платили артистам, балетмейстерам, все, кто обеспечивал работу балетного театра.

Сейчас балет уже не королевский и не императорский, но по-прежнему он исполняется в самых красивых театрах мира, в очень красивых костюмах, под замечательную музыку, а балерины и танцовщики по-прежнему получают огромные букеты цветов и бурю аплодисментов.

Кто знает, что такое аплодисменты?

А давайте с вами окажем эту самую бурю аплодисментов!

Знаете, что кричат зрители, если им очень понравилось, как балерина танцует?

Они кричат: «Браво!Браво! Брависсимо!»

Я вам сейчас покажу маленький отрывок из балета и есть он вам понравится, вы как настоящие балетоманы, будете очень громко аплодировать, и кричать «Браво! Брависсимо!»

(Показываю отрывок из балета Дон Кихот)

Как легко балерина кружилась и танцевала на одной ножке?

Как вы думаете просто или легко балерине так танцевать?

Конечно же непросто. Вот чтобы так замечательно танцевать, так легко порхать по сцене, девочки и мальчики учатся в балетной школе много лет.

В балетной школе их учат носить пачки и юбки- шопенки, танцевать на пуантах.  Мальчики, мужчины не танцуют в пачках, они танцуют в трико и мягких балетных тапочках, похожих на ваши чешки.

Пачка – это пышная короткая балетная юбочка.

(вот как она выглядит)

А шопенка – это пышная и легкая длинная юбка (она вот какая)

Пуанты  - это специальные балетные туфли, в которых балерина может стоять, кружиться, и бегать на носочках. В них не ходят по улице или по дому, в них только танцую на сцене.

Посмотрите на ваши ножки: у вас есть тапочек или сандалик с правой ножки, и есть с левой ножки. Иногда можно легко перепутать на какую ножку какой сандалик надевать!

А у балерины новые пуанты совсем одинаковые – нет ни правого, ни левого. Чтобы ее туфельки пришлись по ноге, балерина должна  в них несколько часов потанцевать, порепетировать. И только тогда они станут правым и левым. Но это нисколько не означает, что пуанты станут такими же удобными как ваши сандалики. Чтобы балерина твердо и прочно стояла на пальчиках, носочек балетной туфли делают очень твердым. Это конечно помогает танцовщице создавать красивый танец, но от этого у нее очень болят пальцы на ногах.

(Вот какими могут быть уставшие и натруженные пальчики балерины).

По многу часов балетные артисты занимаются в классах, помногу часов готовят и репетируют свои роли. Это очень и очень тяжелый труд быть балериной, но зато потом, когда они выходят на сцену, показывают нам свое искусство балета, мы получаем большое удовольствие и мы очень благодарны им за ту красоту, которую было вкусно смотреть нашим глазкам и вкусно сопереживать нашим сердцам.

Вы знаете кто такой композитор?

Да, это человек, который сочиняет музыку, в том числе и балетную.

И вы знаете уже кто такой балетмейстер. Балетмейстер – мастер балета! Он мастерит, делает, сочиняет балет.

Так вот много композиторов и балетмейстеров сочинило балеты специально для детей.

Я вам назову некоторые, самые известны детские балеты, которые вы моете посмотреть с родителями.

А где, скажите мне, смотрят балет? Точно – в театре!

А какой балетный театр есть на Площади Искусств? Верно – Михайловский! (вот как он выглядит – запоминайте, потом покажете родителям, когда пойдете гулять по городу)

Вот именно там идут детские балеты: «Чиполино», «Золушка», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

(Показываю отрывок из «Чиполино» и «Спящей»)

Понравилось вам как танцуют артисты балета?

Тогда как нужно реагировать на танец, если вам было его вкусно смотреть, если вы получили удовольствие от балетного искусства?

Верно – аплодисментами и криками «Браво!»

Кроме балетов «Чиполино», «Золушка», «Спящая красавица», «Щелкунчик», есть еще детские балеты «Белоснежка и семь гномов» «Три толстяка», «Бэмби», «Дюймовочка», «Синяя птица», «Питер Пен», «Принцесса на горошине»…

И несколько слов о том, как нам понять о чем балетный спектакль? Артисты же не говорят ничего, они только танцуют. О

В театре всегда продают программку. Кто видел такую маленькую книжечку?

В ней написаны артисты, которые выступают в этот день, написана фамилия дирижера, композитора, балетмейстера, тех, кто готовил костюмы для артистов  и конечно же содержание спектакля.

В музыкальных спектаклях, оно называется либретто. В либретто как раз подробно и описана вся сказка, которую танцуют артисты. Вам мамы или папы могут прочитать либретто и будет все очень понятно.

А теперь давайте повторим главные слова нашего занятия об искусстве балета:

1.                  Король-Солнце

2.                  Балет

3.                  Балетмейстер

4.                  Либретто

5.                  Пуанты

6.                  Пачка

7.                  Юбка-Шопенка

8.                  Трико

9.                  Сцена

10.              Аплодисменты

11.              Браво! Брависсимо!

12.              Репетиция

13.              Михайловский театр

 

 

Домашнее  задание

Сделать коллаж - аппликацию на тему «Балет».

Прочитать первоисточники произведений к 4-5 балетам:

1.                  Щелкунчик

2.                  Чиполино

3.                  Спящая красавица

4.                  Синяя птица

5.                  Бэмби

6.                  Спящая красавица

Посмотреть отрывки из балетов
Адажио «Щелкунчик» https://www.youtube.com/watch?v=DPDIfesM3cI

Па де-де «Лебединое озеро» https://www.youtube.com/watch?v=MqeBBNHu_OI

Танец маленьких лебедей «Лебединое озеро» https://www.youtube.com/watch?v=rDdcw_p3eJg&index=2&list=RDMqeBBNHu_OI

«Умирающий лебедь» майя Плисецкая https://www.youtube.com/watch?v=SC0XLmowi2o

Маленькие балерины Шапковская Вера «Эсмеральда» https://www.youtube.com/watch?v=ijsY_td_UPg

Наташа Фурман «Пахита»

https://www.youtube.com/watch?v=kbuMbe1wgjk

Лада Сартакова «Щелкунчик»

https://www.youtube.com/watch?v=Poe4i4BP24k

Фильм про пуанты «Зачем балерине молоток»

https://www.youtube.com/watch?v=Xm1CMIBxthQ

вальс «Спящая красавица» https://www.youtube.com/watch?v=zg5lc1zPxgg

Комментарии
Комментариев пока нет.