План - конспект урока «Прямоугольный параллелепипед»
План - конспект урока
Автор: Данилова Елена Даниловна, МБОУ СОШ №12, г.Октябрьский РБ.
Тема урока: Прямоугольный параллелепипед
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели: Сформировать новые знания и умения по теме «Прямоугольный параллелепипед»
Задачи:
.
Формирование УУД:
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется.
Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, самооценка.
Познавательные: познакомить учащихся с геометрическим телами: прямоугольный параллелепипед и куб, со свойствами прямоугольного параллелепипеда, формулой площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, научить находить в окружающем мире объекты, для которых они являются моделями.
Метапредметные: формировать умение понимать и использовать математические средства наглядности – чертежи, развивать пространственное воображение учащихся.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации; выявление, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока
Этап урока АМО время |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Приветствие/знакомство Метод «Найди похожих» 2 минуты |
Здравствуйте. Учитель объясняет инструкцию: «Я буду говорить некоторые фразы- утверждения, к кому из Вас они подходят, те выходят в круг» Фразы: Кто в семье старший? Кто в семье младший? Кто в семье единственный? Кто пришел в брюках? Кто пришел в юбке? Кто сегодня завтракал? У кого есть часы? Кто женат или замужем? Кто холост? У кого есть сотовый? Всех, кто выходит в круг, необходимо одобрять и советовать посмотреть на тех, с кем он вышел, запомнить их. Примечание: Лучше придумать шуточные вопросы вперемешку с серьёзными. Первый вопрос лучше задать такой, чтобы сам ведущий тоже вышел в круг. Обязательно следить за тем, чтобы каждый участник вышел хотя бы раз, если не получается, то можно на ходу придумать вопрос, который подходит к нему. В конце можно попросить участников самим сформулировать фразу. |
Учащиеся выходят в круг и смотрят на тех, с кем он вышел, запоминают их. |
формирования коммуникативных умений |
Вхождение в тему урока (определение целей урока) Метод «Иллюстрация» 1 минута |
Учитель демонстрирует слайд. Задаёт учащимся следующие вопросы: - Какие геометрические фигуры напоминают вам эти предметы? Каких фигур больше? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? |
Ответы учащихся: - На слайде приведены предметы, напоминающие следующие геометрические фигуры: шар, пирамида, цилиндр, октаэдр, параллелепипед, куб. Больше предметов, напоминающих параллелепипед. Мы будем изучать свойства параллелепипеда. |
Образное воссоздание формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. |
Определение ожиданий и опасений учащихся Метод «Дерево» 5 минут |
Учитель раздаёт каждому ученику два листочка: зелёный и жёлтый. Проводит инструкцию: Ребята, запишите на зелёном листочке, что вы ожидаете от урока, а на жёлтом - чего вы опасаетесь. В конце урока мы с вами выясним: сбылись ли ваши прогнозы. |
На зелёном дети пишут, чего они ждут от урока, а на жёлтом - чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. |
Цели образования становятся целями самих учащихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Формирование умения прогнозировать результат. |
Инпут (интерактивная лекция) 15 минут |
В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (Прямоугольный параллелепипед. Приложение). Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой. По мере поступления идей записываем их на доске (листе бумаги). Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями. Из каких частей состоит параллелепипед? Сколько у параллелепипеда граней? Какую форму имеют грани? Сколько вершин у параллелепипеда? Что представляют из себя ребра? Сколько их. Чем отличаются разные параллелепипеды? Можно ли назвать куб параллелепипедом? Чем он отличается? Какую форму имеют грани куба? Как бы вы обозначили параллелепипед? Вывод формул измерения длин ребер и площади поверхности. Как найти сколько необходимо проволоки для создания каркаса параллелепипеда? Как найти сколько необходимо взять бумаги, чтобы обернуть каркас? |
Рассматривают макет параллелепипеда. Составляют кластер, выдвигают свои предположения. Отвечают на вопросы учителя: - у параллелепипеда шесть граней; - они имеют форму прямоугольников. - У параллелепипеда 8 вершин, имеют форму точки. Ребер 12, в форме отрезков. Длиной, шириной, высотой. Да, можно. У него все измерения равны. Грани имеют форму квадрата. Длина всех рёбер Р = 4×(a+b+h) Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда S = 2×(a×b+a×h+b×h) |
Графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия и позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. |
Проработка содержания темы Решение проблемных ситуаций 15 минут |
Закончите предложение: - каждая грань куба имеет форму … - каждая грань прямоугольного параллелепипеда имеет форму … - куб имеет … ребер - прямоугольный параллелепипед имеет … ребер Какие измерения необходимо выполнить, чтобы вычислить площадь поверхности и объем куба? Почему? Найдите объем и площадь поверхности куба, ребро которого равно 6 см. Найдите объем и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда с измерениями 3 см, 4см, 10 см. Как изменится объем прямоугольного параллелепипеда, если: - одно из измерений увеличить в 2 раза? - одно из измерений увеличить в 2 раза, а второе – в 3 раза? - одно из измерений увеличить в 2 раза, а второе – уменьшить в 4 раза? - все измерения увеличить в 3 раза? |
1. - квадрата; - прямоугольника; - 12 ребер; - 12.
6х6х6=216 см2
2(3х4+4х10+3х10)=164см2 5. - увеличится в 2 раза; - увеличится в 6 раз; - уменьшится в 2 раза; - увеличится в 27 раз. |
Решение проблемных ситуаций способствует формированию творческих способностей школьников, развивает их самостоятельность. |
Эмоциональная разрядка Метод “Земля, воздух, огонь и вода”. 2 минуты |
Учитель через непродолжительные паузы называет 4 стихии, а дети выполнят соответствующие движения. |
Учащиеся выполняют движения: вода – руками движения пловцов, воздух – руки поднимаем вверх, огонь – вращательные движения руками, согнутыми в локтях, земля – присесть. |
Развитие образного мышления, релаксация. |
Рефлексия метод «Дерево» 5 минут |
Учитель подводит итог. Если на дереве окажется больше зелёных листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, в проведении урока были допущены ошибки. |
Ребята приклеивают свои листочки на дерево: зелёные – со сбывшимися ожиданиями или жёлтые – со сбывшимися опасениями. |
Формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальных учебных действий |
Домашнее задание |
Комментирует домашнее задание. П. 22, вопросы 1-14, № 600, 601, 603. |
Записывают домашнее задание. |
Приложение. Кластер «Прямоугольный параллелепипед»
Лукьянченко Светлана Викторовна