Урок математики в 5 классе «Развертки прямоугольного параллелепипеда»
Урок математики в 5 классе.
Тема : «Развертки прямоугольного параллелепипеда».
Цель урока: повторить понятие прямоугольного параллелепипеда и его измерений, ввести понятие развертки прямоугольного параллелепипеда, геодезической линии; помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, научиться применять ее для решения задач; развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
сформировать умение изображать в тетради развертки прямоугольного параллелепипеда;
умение применять формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда;
умение изображать геодезическую линию.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
учить устанавливать единые и общие признаки;
учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
воспитывать ответственность и аккуратность;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, изготовленные из бумаги параллелепипеды.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Покажите мне, пожалуйста, ваше домашнее задание. (макет параллелепипеда). Молодцы!
Актуализация и целеполагание.
Назовите три предмета, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
- индивидуальная работа: построить в тетради прямоугольный параллелепипед и обозначьте его;
- фронтальный опрос:
1) Может ли гранью прямоугольного параллелепипеда являться треугольник?
2) Сколько равных сторон в прямоугольнике?
3) Сколько равных граней у параллелепипеда?
4) Сколько вершин у параллелепипеда?
5) Все ли ребра параллелепипеда равны?
6) Сколько пар одинаковых ребер в параллелепипеде?
7) Сколько измерений в прямоугольном параллелепипеде?
8) Сколько ребер сходится в одной вершине?
- Устный счет: работа в тройках: ученик с первого ряда называет число (от 1 до 9), со второго ряда – квадрат этого числа, с третьего куб этого числа.
Посмотрите на параллелепипед и скажите какой из данных мер и что будем измерять?
- Геодезическая линия. Задача о пауке и мухе.
Сравним ваши пути и посмотрим у кого самый кратчайший?
Линии, которые на поверхности тела соответствует кратчайшему пути от одной точки до другой, называют геодезическими линиями.
-Что нам нужно было сделать, чтобы правильно изобразить геодезическую линию?
Что сегодня на уроке нам нужно научиться делать с любым параллелепипедом?
Кто сформулирует тему урока?
Какие цели поставим перед собой?
Физкультминутка
На доске начерчен прямоугольник со сторонами 1 см и 3 см
Присели столько раз- чему равна площадь прямоугольника
Подпрыгнули столько раз- чему равен периметр прямоугольника
Объяснение нового материала.
По каким линиям нужно разрезать, чтобы получилась развертка.? (по ребрам). Представьте, что вы разрезали параллелепипед, начертите его в тетради в разрезанном виде. В развертке сколько и каких фигур получилось? Есть ли среди них равные? Заштрихуйте их.
- Работа с учебником
Выполним № 941 на стр. 240.
Выполнив необходимые измерения, что мы можем вычислить?
Площадь поверхности параллелепипеда. Попробуйте вычислить. Кто сможет записать формулу?
- Решение задачи :
Вычислите площадь поверхности параллелепипеда, объемом 720 см³, с измерениями 20 см, 9 см, 4 см.
Ребята, вы прочитали задачу, скажите, что нужно для того, чтобы ее решить? Какие данные вам необходимы? Есть ли в задаче лишние данные?
Итог урока.
- С каким многогранником мы сегодня работали? [С кубом]
- Я загадала элемент параллелепипеда. Таких элементов 8. Что это? [Вершина]
- Назовите элемент параллелепипеда, который является четырехугольником. [Грань]
- Назовите элемент параллелепипеда, который является отрезком. [Ребро]
- Почему параллелепипед называется многогранником? [Много граней]
- Какие новые понятия вы узнали? [Геодезическая линия, развертка]
- Из чего можно изготовить параллелепипед? [Развертка]
- Как найти площадь развертки параллелепипеда?
[Площадь трех граней умножить на 2]
- Как по-другому называется площадь развертки параллелепипеда? [Площадь поверхности параллелепипеда]
- А чему вы еще научились на уроке?
- Где нам могут пригодиться эти знания?
6. Домашнее задание: на оценку «3»: №946
на оценку «4»: №946, №947,
на оценку «5»: №947, дополнительное задание : составить свою задачу .
Оценивание и рефлексия на параллелепипеде за каждый этап на гранях поставить оценки и на шестой смайлик