План-конспект занятия для дошкольников по физической культуре «Эколого-подвижная игра "Спасение лягушат"»
Аннотация: Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет жизни ребенка.
Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.
К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Дошкольники должны проявить интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и, в частности, ко всей физкультурно-спортивной деятельности.
Опыт работы показывает, что решение задач экологического воспитания возможно в комплексе с физическим воспитанием. Занятие приобретает научно-познавательный характер, повышается мотивация к овладению физическими и познавательными навыками, формируются навыки устойчивого экологического поведения, что, в конечном итоге, влияет на положительную социализацию детей.
Цель: развитие у дошкольников способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к физкультурно-спортивной деятельности; формирование и закрепление основ экологической культуры.
Задачи:
1. Овладение подвижными играми с правилами, формирование основ экологического воспитания.
2. а) Развитие у дошкольников таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного, не наносящего ущерба организму, выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, ползание);
б) координация речи с движением;
в) расширение объема зрительно-слуховой памяти, развитие элементов логического мышления; развитие пространственной ориентировки.
3. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; развитие интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их.
Форма проведения: совместная деятельность.
Возрастная категория воспитанников: 5-6 лет.
Интеграция образовательных областей: окружающий мир, экология, физическая культура.
Основные виды движений: ходьба, ползание, бег, прыжки.
Планируемые результаты:
занятия с использованием эколого-подвижной игры «Спасение лягушат» расширят кругозор ребёнка, будут способствовать развитию двигательной, познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. Обеспечат интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.
Ход игры
I. Подготовительный этап.
Видеофильм-отрывок «Болото».
Педагог: Где мы оказались?
Дети: мы на болоте
Педагог: А каких жителей болота вы знаете?
Дети: Лягушки, цапли, тритоны, змеи.
Появление игрушки на руке «Лягушка».
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика с использованием нейропсихологических приемов.
Педагог: Вот что нам лягушка рассказала:
В болоте лягушата жили, (пальцы колечком, приставить к голове)
Время дружно проводили, (попеременное движение пальцами рук по столу «сгребаем песочек»)
По болоту скакали, («Лезгинка»)
Друзей в свой домик созывали («Домик» из пальцев).
Пели песни весело (ква-пя-пя «Накажем непослушный язык», 5 раз).
Пили чай из чашечки («Чашечка», 5 раз).
Вкусное варенье ели («Вкусное варенье», 5 раз).
И толстели, и худели («Сытый-голодный хомячок», 3 раза).
И бегом на карусели (нос – ухо).
И так сильно их вертели («Карусель», 5 раз по часовой стрелке),
Так, что цапли улетели (вытягивание пальцев в виде клюва, движения руками – имитация движения крыльев).
II. Постановка целей игры.
Педагог:
А потом беда случилась:
Лягушат заколдовали,
Схватили их и убежали,
От мамы родной отняли.
-Поселился около болота злой комочек Шушик. А лягушата прыгали и шумели.
Он разозлился на лягушат, схватил и убежал с ними в неизвестном направлении.
Спасти лягушат могут только отважные, добрые и смелые дети, которые знают, как вести себя на природе: около реки, на лесной полянке, в лесу. Вы такие?
Дети: Да
Педагог: Ребята, помогите, лягушат верните! Вы готовы спасти лягушат? Тогда отправляйтесь в путь. Но чтобы лягушата услышали, что вы идете им на помощь, нужно подать сигнал.
Двигательное упражнение. Ходьба по кругу с подниманием колен. Дудение в свистки.
- Счастливого пути!
III. Реализация основного этапа игры.
1. Ползание.
Педагог: А каких жителей болотистой местности много около болота в траве?
Дети: Там много змей
Педагог: Вот как раз нам и встретились они на пути. Нужно спросить у змей, куда Шушик лягушат унес?
Дети: Змеи, змеи, помогите! Скажите, куда Шушик лягушат унес? (Движения султанчиками).
Педагог: А змеи говорят:
-Шушик очень шумно вел себя около болота, мы испугались и разучились шипеть. Научите нас шипеть, и мы скажем, куда он лягушат унес.
-Ребята, научим змей шипеть?
Дети: да.
Педагог: Покажем змеям, как нужно правильно шипеть. Нужно ползти по коврику и шипеть, как змеи.
Игровое двигательное упражнение «Змея ползет и шипит»
Педагог: Молодцы, ребята, вы научили змей шипеть.
-А что же змеи нам скажут?
А змеи говорят:
-Когда нас никто не пугает, мы откладываем яйца. Из них вылупляются … (змееныши)
-Ребята, а как нужно вести себя на природе?
Работа по запрещающему знаку. Дети рассматривают знак и делают выводы.
Дети: В лесу, на берегу реки, на полянке нельзя громко кричать, чтобы не напугать животных.
Педагог: А где растет много цветов?
Дети: Цветы растут в лесу и на полянке.
Педагог: Змеи сказали нам бежать в лес.
2. Эстафета.
Педагог: А что же случилось? Нет ни одного цветка! Наверное, это Шушик сорвал все цветы! Спросим у цветов, куда Шушик унес лягушат.
Дети: Цветы, цветы, помогите! Скажите, куда Шушик лягушат унес? (Движения султанчиками).
Эстафета «Цветы»
Педагог: Что же нужно сделать, чтобы они нам ответили? Скорее всего нужно их вылечить, чтобы они снова зацвели.
Дети по эстафете собирают цветы из лепестков.
Педагог: Цветы говорят:
-Спасибо вам, ребята, мы расцвели заново.
Работа по запрещающему знаку.
Педагог: Ребята, посмотрите, а что обозначает этот знак?
Дети: В лесу, на лесной поляне нельзя рвать цветы и другие растения.
Педагог: Бегите на полянку к животным, Шушик туда побежал.
3. Прыжки.
Педагог: Мы на полянке. Как много здесь животных! А кого вы видите на полянке?
Дети по очереди передают игольчатый шарик друг другу и называют животных.
Я вижу…..(ворону, кошку, собаку, стрекозу, бабочку и т.д.).
Подвижная игра «Посчитай фантики»
Педагог дает одному ребенку 3 камешка. Ребенок кладет их на любые квадратики с цифрами. Другой ребенок прыгает по квадратикам и считает лошадок. Затем дети меняются местами. Следующий ребенок прыгает и считает мишек.
Педагог: Молодцы, ребята! Спасибо вам!
Работа по запрещающему знаку.
-Ребята, посмотрите, а что обозначает этот знак?
Дети: В лесу, на поляне нельзя мусорить.
Педагог: Нужно позвать Шушика, может он и откликнется. Но чтобы его не испугать, нужно позвать его тихим голосом.
Дети: Шушик, Шушик! Верни, пожалуйста, лягушат! (тихим голосом)
Педагог: Не слышит он нас. Наверное нужно погромче позвать.
Дети: Шушик, Шушик! Верни, пожалуйста, лягушат! (средним голосом)
Педагог: Не слышит он нас. Наверное нужно громко позвать.
Дети: Шушик, Шушик! Верни, пожалуйста, лягушат! (громким голосом)
Педагог: А Шушик услышал вас! Появляется Шушик.
IV. Подведение итогов игры, закрепление правил поведения на природе.
Педагог: И тут случилось чудо: Шушик улыбнулся, засверкал и стал добрым. Лягушата вернулись к маме.
Работа по запрещающему знаку. Дети рассматривают знак и делают выводы.
Дети: Из леса нельзя брать животных домой.
Педагог: Мы сделали очень много добрых дел. А каких?
Дети: Мы помогли змеям – ползали и заново научили их шипеть; помогли цветам – бегали и они снова зацвели; кошечке помогли собрать мусор на полянке, когда прыгали.
Педагог: И во всем этом нам помогла физическая культура и знание правил поведения на природе!
Появляется Лягушка.
Педагог: Лягушка говорит:
-Спасибо, ребята! Вы очень нам помогли: вернули лягушат домой, и показали свои физические качества. А также правильно вели себя на природе.